Возвращение британского льва
Перевод статьи о причастности Великобритании к ирано-саудовскому конфликту, опубликованной на сайте israelnationalnews.com
О роли Лондона в иранско-саудовском конфликте.
За долгое время послевоенного мира Великобритания если и не была оттеснена на обочину большой мировой политики, то находилась в тени старшего атлантического брата – США. Сложный роман со структурами ЕС также не способствовал усилению позиций Форин-офиса даже в тех регионах, которые раньше находились в зоне полного контроля британской империи. Однако приход к власти в мае 2010 г. кабинета Дэвида Кэмерона резко изменил ситуацию. Следует отметить, к примеру, изящество, с которым британское правительство похоронило внешнеполитические амбиции французского президента Николя Саркози, достойное занесения в учебники для будущих дипломатов. Увидев серьезную угрозу в лоббируемом французами проекте «Средиземноморского союза», чреватого утерей Британией контроля над линией своего военного присутствия на Средиземном море «Гибралтар – Мальта – Кипр» правительство Кэмерона инициировало создание «бесполетной зоны» над Ливией, что и привело к ливийской операции НАТО. Важнейшим ее итогом стало возвращение Британии к активной средиземноморской политике и фактические похороны проекта «Средиземноморского союза». «Мы по могуществу вернулись на Средиземном море в 1943 год», – подвел итоги ливийской операции Д. Кэмерон в своем выступлении 19 октября 2011 года. С этих пор Лондон последовательно усиливал свою роль в средиземноморско-ближневосточном регионе.
С сентября 2014 г. британская авиация стала наносить авиаудары по позициям ИГ в Ираке, а в ноябре 2015 г. Британия начала строительство военно-морской базы в Бахрейне. Любопытное заявление Дэвид Кэмерон сделал в августе 2013 года: если из-за конфликта на Синайском полуострове возникнет ситуация, угрожающая Суэцкому каналу, Британия и Франция могут взять его под контроль. Учитывая, что среди стран НАТО Королевский военно-морской флот сейчас второй по боевой мощи после флота США и способен самостоятельно проводить военные операции в глобальном масштабе, то Франции Кэмерон отвел почетную роль «подавальщика патронов». Можно сказать, самостоятельная французская политика ушла в прошлое после ливийской операции НАТО, Париж покорно дал поставить себя в стойло «атлантического партнерства».
Основной задачей агрессивной внешней политики Великобритании на Ближнем Востоке является поддержание состояния «перманентной войны». Собственно, инструмент «разделяй и властвуй» для Лондона привычен, даже традиционен. Достаточно вспомнить, как британские колонизаторы провели границы в оставляемых владениях, заложив базу для незатухающих кровавых конфликтов, как они последовательно вносили раскол в отношения крупнейших политических игроков ЕС, полностью оправдывая меткое определение Шарля де Голля «троянский конь США в Европе». Не утративший эффективности инструмент был успешно использован и совсем недавно, с целью обострения ситуации на Ближнем Востоке. Для многих решение официального Эр-Рияда предать казни популярного среди шиитов СА и Ирана проповедника Нимр ан-Нимра, вот уже почти три года находившегося в заключении, было совершенной неожиданностью. Для многих, но не для Кэмерона, лично санкционировавшего эту циничную (хотя и удачную) провокацию МИ-6.
Искать причину этого религиозно-политического кризиса следует в кабинетах крупнейших нефтяных и оружейных промышленников Великобритании. Молчаливо согласившись отойти на второй план в вопросах внешней политики, Париж вовсе не был намерен уступать Лондону на полях торговой войны. Причем фронты этой тихой войны пролегают как в Саудовской Аравии, так и в Иране, ожидающем снятия экономических санкций. Стоило немного забуксовать золотоносному договору, известному под названием проект «Аль-Салам», по приобретению Эр-Риядом у корпорации «БАЕ Системс» 72 истребителей «Еврофайтер Тайфун», как дельцы «Дассо» молниеносно подоспели с предложением своих «Рафалей». Но особый зубовный скрежет британских челюстей вызвал мощный коммерческий десант в Тегеране (03.02.2014) организованный французской федерацией промышленников MEDEF. В состав французской делегации входили представители таких компаний, как Total (нефтяная промышленность), Alstom (машиностроение), Renault (автомобильная промышленность), Orange (телекоммуникации), Lafarge (производство строительных материалов). Были представлены также такие отрасли, как консалтинг, управление активами, пищевая индустрия, судоходство, строительство, юридические услуги, страхование, реклама, фармацевтика, банки. На этом фоне запоздалый летний визит 2015 года министра иностранных дел Великобритании Хаммонда с представителями Ройал Датч Шелл и шотландской производственно-строительной фирмы «Вейр Групп» выглядел блекло. Как, впрочем, и конечные результаты коммерческих переговоров. «Раковина» обязалась выплатить Ирану старый долг и только после этого аятоллы ей милостиво разрешат открыть в стране свои бензоколонки на равных условиях с французской «Тоталь». Чтобы понять глубину унижения Лондона в этом вопросе, нужно вспомнить период Второй мировой войны. Благодаря регулярным поставкам иранской нефти, британский флот не имел никаких проблем со снабжением топливом. Великобритания была эксклюзивным партнером и практически полностью контролировала нефтедобычу Ирана.
Нет ничего удивительного, что на Даунинг-стрит было принято решение немножко осадить французов. Как уже было сказано выше, начали с саудитов. Благодаря тщательно подготовленному «сливу», на стол главы Службы общей разведки Саудовской Аравии Юсефа аль-Идриси легли материалы, свидетельствующие о повышенном интересе Генерального директората внешней безопасности Министерства обороны Французской Республики (DGSE) к проблемам шиитского населения Саудовской Аравии, ставших причиной волнений в 2011 – 2012 гг. Особенное внимание в «шиитском досье» уделялось контактам харизматичного проповедника Нимр ан-Нимра с агентами DGSE. Реакция последовала незамедлительно, вызвав резкое усиление напряженности между Эр-Риядом и Тегераном, хотя истинным адресатом послания саудитов был Париж. Впрочем, эта история еще не закончена. Кого же еще расчленят когти британского льва ради утверждения своей власти?
Источник: Arutz Sheva