О творческой свободе
Родоначальник современных блокбастеров рассказывает о свободе творчества.
У советских режиссеров было больше свободы, чем у меня
Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас в интервью Чарли Роузу пожаловался на отсутствие творческой свободы. «В том мире, где мы живем, в системе, которую мы создали сами для себя – это крупная индустрия – нельзя терять деньги. Смысл в том, что тебя вынуждают снимать определенное кино. Я всегда отвечал тем, кто, тогда, еще во времена Советского Союза, спрашивал: “Как, разве вы не рады тому, что живете в Америке?”. Я всегда им отвечал, что знаю многих российских режиссеров, у них куда больше свободы, чем у меня. Им нужно всего лишь быть осторожными с критикой правительства, а так они могут делать, что захотят», – приводит Wall Street Journal слова режиссера.
В противовес мнению Лукаса издание опубликовало фрагмент из книги «История российского кино» Биргит Боймерс, исследовательницы из Бристольского университета. По ее наблюдениям,
авторский кинематограф в эпоху застоя (1967 – 1982) переживал трудности из-за своего поэтического языка, недоступного широким массам, и из-за того, что его символизм мог идти вразрез с политической повесткой дня. Порой международная поддержка могла привести к тому, что картину показывали на тех или иных фестивалях, в то время как у себя дома она либо вообще не выходила, либо выходила в ограниченный прокат. Биргит Боймерс приводит в качестве примеров картины «Андрей Рублев» Тарковского (выход в прокат отложен на 7 лет) и «Проверка на дорогах» Германа (запрещена к показу).
Комментарии читателей Wall Street Journal:
Krishnan Chittur: Есть что-то патологическое и достойное осуждения в том, кто заработал МИЛЛИАРДЫ долларов, снимая фильмы в США, и в то же время хвалит ТОТАЛИТАРНУЮ систему как в СССР. Отвращение, ненависть к себе, глупость – называйте как хотите – но Лукас просто больной и отвратительный человек. Если он верит в то, что говорит, ему нужно переехать в рай под названием Северная Корея.
Peter Stimes: Я буду вечно благодарен Лукасу за две вещи: за то, что он снял первые три части «Звездных войн» и за то, что отказался иметь что-либо общее с будущими сериями. Возьмите 4 миллиарда долларов, полученных от Disney, Джордж, выдайте эти деньги подающим надежды режиссерам на ваш выбор.
Jacqueline Tillman Harty: Ленин, признавая влияние визуальной стороны на обществнное мнение и политику, в свое время отметил, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. После революции 1917 года советская киноиндустрия была национализирована. И Лукас восхищается этим?
MICHAEL GRAB: Еще один, весьма наглядный пример мышления гения, подарившего нам Джа-Джа Бинкса.
https://russian.rt.com/inotv/2016-01-04/D
PS. Собственно, это далеко не первый случай подобного фрондерства у одного из самых успешных американских режиссеров. Вопреки распространенному мнению, что в "Звездных войнах" он под Империей вывел Советский Союз, в оригинальной трилогии было куда как больше отсылок к нацистской Германии, а вот в трилогии приквелов, Лукас уже особо не скрываясь вывел под врагами демократии и Республики администрацию Буша и проводил параллели с войнами в Ираке и Афганистане, показывая как демократию сменяет диктатура под вывеской патриотизма и борьбы с сепаратизмом. Трилогию приквелов приняли далеко не все – мол разговоров много, политики всякой-разной, но по сути Лукас там попытался в упаковку научно-фантастической сказки запихнуть ряд политических месседжей, которые потом не постеснялся развернуть в ряде интервью, для тех, кто с первого раза не понял, что он имел ввиду.
Главная проблема Лукаса в том, что борясь большую часть жизни против корпораций, он сам в итоге сам стал корпорацией выросшей из придуманный им вселенной, а в конечном итоге продал ее еще более крупной корпорации, которая уже особо и не скрываясь поставила его вселенную на такой конвеер, о котором сам Лукас со всем своим мерчантдайзом даже не мечтал. В итоге Лукас оказался в несколько странной роли миллиардера-фрондера продавшего дело всей жизни, продолжающего брюзжать на тему современной киноиндустрии, которую подмяли корпорации и которым он в конечном итоге отдал свое детище.
http://img0.reactor.cc/pics/post/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0-%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B-119106.jpeg
Почему он поминает свободу советского кино так же вполне понятно, потому что история создания "Звездных войн" была весьма мучительной и первый фильм был снят в большим трудом, так как крупные студии не верили, что из задумки Лукаса могло что-то путное получиться (это сейчас уже трудно найти человека, который не слышал про "Звездные войны" и не знает, кто такой Дарт Вейдер). В итоге у Лукаса сложилась впечатление, что "коммерческая цензура" блокирующая сомнительные с коммерческой точки зрения проекты более вредна, нежели идеологическая, которая существовала в СССР, когда творцы были вынуждены учитывать мнения цензоров. Практика показала, что подавляющая часть советских режиссеров снимавших по настоящему великие фильмы мирового уровня, без цензуры как творцы оказались не состоятельны. Пустая фига в кармане к творчеству не имела особого отношения.
Весьма забавны цитаты разгневанных американцев, для которых такие откровения Лукаса явились разрывом шаблона, но в эпоху штампованных блокбастеров и минимума оригинальности в сюжетах являющихся следствием обусловленности проверенных решений при производстве фильмов, ворчание Лукаса на тему свободы творчества достаточно закономерно, просто его подход плохо вписывается в современный киноландшафт. И даже пресловутый Джа-Джа-Бинкс спустя десятилетия уже не так раздражает, если помнить, что Лукас создал одного из самых раздражающих персонажей в истории кино, которого поминают 16 лет после премьеры весьма среднего фильма. Сейчас время стерильных героев о большинстве из которых забываешь спустя недолгое время после выхода из кинотеатра.