Украинские черные списки. Запрет как символ демократии
Большинство государств современного мира сегодня декларируют стремление к демократии и гражданским свободам. Однако всё это стремление существует лишь на бумаге. Реальный же курс большинства государств диаметрально противоположен их стремлениям. На деле мы с вами имеем массу разнообразных запретительных списков, будь-то «черные» или санкционные. Все эти списки служат одной цели – оказать давление, что, безусловно, противоречит идеям и принципам демократии. Создавать разнообразные черные списки, внося туда всех неугодных политической элите людей – удел тоталитарного государства с авторитарным режимом власти.
Вы только посмотрите, государства, претендующие на право считаться вестниками демократии (страны Евросоюза и США), оказывают на Россию давления посредством санкционных списков, запрещая своим национальным компаниям сотрудничать с российскими партнёрами. Диктат? Мне кажется, что да. Глядя на всё это, Украина, считающая себя европейской страной с демократическими ценностями во главе, решает, что и ей можно устроить тотальный контроль над сферой потребления собственных граждан, запретив уже буквально всё российское. Где демократия-то? Может уже пора отказаться от этой высокопарности, называя вещи своими именами?
«Культурные чёрные списки» Украины
Ополчиться на российских деятелей культуры, которые поддержали воссоединение Крыма с Россией, либо осудили действия украинских солдат в Донбассе, на Украине решили довольно быстро. Решив ковать железо, пока горячо, Министерство культуры Украины опубликовало «чёрный список» из 83 публичных лиц, заявив, что они угрожают национальной безопасности Украины, поэтому певцам, попавшим в список, запретили гастроли по Украине, а украинским телеканалам запретили показывать фильмы с участием актёров из «блэклиста».
«Угрожают национальной безопасности»! Я просто не совсем представляю, как Михаил Сергеевич Боярский может угрожать Украине? Да, он некогда играл Д’Артаньяна, являясь грозой для всех своих кинематографических врагов, но я сильно сомневаюсь, что у Михаила Сергеевича было дикое желание затыкать Украину шпагой. Или Сергей Витальевич Безруков? Я понимаю, что образ Саши Белого весьма и весьма колоритен в исполнении данного актёра, однако, украинцам следовало бы помнить, что это по-прежнему сериал. Бояться этого персонажа у них нет никаких оснований.
Тем не менее, представители украинского шоу-бизнеса уверены, что списка Минкульта недостаточно, поэтому они написали президенту письмо с просьбой запретить ВСЮ интеллектуальную продукцию из России. Продажи российских фильмов и музыки, мол, угнетают украинское медиапроизводство, ещё и принося прибыль «стране-агрессору». Существующий запрет на показ 400 российских фильмов и сериалов на Украине, по мнению шоуменов, пока не полностью защищает украинское национальное самосознание, ведь, как они считают, сегодня вся музыкальная и кинематографическая продукция из России полностью состоит из голой пропаганды.
Примеров ждать от них, конечно, бесполезно. Ведь какие могут быть примеры у голословных обвинений. Украинские шоумены пытаются просто-напросто захватить рынок шоу-бизнеса, вытеснив с него всю ту продукцию, которая создаёт ненужную им конкуренцию. Всё же в отсутствии конкуренции работать проще. Народ Украины будет ВЫНУЖДЕН потреблять только то, что ему положат на тарелку.
Между тем, проблески разума на Украине заметны только лишь в партии «Оппозиционный блок». Члены именно этой организации подали в суд на решение Минкульта с требованием обосновать причину попадания в список каждого деятеля российской культуры. Быть может, Минкульт наконец-то даст нам ответ, в чём именно заключается эта таинственная угроза национальной безопасности, которую несут с собой эти 83 человека? Киевский суд, согласно иску, обязал Минкульт ответить, однако, украинское министерство сообщает, что слыхом не слыхивало ни о каких судебных постановлениях. Что ж, может ещё услышат.
Чёрный список Голливуда. Откуда есть пошла Украинская земля
История Соединённых Штатов лёгким шелестом страниц научила украинцев плохому. Как пример я возьму печально известный «Чёрный список Голливуда», который ещё в далёком 1947 году похоронил «свободную Америку».
Всё началось в 1934 году, когда при Палате представителей Конгресса США была создана Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Данный орган должен был разоблачать людей, симпатизирующих коммунизму и пропагандирующих его идеи, однако, начало Второй Мировой войны и союз с СССР поспособствовали менее пристальному вниманию к персонам американских коммунистов.
После окончания войны, когда к власти в США пришли республиканцы, началась новая война. Холодная. Деятельность Комиссии возобновилась с небывалой ранее силой. Началась самая настоящая «охота на ведьм», вызванная необычайным страхом перед «красной угрозой».
20 октября 1947 года Комиссия начала публичные слушания в Вашингтоне. Данный разбор полётов не носил судебного характера, следовательно, каждому, кого заподозрили в коммунистических убеждениях, предстояло защищать себя самому. Из 19 человек, лояльных к коммунистам, опросили только 11. Десять из них отказались отвечать на вопросы Комиссии, ссылаясь на первую поправку к Конституции. И только Бертольд Брехт не проявил чудес солидарности, ответив, что никогда не был коммунистом, после чего покинул страну.
Имена так называемой голливудской десятки, которая не дрогнула перед лицом Конгресса, облетели весь мир. Сценаристы Далтон Трамбо, Ринг Ларднер-младший, Сэм Орнитц, Лестер Коул и Джон Говард Лоусон. Писатели Алва Бесси и Альберт Мальц. Продюссер Адриан Скотт. А так же режиссеры Эдвард Дмитрык и Герберт Биберман. Однако Комиссия решила не принимать их отказа - отвечать на вопросы, обвинив деятелей искусства в «неуважении к Конгрессу».
Начались судебные тяжбы. В итоге, в 1950 году, «десятку» посадили в тюрьму. Каждого сроком на 1 год. А уже 22 июня 1950 года стал распространяться буклет Red Channels, в котором фигурировала 151 фамилия. Каждый человек в свеженапечатанной брошюре за свои политические убеждения был назван «красным фашистом» или «симпатизантом красных фашистов». Практически каждому, кто попал в этот памфлет, предстояло испытать трудности с работой в киноиндустрии.
Надо ли объяснять, что из-за страха быть подвергнутыми гонениям в США не осталось коммунистов? 151 человек, творческие пути которых так беззастенчиво оборвала власть, были вынуждены работать страховыми агентами, риэлторами или продавцами. За их убеждения путь в Голливуд для них закрыли навсегда. Значимость «черных списков» упала лишь в 1960 году, когда Стенли Кубрик снял своего «Спартака», а Отто Премингер свой «Исход». Оба фильма снимались по сценарию Далтона Трамбо, одного из опальных сценаристов, которому пришлось отсидеть в тюрьме.
Как вам такая свобода слова? Да, в США тех лет такие люди как знаменитый актёр Хамфри Богарт, актриса Джин Келли, режиссёры Уильям Уайлер и Джон Хьюстон пытались создать Комитет по защите свободы слова, однако, его пришлось распустить из-за сильного давления властей. Вот вам и свободы.
Неудивительно, что на Украине сегодня творится практически то же самое. Смотря влюблёнными глазами на Запад, украинская власть вожделеет пройти «великим путём» новых братьев. Вот только давайте называть вещи своими именами. Какая, извиняюсь, «европейская страна с демократическими ценностями»? Тут уж скорее – страна, желающая дружить с США любыми возможными способами, пускай и в ущерб демократии.
Савелий Панфилов