Поможет ли северная магия счастью новобрачных?

522 0

Весна и осень, как известно, традиционное время для свадьбы. Такие уж сложились народные обычаи, что в Колядки да на Купалу молодежь встречается, приглядывается друг к другу, а весной, на Красную горку, и осенью, на праздник Авсеня, свадьбы играют. У нас на Севере больше на осень свадьбы переносили — лето короткое, многое успеть надо, а после трудов праведных летних, уж и праздник на весь мир закатить. Многое можно рассказать о северной магии в период свадьбы — ведь это, как рождение и смерть, свадьба — одно из самых важных событий жизненного Коло. На сайте «Северной сказки» мы много пишем о славянской мифологии и славянских оберегах , но сейчас, по сусекам своим помела, нашла потрясающие воображение заговоры — свадебные обереги. Покажу вам богатство, доставшееся с 19 века.

Известно, что на свадьбы всегда приглашали Знатка, чтобы читал он заговоры на счастье молодых. У нас все эти заговор имеют общее название «свадьбы отпущать». Приведённые в статье северорусские заговоры читали во время «свадебного поезда» и нашёптывали на традиционный свадебный оберег — куклу «Неразлучники».

 

 

Свадебный оберегъ (Олонецкая губерния, 19 век)

 

Свадебные обереги — это заговоренные предметы и слова, которые на них говорятся. Например, на веник, которым моется в бане невеста перед свадьбой. Веник, убранный лентами, несут перед молодой. Перед тем, как войти в баню, его бросают, и по тому, как он лёг, гадают о замужестве.

 

 

1

Боги Родные, послухайте моё чаянье! Есть святое море Акіянъ; на томъ святомъ морѣ Акіянѣ есть бѣлъ камень Латарь; на томъ бѣломъ камени Латарѣ сѣдитъ старъ матеръ человѣкъ, волосомъ сѣдъ, бородою бѣлъ; стоитъ отъ того матера человѣка Гесимянная гора отъ востока и до заката, отъ лѣта и до сѣвера. И ѣздитъ по той по Гесимянной горѣ отец Сварог на своемъ на сивомъ конѣ, со своимъ златымъ копіемъ и встаетъ на стражѣ около князя молодово первобрашнаго (имя рекъ) и около княгини молодые первобрашные (имя рекъ), и около тысецкого, и около сватьевъ, и около князевыхъ бояръ, и около свершниковъ и запетниковъ, и повозников; и ставитъ отец Сварог желѣзной тынъ отъ востока до заката и отъ лѣта и до сѣвера; отъ камяной горы до небесной высоты, до Ирея Светлого; отъ Ирея Светлого до каменной горы; отъ каменной горы до желѣзной подошвы, до трехъ китовъ; а толщина по три сажени печатныхъ. Ѣздитъ самъ отец Сварог на своемъ на сивомъ конѣ, со своимъ златымъ копіемъ къ мѣднымъ воротамъ, къ булатнымъ вереямъ; и ставитъ самъ отец Сварог первого Сварожича съ скипетромъ, а у другой вереи второго Сварожича съ скипетромъ и пропускаетъ князя первобрашнаго (имя рекъ) съ тысяцкимъ и свахами, и дружками, и князевыми боярами, съ вершники и запятники, и повозники, и со мной, (имя рекъ); — пропускаетъ сквозь мѣдныя ворота, сквозь булатныя вереи князя молодого первобрашнаго (имя рекъ) и княину молодую первобрашную (имя рекъ) съ тысяцкими и дружками, и свахами и князевыма боярама, съ вершники и запятники, и повозники, и со мною (имя рекъ). И отец Сварог, и Сварожичи затворяютъ ворота к булатнымъ вереямъ, замыкаютъ (такъ!) своимъ златымъ замкомъ, оставляетъ ключъ у меня, (имя рекъ). Самъ отец Сварожичь со своимъ златымъ копіемъ, а Сварожичи съ скипетромъ около князя молодого, первобрашнаго (имя рекъ) и около княини молодые, первобрашные (имя рекъ), и около тысецкого, и около свахъ, и около дружекъ, и около князевыхъ бояръ, и около меня, (имя рекъ), колдуна, колдунью, вѣдуна, вѣдунью въ ретивое серцо, въ мякое леко, въ черную печень, — чернаго, черемнаго, русаго и краснаго, однозуба и двоезуба, стараго и малаго, и середолица. И хто лихо подумаетъ на князя молодово, первобрашнаго (имя рекъ) и на княину молодую первобрашную (имя рекъ), и на весь князевъ поѣздъ, и на меня (имя рекъ) — убереги, убереги, поставьте того отреченика въ землю смоливымъ пнемъ, облейте ретивое серце смолою, огнемъ, выжги у его уста и серце со злыми дѣлами въ день поцолцемъ, въ ночь подъ мѣсяцемъ, по утру рано, въ вечерѣ поздо, по всякъ день, по всякъ часъ, по всяко время, на ветху мѣсяцѣ и на молоду, на полнѣ и на перекроѣ. И тѣмъ моимъ словамъ ключъ и замокъ. Кое слово забылъ, то слово поставьте, Боги Родные, всѣхъ напередъ. Вики пувики, отыне дувики.

 

 

Свадебный оберегъ (Олонецкая губерния, 19 век)

 

Новобрачная и жених готовят своими руками друг другу обереги. Например, у нас на севере жених делал и расписывал прялку — до сих пор сохранилось у нас много прялок, от которых так и веет любовью и ожиданием счастья. Конечно, лучшим оберегом от всякой порчи и сглаза всегда были чистота сердец и любовь новобрачных, но и проверенные заговоры всегда были в почёте!

 

 

2

 

Силы небесные, послухайте моё чаянье, поставьте къ моему дѣлу поспѣшеніе и поможеніе, а я, (имя рекъ), вамъ, государямъ, отъ поту лица своего слова говорю; вамъ, государямъ, свѣчи затеплю. И ты когда, колдунъ и колдунъя, вѣдунъ и вѣдунья, отречешися сего свѣту, житія-бытія своего и когда потребиши отца или матерь, лишишися сего свѣту, житія своего; и когда опрокинешь на край небо, опрокинешь на край землю до желѣзной подошвы, до трехъ китовъ; и когда принесешь отъ трехъ китовъ ретивое сердце и съ горячей кровію, и съ мягкимъ легкимъ1), и съ черной печенью ко мнѣ, (имя рекъ), — въ тотъ часъ тотъ колдунъ и колдунья, вѣдунъ и вѣдунья князя молодого испортить (имя рекъ) и княгину молодую (имя рекъ), и съ тысяцкимъ, и съ всѣми и друшками, и со всѣмъ поѣздомъ, съ вершники и запятники, и со мной, (имя рекъ), килу привяжешь, икоту напустишь, нелюпку напустишь, мокрую грыжу напустишь, дрожъ напустишь, къ лавкѣ привяжешь, у передоѣжжихъ щеки, запрешь въ путѣ, въ дорогѣ, и коней въ воротахъ поставишь, языкъ въ удилахъ запрешь, к назьму сани приморозишь, въ пути въ дорогѣ дороги украдешь, въ пустой дворъ заведешь, изъ сѣдла вышибешь, потпруги подорвешь, изъ саней вышибешь и внизъ опрокинешь, завертки подорвешь, и гужи подорвешь, — тебѣ того дѣла не здѣлать не которымъ дѣломъ не похитрить и не помудрить, своего отца и матерь не полишить сего свѣту, житія и бытія ихъ и мѣста, и тебѣ, колдуне и колдуньѣ, заповѣди не полишить и не учинить, не поставить на край небо и внизъ землю не опрокинуть до желѣзной подошвы, до трехъ китовъ, не принести изъ трехъ китовъ ретивого сердца съ мягкимъ легкимъ и съ черною печенью ко мнѣ (имя рекъ). А тотъ часъ и тогда тотъ колдунъ, колдунья, вѣдунъ, вѣдунья, князя молодово (имя рекъ) и княину молодую (имя рекъ) и съ тысяцкимъ, и съ свахами, и съ друшками, и со всѣмъ поѣздомъ: съ вершники и повозники, и со мной, (имя рекъ) килу не привязать, икоты не напустить, нелюпку не напустить, мокрые грыжи не напустить, къ лавкѣ не привязать, у передоѣжихъ щекъ не запереть, въ пути и въ дорогѣ коней въ воротахъ не поставить, языкъ въ удила не вбитъ и къ назьму сани не приморозить, въ пути и въ дорогу не укрась, въ пустой дворъ не завезешь и въ огородецъ не завезешь, и въ дроводѣлъ не взаведешь, изъ сѣдла не вышибешь, потпругъ не подорвать, изъ саней не вышибить, внизъ не опрокинуть, завертокъ не подорвать, гужей не изорвать, — того тебѣ дѣла не здѣлать не какимъ, не которымъ дѣломъ. Или, кто на князя первобрашнаго (имя рекъ) подумаетъ и на кнеину первобрашную (имя рекъ), и на весь поѣздъ княжей, и на меня (имя рекъ), — ангели, архангели, поставьте того отреченика въ землю смоливымъ пнемъ, облейте ретивое серце ево смолою огненной, црь (такъ!) выжги у его очи, замкни уста съ ево злыми дѣлами — въ день подъ солнцемъ, въ ночь подъ мѣсецемъ, по утру рано, вечеру поздо; по всякъ день, по всякъ часъ и по всяко время; на верху и на молоду, на полнѣ и на ущербѣ, и въ сей часъ; и буди тѣмъ моимъ словомъ ключъ и замокъ. Всегда и нынѣ, и присно, и во вѣки.

 

 

Свадебный оберегъ (Олонецкая губерния, конец 18 века)

 

Во время свадебного поезда опытный Знаток читает заговор, охраняющий молодых — ведь это время очень опасно, потому как молодые идут между мирами, их жизнь изменяется и их мир становится другим.

 

 

3

Воймя рода. Есть въ западной стороны море Белое; въ томъ же мори есть островъ; на томъ же острову выросло древо, на томъ же древѣ корень и вѣтвіе. На томъ же древѣ сидитъ желѣзенъ мужъ, осматриваетъ желѣзенъ мужъ всякаго вѣдуна, колдуна, кудесника, чтобы видѣти мнѣсторожу колдуна и вѣдуна, мужика и женку, и дѣвку. Окажи мнѣ на всѣхъ четырехъ сторонахъ, окажи мнѣ сторожу въ избѣ или на улицы, въ пиру или на сварбы, или у заплота или за плахами или за рѣкою, вездѣ, кто гдѣ не стоитъ, какъ бы сторожа не тронуть. Тотъ же желѣзенъ мужъ, кабы на колдуна и вѣдуна тенетъ онъ лукъ, отворачиваетъ недобрыя словеса и рѣчи колдунове и вѣдунове, яже онъ врагъ ими на меня вражитъ, онъ отворачиваетъ, тотъ же желѣзенъ мужъ. Или баба еси сътьми же, тотъ же врагъ ее же, кабы она легонько въ зубы подолъ знела и подругу бы оказала, руки бы зняла, своего дьявола звеселила, да тотъ же желѣзенъ мужъ въ избу привяжи ея къ печному столбу, а на улицы къ огороду. А мужикъ тотъ же колдунъ надо мною пытаетця; ты же желѣзенъ мужъ, кабы насъ не няла ево ни слова, а ему колдуну не чѣмъ бы ему отъ меня не онятця; сведи его тотъ же желѣзенъ мужъ, сведи ево въ баню и поставь его въ каменицу головою, иже ево врага, кой вражитъ, и повесь ево же вверхъ ногами у стропилъ ко одному углу, и броси ево же о сыру землю, да тотъ же желѣзенъ мужъ не отпущай меня (имярекъ); его врага о землю порази, ево стречника. Или у князя молодова лошадь подтыкаетця отъ подтычки, или у свахи, у тысечково, у дружекъ, у сторожа, у всево княжева поѣзду прибору отъ воженія, которая врагъ повалить захочетъ о крѣпостѣ, тотъ же желѣзенъ мужъ обороняетъ меня, имярекъ, сторожа и князя и княгину, тысецкаго, дружекъ и весь княжей приборъ, бросаетъ ево того же врага, какъ бы на насъ не думалъ, броси ево о сыру землю; во вѣкъ вѣковъ.

(Списанъ П. С. Ефименкомъ изъ старинной рукописи, доставленной крестьяниномъ Холмогор. у. Дохтуровымъ).

 

 

Свадебный оберегъ (Олонецкая губерния, конец 18 века)

 

Венчальную одежду молодых украшает и защищает одновременно вышивка, красная на белом. Непременно в свадебных мотивах присутствует солнце в виде разнообразных свастических символов и знаки «поля» — символ богатства и плодородия. Солнце присутствует и в заговорных словах, которые читаются над молодыми.

 

4

 

Воймя рода. Есть святое море акеянъ; на томъ море окіяне бѣлъ красенъ камень; на томъ бѣломъ красномъ камени, звѣрь лубимечь, охватилсе и обогнулсе зверь лубимечь зъ бѣлымъ каменемъ, не отходитъ прочь; и какъ охватилсе звѣрь лубимечь, обогнулсе зверь лубимечь и прочь не идетъ, такъ же бы охватиласе и обогнуласе та имярекъ съ тѣмъ имярекъ; и какъ любимечь звѣрь обогнулъ бѣлъ камень, и тако бы обогнулася та имя рекъ, и любилися между собою тѣ мужъ да жена другъ по другѣ. Коль жарко разгораетца кирпичная печь, въ той огненной печи дубъ и дрова, коль жарко разгораетца дрова и угольѣ, коль жарко и пылко, столь же бы пылко, столь же бы жарко горѣло сердце и кровь, въ день бы она ходила, голова бы у ней болѣла, сердце бы щемило, хлѣба бы не ѣла, другъ безъ друга головы у нихъ болѣли, въ ночь сна другъ безъ друга не было. Коль ярко горитъ свитая свѣща предъ образами божіими, толь же бы ярко горѣло сердце у имярекъ по имя рекъ днемъ и ночію, и какъ всякая мати тужитъ и плачетъ по своемъ сынѣ, спустя на чужую сторону, неутѣшно плачетъ, такъ бы тужила и плакала та имярекъ по имярекъ: она глазомъ завидитъ, ухомъ заслышитъ, усмотря сердцемъ возрадуетца имярекъ по имярекъ душею своею и сердцемъ. И какъ идетъ сонцо къ вечеру на покатъ на западъ безотпятно, такъ же бы та имярекъ по имярекъ безотпятно, и безъотворотно. Во вѣкъ вѣковъ.

(Списано П. С. Ефименкомъ со старинной рукописи, доставленной крестьяниномъ Холмогорскаго уѣзда Дохтуровымъ).

 

 

Свадебные указы

 

В свадебных обычаях непременно участвуют куклы. По этому случаю шьют куклы Деда да Бабы — это образы Предков, что покровительствуют молодым. Их ставят или сажают перед молодыми на стол, ставят перед ними требную мису, в которую кладётся первый кусочек от каждого блюда. К тому же дарится особая сдвоенная куколка — «неразлучница», изображающая самих молодых, держащихся за руки. Куколку заговаривали.

 

5

Вот такую куклу «Неразлучники» можно приобрести в нашей лавке «Северная сказка»

 

Как все силы небесныя сотворили небо, землю, море, оградили песками и рукою, ногами, оградите меня, Неразлучницу, каменнымъ градомъ о трехъ запорахъ и заборонахъ, поставите желѣзенъ тынъ въ небесную вышину и въ морскую глубину, поставите желѣзенъ тынъ, желѣзныя вереи и мѣдныя ворота, затворите замки тѣ, схороните въ двинскую вершину и въ камянную пещеру, отъ вѣдуна и отъ вѣщицы, отъ волхва и отъ кудесника и отъ всякаго злаго человѣка, недобраго. Коли тѣ ключи найдетъ вѣдунъ и вѣщица, а замки отомкнетъ, и ворота отворитъ и градъ потопитъ, ни вѣдуну, ни вѣщицы тѣхъ ключей не нахаживать, и воротъ ни замковъ не отмыкивать, и воротъ не отваривать, а меня, Неразлучницу, не порчивать, и тѣ слова говорить земляной силою и водяною во вѣки, ключ, замок

А говорить тѣ лова на два куска на хлѣбъ, да на безушую новую недержанную иглу, да на булавку новуюжъ недержаннуюжъ, а булавку безушую тыкать въ воротъ въ рубашной, а тыкать ушми вверхъ, а востріемъ къ земли, да на куклу неразлучницу

Указъ: свивать свѣчи на посолонъ брачныя и говорить, и какъ совьешь, и поставь предъ образами божьими, и зажги, и до конца дай згорѣть, чтобы не осталось ничего, себя оградить: Востану язъ им. р., пойду по восточную сторону, ставлюсь на мѣдное гумно, покрываюся краснымъ солнцемъ и свѣтлымъ мѣсяцомъ, огражаюся частыми звѣздами, что вострыми стрѣлами, язъ им. р. отъ всякаго друга и недруга и отъ всякаго жива человѣка

Указъ какъ говорить: положить въ воду непитную сребро, и то судно поставить на хлѣбную квашню, говорить, и тою водою мазатися сохранно на чистомъ мѣстѣ, а лица не утирать, а досталь воды выпить и вылить въ чистое мѣсто и въ харчу, и серебромъ утиратися по лицу, и серебро отдать на доброе дело.

 

Заключение

 

Вот такие заговоры бытовали у нас на Севере. В них слилось в один впечатляющий образ и вера в волшебство, и почитание сил небесных, и желание уберечь молодых от чёрных воздействий и пожелание им счастья.

Кто ж заговорит нынешних молодых брачующихся от уроков и призоров, кто подарит им заговорённую куколку –неразлучницу, да совъёт свечи на посолонь и поставит на алтарь?

 

Надеюсь только на то, что разглядит нынешняя молодежь за этими «бабушкиными сказками» мудрость народную, многими тысячелетиями проверенную!

 

Счастья роду вашему!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)