О забытом “аистонце” замолвите слово
Порой детали, почтовые ящики или дверные ручки, могут сообщить о стране больше, чем достопримечательности. В Эстонии флюгеры на крышах не только показывают откуда дует ветер, но и символично рассказывают её непростую историю.
http://i.imgur.com/narTeAE.jpg
Флюгер в виде Аиста – подобные есть на многих крышах Таллина. Стержень флюгера держит лев – символ Дании. Держать то держит, а вот достать не сможет.
Пару лет назад посмотрел фильм нашего земляка М. Задорнова. Недавно вспомнил, как в начале фильма отец даёт сыну почитать книгу и говорит: – Не всё чему учат в школе правда.
Открыл как-то книгу В.Н. Татищева “Исторiя Россiйская”. Интересно описаны времена, когда Рюрика призвали на Русь, в списках из Иоакимовской летописи : Гостомысл имел четыре сына и три дщери. Сынове его ово на воинах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дщери выданы быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем его о сем печаль тяжка, и иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и вещуны угобзи. Вещуны же отвещаша ему, яко боги обещают дати ему наследие от ложесн его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не раждаху, посла паки в Зимеголы к вещунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали.
Единою спящу ему о полудни виде сон, яко из чрева средния дщере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град великий, от плод же его насыщихуся людие всея земли. Востав же от сна, призва вещуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: «От сынов ея имать наследити ему землю, и земля угобзится княжением его». И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большия дщере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшие в Варяги просити Князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рурик со двумя браты и роды ею.
Обратите внимание: Уже в те стародавние времена прибалты в “политбюро” советы давали. Ну что-же кто был дедушка Рюрика понятно, а кто княжил до него?
По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имяна же сих осьми неведомы, ни дел их, разве в песнех древних воспоминают.
Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, идеже Князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на Словяны, Русь и Чудь.
Людие же терпяху тугу велику от Варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие Варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и, шедь на ня, победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи, учини сь Варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудия. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же Князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду.
Выходит, что прадедушкой был Буривой.
Татищев поясняет: – “град Бярмы у русских Корела, у финнов Кекскольм т.е. на двух островах”. Но в летописи сказано на острове, а тут на двух островах. Поискал в интернете – все раскопки Приозёрской крепости в лучшем случае дают XIV. Но где-то я это уже видел “град, иже на острове сый крепце устроенный”.
Решил выяснить про реку Кумень: Кюмийоки, Кюми-Йоки (фин. Kymijoki, швед. Kymmene älv) — река в Финляндии. Вытекает из озера Коннивеси, в центральной Финляндии. Длина реки составляет 204 километра, площадь водосборного бассейна — 37,2 тыс. км². Течёт Кюмийоки в южном направлении. На расстоянии 12 километров от устья русло реки раздваивается и затем, близ города Котка, Кюмийоки впадает пятью рукавами в Финский залив Балтийского моря. Согласно Абоскому миру, в период с 1743 по 1809 гг. по западному рукаву Кюмийоки проходила государственная граница между Швецией и Россией. В русскоязычной литературе того времени река называлась Кумень.
Открываю карту ищу Кумень и что я вижу! Чуть на юго-запад лежит огромный остров под название Остров. Са́аремаа (эст. Saaremaa , швед. Ösel, прежнее название в Российской империи — Э́зель) — самый большой остров Моонзундского архипелага. В скандинавских сагах Сааремаа известен как (исл.) Eysýsla (Эйсюсла), от (исл.) еу «остров» и (исл.) sýsla «округ». Отсюда немецкое и шведское название острова — Эзель (нем.) и (швед.) Ösel. Названия (эст.) Saaremaa и (фин.) Saarenmaa означают то же самое, буквально — «островная земля». На существование древнерусского названия-кальки «Островъ» указывает упоминание в грамотах титула «бискупъ Островский – епископ острова Эзель». Ещё одно название острова — остров Русел встречается в середине XVII века в записках голландца Николааса Витсена «Путешествие в Московию ».
Так начало положено, а где-же “град крепце устроенный”? Google maps мне в помощь. Что-же это за город? Курессаре. А как переводится? С эстонского кург (во множественном числе куред) означает аист, а саар — это остров. То есть — остров аистов. Несколько лет назад мы с семьёй как-то предприняли воскресное путешествие на Сааремаа и естественно заехали в Курессаре. Предоставлю слово официальному путеводителю. …Археологические находки свидетельствуют, что остров был населён как минимум 5000 лет назад. В сагах упоминаются многочисленные стычки между жителями Сааремаа и викингами. Остров был богатейшей землёй древней Эстонии и базой эстонских пиратов, называемых иногда восточными викингами. Хроники Ливонии Генриха Латвийского сообщает об их флоте из 16 кораблей и 500 человек, опустошающем земли на юге современной Швеции, в то время (XII век) датские. В 1206 году король датский Вальдемар II c армией высадился на острове и предпринял безуспешную попытку основать там крепость. Независимость закончилась для островитян в 1227 году покорением крестоносцами и образованием на его территории Эзель-Викского епископства. Верховная власть немцев закончилась в 1559 году, когда остров был продан датскому королю. В 1645 году Сааремаа перешёл более чем на полвека во владение Швеции. В 1710 году, во время Северной Войны войска Петра I завоевали Сааремаа и остров был присоединён к царской России… В другом путеводителе пишут; Можно предположить, что старое название используемое для Сааремаа было Курессааре и применялось для главного острова, в то время как Сааремаа распространялось на весь архипелаг.
Теперь о епископском замке: …Его история началась в XIII столетии и продолжается по сей день. Стоит отметить, что замок Курессааре – это единственная из сохранившихся в Прибалтике построек, которая за многолетнюю историю не претерпела существенных изменений. Старинная крепость стоит в центре города, окружённая глубоким наполненным водой рвом. Её стены и сейчас выглядят неприступными. В качестве строительного материала для замка использовался доломит, считающийся одним из символов острова Сааремаа. Отличительными чертами курессаареской крепости можно назвать стильность, строгость архитектуры и величественную красоту. Точная дата начала строительства главного замка острова Сааремаа, к сожалению, не установлена. Предполагается, что закладка крепости произошло в 1322–38 гг, во время правления епископа Якоба. Первое письменное упоминание о замке датировано 1381 годом. Считается, что закладка комплекса началась со строительства башни Длинный Герман ещё в XIII столетии, вокруг которой с течением времени появились другие постройки. Замок Курессааре изначально планировался как административный центр, где можно было бы проводить собрания и в то же время выдерживать осаду в случае атаки неприятеля. До начала Ливонской войны крепость использовалась также в качестве резиденции Эзель-Викских епископов. В 1559 году замок был продан епископом Йоханнесом V Мюнхгаузеном датчанам. В придачу к нему прилагались и другие епископские владения на Сааремаа. Датский период владения крепостью ознаменовался модернизацией системы укреплений. (Датчане переименовали замок в Аренсбург, что означает орлиный замок. Видимо решили, что “остров аистов” не круто для таких грозных завоевателей.) Используя старую крепостную стену, новые хозяева соорудили систему с толстыми земляными валами и бастионами, которую окружили рвом шириной 30 метров, который заполнялся морской водой. Собственно, в таком виде укрепление предстаёт взору путешественников и сегодня. В 1710 году замок Курессааре перешёл в собственность Российской Империи. Однако, в качестве оборонительной крепости в период русского правления он не использовался. Более того, в 1783 году конвентский дом Курессаре (так звучит ещё одно название крепости) был вообще исключён из списка оборонительных сооружений, а после захвата Финляндии Российской Империей напрочь утратил своё опорное значение...
Но… Рассмотрим замок, рвы и бастионы поподробнее… Начнём с замка:
http://i.imgur.com/jz7Zzec.jpg
Как видите замок как замок ничего особенного – большие грубые камни лежат не идеально, но скреплены раствором и стоят твёрдо. На Сааремаа добывали доломит – разновидность известняка, его обжигали и продавали округе. Вот из него то замок и построен. А вот строители бастионов камень не обжигали, но подгоняли очень точно и цементом не пользовались – вернее пользовались, но только в некоторых арках. Такое впечатление, что в XIII веке у них деньги на цемент были, а в XVI веке то ли деньги кончились, то ли они забыли как цемент делать и камни обжигать разучились.
http://i.imgur.com/ja0wpQe.jpg
http://i.imgur.com/LwdrsZI.jpg
Некоторые эстонские археологи считают, что на месте замка были деревянные строения и когда-то здесь был торговый рынок. При просмотре с высоты становится понятно, что изначально бастионы имели другую форму и позже действительно были пересобраны.
Давайте сравним:
http://i.imgur.com/cCn3Q1l.jpg
Куресааре (ориентация диагонали на северный магнитный полюс, а была ориентация сторон. Магнитный полюс не совпадает с географическим которым пользуется google),
http://i.imgur.com/HmleFXM.jpg
и Новодвинскую крепость под Архангельском (дата постройки которой под вопросом ).
Вот что пишут историки: “Жители Западной Эстонии и островов возводили свои укрепления в основном на небольших всхолмлениях, окружая их круговыми валами. Особенностью градостроительного искусства эстов было усиление оборонительных конструкций за счет сооружения не только земляных или песчаных, но и каменных валов. Причем на севере и западе края такие сооружения строились из плитняка по способу «сухой кладки» , то есть без применения раствора. Возможно, именно это обстоятельство послужило основой для помещенного в начальную часть Хроники Генриха Латвийского сообщения о том, как земгалы пытались свалить в Даугаву каменную башню замка Икшкиле, думая, что камни в ней не скреплены раствором. По той же технологии была сооружена и открытая археологами древняя каменная крепость в Ладоге .”
http://i.imgur.com/2DUrBsx.jpg
Остатки древней кладки (исходный строительный материал) на выступающих уголках.
http://i.imgur.com/1Dbgbpz.jpg
Рисунок замка Ливонского ордена в устье реки Венты. Бывшее поселение Вендов, к сожалению бастионы не сохранились.
http://i.imgur.com/VOJLeMd.jpg
План замка в устье реки Преголя у вислинского залива (“Aistmares” старое литовское название Вислинского залива). Некоторые историки предполагают, что это остатки древнего торгового-ремесленного центра Трусо, откуда начинался знаменитый янтарный путь ). Остались Фридрихсбургские ворота значительно поздней постройки.
Попробуем понять кто же жил там в те давние времена. В эстонских учебниках есть ссылки на римского историка Тацита (55 – 117 н.э.) и на его трактат «Германия », в котором он упоминает древних аестиев (aestiorum gentes). “Аестии поклоняются праматери богов и как отличительный знак носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них – редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на самих отмелях единственные их всех собирают янтарь, который сами они называют glesum (месторождение Клёсовское ). У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.”
Эйнхард в описании жизнь Карла Великого пишет: По окончанию всех этих беспокойств, открылась борьба со славянами (Slavis), которые по нашему называются вильцы (Wilz), а по своему, то есть на своем языке, велатабы (Welatabi). В этом походе, в числе прочих народов, следующих по приказу за королевским знаменем, участвовали и саксы, в качестве союзников, хотя и с притворною, мало преданною покорностью. Причина войны заключалась в том, что ободриты, некогда союзники франков, оскорбляли их беспрерывными набегами и не могли быть удержаны одними приказаниями. От западного океана протягивается на восток залив; длина его неизвестна, а ширина нигде не превышает 100 тысяч шагов, и во многих местах ещё уже. По берегам этого залива живёт множество народов, а именно: даны, свеоны, которых мы называем норманнами; они заселяют северный берег и все острова по его протяжению. Но восточный берег населяют славяне аисти (Aisti) и другие различные народы; между ними первое место занимают велетабы, которым король объявил войну. В один поход, предводительствуя лично войском, Карл так поразил их, что они другой раз не считали полезным отказываться от повиновения (789г.).
Историк VI века Иордан пишет о племенах “Hestii”, которые, наряду с более северными феннами и распространенными к югу венетами, жили за племенем видивариев, жившим близ устья Вислы. Говоря о них, Иордан отметил их миролюбие и то, что они искали поддержки у короля готов Теодориха, прислав ему в дар янтарь.
В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к своему переводу сочинений Орозия указал положение страны Eastland возле страны венедов – Weonodland. Eastland очень велик и там очень много городов, и в каждом городе есть король.
В скандинавских сагах земля под названием Eistland локализуется между Virland или uirlant (Вирумаа на северо-востоке современной Эстонии) и Livland или iflant (страной ливов). На камнях в Скандинавии упоминаются люди: Aistafir, Aistulf, Aistr, Aists, Estulfr, Est(t)mon, Estr, Est и топонимы Estlatum и Eistland.
http://i.imgur.com/AmUW8wC.jpg
Саксон Грамматик писал, что дом берсерка Старкада (Lat. Starkarus) был в Еистланде.
Аль-Идриси в 1154 году описывает страну Астланд . Ивар Леймус считает, что в описании территории Астланда упомянуты Двина и город Межотне.
Посмотрим, что пишет пресса о жителях того времени: В конце III и особенно в начале II тысячелетия до Р.Х. на берегах Балтийского моря появились угро-финны. Примерно в это же время в Прибалтике появляются балты, европейское племя, предки литовцев и латышей. Язык угро-финнов относится к Уральской семье языков. Угро-финнскими народами являются: вепсы, водь, ижорцы, карелы, коми, ливы, манси, марийцы, мордва, саами, удмурты, финны, венгры, ханты, эстонцы и некоторые другие. Угро-финны по происхождению монголоиды, т.е. они ближе к китайцам, чем к своим соседям.
Их можно назвать прибалтийскими «индейцами », т.к. их предки откочевали в Европу из Восточной Сибири. Как известно, предки американских индейцев тоже монголоиды перебрались из Сибири в Америку через существовавший в глубокой древности перешеек, соединявший Сибирь с Америкой. Собственно говоря, жизнь предков эстонцев, живших на берегах Балтийского моря очень напоминала жизнь американских индейцев до появления белого человека. Предки эстонцев занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. От балтов и славян они научились сеять зерно.
Вот, что пишет о внешнем облике угро-финнов крупнейшая литовско-американская ученая с мировым именем Мария Гимбутас в книге «Балты. Люди янтарного моря»: «Скелеты из погребений курганной культуры длинные и европеоидного типа, люди из поселений охотников и рыболовов были среднего роста или низкорослые с широкими лицами, плоским носом и высоко расположенными глазницами. Последние особенности в общих чертах схожи с теми, которыми обладали финно-угорские народы, вышедшие из Восточной Сибири».
В разделе, посвященном расселению славян в Прибалтике М. Гимбутас сообщает: “Процесс славянизации начался в доисторический период и продолжался вплоть до XIX столетия. Кто-то может возразить, что современные эстонцы не очень похожи на монголов или китайцев. Так ли? Внимательно присмотритесь и вы увидите широкие скулы и чуть раскосые глаза. Конечно не у всех эстонцев эти черты бросаются в глаза, но все же это тот стержень, на который нанизывается всё остальное. Посмотрите на лапландцев или на представителей народов русского севера, занимающихся оленеводством, ведь именно так выглядели предки эстонцев, пришедшие на берега Балтики.” Данные генетиков , с небольшими корректировками, подтверждают заключения историков.
Хроника Генриха Латвийского вносит больше путаницы, чем поясняет этническую принадлежность – больше похоже на описания народов по территории обитания. Он выделяет островитян (Osiliani), естов (Estones), поморов (Maritime), поморов естов (Estones maritime), роталийцев (Rotalienses), русских (Rutheni), угавнийцев (Ugaunian), саккаланцев (Saccalanenses), Виронцев, Гервенцев и многих других живущих на территории, которая сейчас называется Эстонией. Интересным выглядит момент, когда тевтоны, саксоны, фризы и ливы напали на естов то “наводить порядок” приплыли и завалили камнями устье Дюны (ввели экономические санкции – перекрыли торговые пути) островитяне. То есть “гасят” одних, а на “разборку” приходят другие! Представьте себе количество тех камней, если в те времена Лиелупе и Двина в море впадали одним потоком! Это создало такой поток, что выйти в море было хоть опасно, но возможно, а вот войти против течения в устье реки было очень проблематично. Немцы были вынуждены углублять устье. Но со временем реки нанесли песка, потом Двина промыла себе другое устье и теперь впадает в море в другом месте.
Откуда у современных эстонцев соотношение генов R1a – 37,3% сопоставимо с N1c – 40,6%, ведь различие составляет менее 10%, и почти как в Латвии R1a – 39% и N1c – 42%? А у соседних финнов N1c 63.2 % (местами достигает 71%) при этом R1a всего 10,5%. У эстонцев гаплогруппа R1a представлена старыми ветвями, с предками, жившими более 4500 лет назад. Возникновение этих ветвей уходит во времена бронзы или энеолита. Интересно отметить, что один из субкладов является северо-евразийской ветвью Z92, от которой произошла ветвь Z280, типичная для значительной части современных русских, украинцев и белорусов. Ветвь Z92 является одной из возможных у вендов . Откуда всё это взялось? И что за народ, который живёт на острове Аистов и называется Аисты или Аести, Еисти или Хестии? Может где ещё встречается? Посмотрим, как называют аистов на других языках. Поучительно, но в далёкой от балтийских берегов Индии на языке малая́лам аист произносится как peruñāṟa, что созвучно славянскому Перуну (на балтийских языках Perkūnas, Pērkons, Percuns). На сербском, хорватском и боснийском – Рода (у входа в церковь Петра и Павла в Каарма с левой стороны замурован в стену лик бога Рода повернутый набок, как сказала экскурсовод: – Немцы это сделали специально, что бы люди приходя молиться в церковь видели как высоко вознёсся христианский бог и как низко пал их языческий идол, а те кто ещё не принял христианскую веру могли бы поклониться Роду, пусть даже и поверженному, но приходя к церкви), на албанском – lejlek, на турецком – leylek, на украинском – лелеки. Да, такой народ достаточно известен – Лелеги (греч. Λέλεγες, лат. Leleges).
Одна из древних народностей, по греческим преданиям, обитавшая наряду с пеласгами и карийцами на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и в Малой Азии до прихода Эллинов. Но тут опять какая-то путаница πελαργός – pelargós имеет тоже значение – Аисты. Это как “масло масленое”? Или как “хлебный хлеб”? То есть один и тот-же народ только название в переводе на разных языках. Кто-же такие Пеласги? Это древний народ, который занимал всё побережье Греции, Малой Азии и островов Эгейского моря, Кипра и Крита, держали под своим контролем Геллеспонт . У них не было единого государства, но были города-государства, была развита письменность, культура и архитектура. Потом на территорию современной Греции пришли эллины. Они стали воевать с пеласгами и воевали до тех пор, пока их практически полностью не уничтожили. Остатки пеласгов они включили в свой народ. Геродот пишет в своей истории, что только после того как, эллины приняли остатки пеласгов в свой народ они стали великим народом. Потому что до той поры они были просто необразованными. Эллины заставляли пеласгов строить для себя города. По легенде эллины, завоевавшие Аттику , договорились с пеласгами о том, что те построят для завоевателей крепость в Афинах , а они взамен не будут изгонять пеласгов с родины. Впрочем, после постройки Пелагрика эллины не сдержали слова и прогнали пеласгов. На острове Лемнос, последнем месте их обитания в Эгейском море, в 1885 году была найдена знаменитая Лемносская стела . Письменность которым она написана похожа на этрусскую. Большинство древних авторов пишут, что пеласги переселились в Этрурию . Пеласгов периодически путали с Этрусками , которых греки называли Тирренами , и родственными им Хеттами и Филистимлянами . По западному побережью балканского полуострова расселились родственные племена под названием фраки , дойдя до северного побережья Адриатики они поселились на территории Венетии , под названием Венеты , Энеты или Венеды .
Andres Paabo сравнивая финский и эстонский языки выявил, что основные отличия обусловлены заимствованием вендских слов в эстонском языке. Тех самых венедов, что в XII-XI веках до н.э. населяли северное побережье Адриатического моря и приальпийские долины. Тех, кто поставлял янтарь через альпийские перевалы и строил города Ateste (современный Эсте ), Esten (современная Падуя ) и Асти , чуть севернее Этрурии. В Римской империи одним из названий янтаря был венедский камень.
Лингвисты акцентируют внимание на то, что в эстонском языке много заимствований из древнерусского языка, причём разделяют их на два независимых потока. Первый, достаточно большой, сказывается на северном диалекте, а второй поменьше на южном. То есть разные диалекты заимствовали разные слова, причём регионы расположенные ближе к России имеют меньше заимствований. В латышском языке много однокоренных слов с русскими, и часть из них созвучна не с литературным русским, а с архаичным говором северных поморов.
Саксон Грамматик в хронике Деяния Данов описывает многовековую войну данов против неких геллеспонтцев (Hellespontus). О них Саксон пишет несколько раз в связи с набегами Рагнара Лодброка (в латинском тексте — Regner Lothrock), жившего в первой половине IX века, и его легендарных предшественников: Ярмерика (Jarmerie), Хадинга (Hading, Hadding) и сына последнего Фрода (Frotho) или Фротона. Не вдаваясь в детали и достоверность повествования датского летописца попробуем найти в них географические ориентиры.
Контакты с геллеспонтцами возникают благодаря морским походам. Ярмерик отправлялся против четырех братьев из «рода геллеспонтцев» (genere Hellespontieos), занимавшихся пиратством «морским путем» (navigatione coepta). Трехдневное «морское сражение» (maritima pugna) завершилось договором, по которому братья уступали Ярмерику половину поборов с подвластных племен, а также отдали замуж за датского конунга свою сестру. Среди данников геллеспонтцев были ливы, сын правителя которых, Biceo находился у братьев в заложниках и бежал к датчанам. Перед походом на геллеспонтцев Ярмериком были подчинены славяне, сембы, курши. Зная, что два названных последними народа обитали на южной части восточного побережья балтийского моря, следует думать, что геллеспонтцы жили от них дальше на северо-восток по побережью рядом с землёй ливов. По результатам войны датчанам не удалось добиться решающего перевеса над соперником.
Удачливее, чем Ярмерик, в восточных походах был Хадинг . Ему удалось взять город Дюну с неприступными стенами (Dunam urbem) и подчинить оборонявшего город Андвана (Andwanus, Handwanus) царя Геллеспонта (Hellesponti regem) получив с него выкуп золотом. Название города находится в прямой связи с немецким названием Двины – Düna. Совсем не обязательно видеть в городе Дюна позднейшее немецкое укрепление в устье реки Дюнамюнде или лежащий вверх по реке Дюнабург (Двинск). Важно обратить внимание, что осада была тяжелой для датчан и только военная хитрость конунга, запалившего городские строения при помощи птиц позволила осаждавшим ворваться внутрь крепостных стен.
О месте расположении города говорят некоторые скандинавские саги, а вот о реке Туна или Дуна по которой можно добраться до Понта (Чёрного моря) в устье которой и на побережье залива жили Ости (люди с восхода) впервые упоминает Пифей около 325 года до н.э. указывая, что эти места плотно заселены. Он описывает их как светловолосых с голубыми глазами.
Перед нападением на Дюну Хадинг в союзе с одноглазым старым пиратом по имени Liserus свергает «тирана куршей» Lokera, что еще раз указывает на соседство курщей и геллеспонтцев. Сыну Хадинга Фроду основное противодействие оказывали не геллеспонтцы, а русские (ruteni). Только двукратная победа над правителем Руси (Ruseia) Транноном (Trannon), укрепившемся в Ротале (urbem Rotalam), открыло войску Фрода дорогу на Палтиску, где он убил правителя Vespasius , причем поход происходил по суше: – (...ad urbem Paltiscam exereitum contulit)…захватив город Палтиску, Фрод в надежде получить полную власть над Востоком (spe Orientis Imperium complexus) двинулся к стенам Андвана. На ливском языке paald (по-фински — paltta) — обрыв. Paltisca- Palteskja это современный Палдиски . Взять его с моря можно только теоретически – вокруг крутые скалистые обрывы и рядом высадиться негде за много миль, понятно почему его брали с суши и то хитростью: Фроди распространил слух о своей смерти и даже организовал свои похороны, сам при этом тайно скрывался с небольшим числом ратников. Веспасий узнав о смерти враждебного вождя ослабил бдительность. Фроди воспользовался беспечностью, проник в город со своими людьми, убил Веспасия и овладел городом. Скептики конечно возразят город получил название только в 1922 году, но ведь как-то местные жители называли его и до этого? Познавательно читается имя правителя Палдиски Vespasius – ves (самоназвание народа весь, вепсы) pa (paa по финнски голова), получается глава веси.Победа над Андваном завершилась браком конунга и дочери правителя геллеспонтцев, смысл этого действия можно истолковать однозначно – Андван становился датским наместником. Ярмерик нанёс поражение «сембам, куретам и многим племенам Востока» (Sembonum, Curetum complurimumque Orientis gentium). Фрод уплыл «победив большую силу Востока» (multo Orientalium robore debellato). Согласно информации Саксона, кроме русских, геллеспонтцев, вепсов Палдиски Фрод добился победы над куршским правителем Дорном. Именно после победы над куршами он двинул свой флот к Ротале. На долю знаменитого Рагнара выпала затяжная война с геллеспонтцами. Сначала с их правителем по имени Dian и его сыновьями, женатыми на русских принцессах. Один был тезкой отца, другой носил имя Dахоп. Упоминаемые восточнобалтийские имена не могут не вызвать интереса. Dian, вероятно, славянское имя Деян (Диян, Дий, Дый ). А вот второе имя Dahon скорее всего Dagon, Dago. Островов Hiiumaa рядом с Сааремаа назывался Дагё . Мешко I , первый исторический правитель Польши, до принятия христианства именовался как “Dagome , король венедов “
Адам Бременский в книге “Деяния Гамбургских архиепископов ” упоминает: Кроме того, мне рассказывали, что в этом море есть много и других островов, один из которых, весьма большой, называется Аестланд (Aestland)… Они тоже совершенно ничего не знают о Боге христиан, поклоняясь драконам и крылатым существам, которым приносят в жертву даже живых людей, покупаемых у купцов. При этом они тщательно проверяют, нет ли у них на теле пятен, из-за которых они якобы отвергаются драконами. Поклонение летающим существам описывает и Генрих Латвийский: “… на границе Виронии они окрестили три деревни; там была гора и очень красивый лес, где, как говорили местные жители, родился великий бог эзельцев, именуемый Тарапита, который оттуда и улетел на Эзель.”
Датским дружинам Рагнара, как и при походе Фрода, не геллеспонтцы, а русские (ruteni) оказывали настолько решительное сопротивление, что Рагнар не казнил предводителя русских и геллеспонтцев Дахона (Daxon), а ограничился признанием вассальной зависимости с его стороны. В числе зависимых от Рагнара оказались курши и сембы, в землях которых датское войско зимовало.
Шведы, как ближайшие соседи, тоже не давали расслабиться. В сагах Стурлуссона «Круг Земной» упоминается Торгнюр, который выступил на собрании перед королем Олафом: “Теперь конунги шведов ведут себя совсем не так, как бывало прежде. Торгнюр, мой дед, помнил уппсальского конунга Эйрика (умер 882 году) сына Эмунда. Он рассказывал, что когда тот был в расцвете сил, он каждое лето набирал войско и отправлялся походом в разные страны. Он подчинил себе Финнланд, Кирьяланд, Eistland, Курланд и многие земли на востоке.” Естественно походы шведов не оставались без ответов. Известен знаменитый поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 году. Тогда объединенный флот карелов, русских и ester дочиста опустошил и разграбил город. В XVI-XVII веках шведами зафиксировано предание о вывозе русскими в 1187 году из Сигтуны ворот, установленных впоследствии в Софийском соборе .
Но так было не всегда, иногда народы объединялись против общего врага. Саксон Грамматик описывает куршей. восточных мужей (orientalium), русских (под предводительством Регнальда Русского – прадедушки Рюрика по отцовской линии), ливов и вендов как участников битвы при Бровалле в Эстергётланде (примерно в 770 г.) вместе со свееями против данов, на стороне которых были многие народы в том числе славяне (sclavi) и венды (vindr). Описание тех событий, даже с учётом возможных преувеличений, непохоже на обычную межнациональную войну, уж слишком много разных народов в ней принимало участие, забыв на время о внутренних противоречиях. Через несколько лет после битвы славянский князь Исмар стал королем Дании. Это привело к тому, что славяне стали селиться в Ютландии, Западной Германии, Голландии и смогли продолжить расселение на побережье Англии и Ирландии.
Генрих Латвийский описывает кровопролитный период северных крестовых походов , которые были логическим продолжением вендского крестового похода . Представьте себе геноцид населения, если Бальтазар Руссов приводит цифры уничтоженных, уже позже, в результате восстаний – 9000 и 3000 человек, при этом этнографы предполагают, что численность ливов, одного из многочисленного народа того времени, не превышала 30000 человек.
После подчинения в 1227 году рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III обратился «Ко всем королям Руссии »: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Естландии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас»
Поморские есты, как пишет Генрих Латвийский, обещали принять священников и обязанности христиан, лишь бы избавили их от нападений датчан.
Наводит на размышление, что часть населения, которых Генрих Латвийский называл ливами, сами себя считали филистимлянами: “Каупо пошёл с войском к своему замку, где были его родные и друзья, язычники. Когда они вдруг увидели неожиданно появившееся войско, их охватил страх и лишь немногие взошли на стены защищать замок, большинство же перелезло через вал в задней части замка и бежало в леса и горные места. Христиане мужественно осадили замок и, наконец, храбро взошли на валы. Враги были побеждены и прогнаны из укреплений, христиане вступили в замок и, преследуя там язычников, до пятидесяти человек убили, а прочие спаслись бегством. Захватив всё имущество и большую добычу замок зажгли. Когда ливы, бывшие по другую сторону Койвы в замке Дабрела, заметили столб дыма и огня и увидели, что замок Каупо горит, они, боясь, что с ними и их замком будет то же, собрали всех в замок, взошли на крепостной вал в ожидании неприятеля и встретили его, храбро сопротивляясь. Дабрел, их старейшина, ободрял их и поддерживал, говоря, как филистимляне: “Крепитесь и сражайтесь, филистимляне, чтобы не стать рабами иудеев”. Пилигримы, целый день осаждавшие замок вместе с семигаллами не смогли взять его; некоторые из них пытались с немногими взойти с другой стороны, но потеряли там пятерых человек убитыми.
Увидев, что замок весьма крепок и неприступен, отступили, опустошив область, вернулись к своим и, остановившись под Ригой вместе с остальным отошедшим войском, разделили всю взятую добычу. Епископ, возблагодарив Бога, отпустил по домам радостных семигаллов.”
Что же мы видим в этом описание: территория, разделённая рекой, на которой на расстоянии видимости находятся замки у которых разные хозяева, в одном замке родственники Каупо, в другом люди Дабрела. Жители замка семьи Каупо сильно напуганы, но не ищут защиты в замке Дабрела, а просто бегут в леса и горные места. Можно ли назвать их друзьями жителей замка Дабрела? В лучшем случае соседями, причём такими у которых защиту они не искали. Задайте себе вопрос: – Откуда люди которые, как говорят историки, не умели читать и писать и были идолопоклонниками, тем более библия у европейцев была явно не на ливском, могли знать кто такие филистимляне, да ещё и иудеи, и почему иудеи должны брать их в рабство? Ведь если бы Дабрел просто “швырялся фразами”, которые не понятны окружающим, сомневаюсь, что это ободрило и поддержало защитников замка. Учитывая, что немного севернее филистимлян в Латвии обитали идумеи , ещё один народ упоминаемый в библии, эта версия не выглядит такой уж неправдоподобной.
Помниться будучи ещё пионером мы, как было заведено в те времена, ездили по осени всем классом на экскурсии. Однажды мы поехали, ещё на дизеле, в Сигулду и пошли на экскурсию в Турайдский замок. В подвале замка есть один примечательный камушек, который задаёт больше вопросов, чем даёт ответов.
http://i.imgur.com/PNPh68x.jpg
Немного ниже косого креста, который в итоге приобрёл вид скрещённых посоха и креста или меча, есть надпись Русь Яра.
Откуда в немецком замке камень с надписью Русь?
http://i.imgur.com/dK3ycY8.jpg
Помню была там пожилая смотрительница и я задал ей вопрос: – Откуда здесь этот камень? Она ответила: – Говорят, этот камень нашли на берегу реки, когда собирали камни для строительства замка. Тогда возник следующий вопрос: – А почему его не использовали при строительстве замка? - На нём была надпись и его решили сохранить.
Косой крест очень древний символ. Ещё до времён древнего Рима его использовали для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Получается, что у нас в музее сохранён символ древнего государства Русь, буквально “пограничный столб “ тех времён. В каталоге музея он так и значится – “Robežakmens ” пограничный камень.
Епископ бременский Гартвиг II назначил Мейнарда в 1186 году “епископом Икскюльским в Руси”. Папа Климент III в 1186 году утвердил Мейнарда на епископство Икскюль в Руси (in Ruthenia). Через два года (1.Х.1188) его познания в географии не изменились и в своём послании Мейнарду он продолжил утверждать, что Икскюльское епископство находится в Руси. Я допускаю, что один человек мог что-то не знать, но несколько и несколько раз? Однако на мнение “современных историков” это никак не влияет. Может я и ошибаюсь… Как говорила мама Дяди Фёдора: – “С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”. Хотя? Может это не я ошибаюсь, а мама Дяди Фёдора?
Аналогичных пограничных столбов немного, но сохранились.
http://i.imgur.com/87YeBkB.jpg
Межевой камень отмечающий границу между Новгородом и Швецией 1323 год. Ristikivi
Русские летописи не знают аистов, но описывают народ чудь, который проживал и на территории современной Эстонии. Иеродиакон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский в “Истории о начале Русской Земли и о создании Новгорода” пишет: “…И снова пошли они с Дуная, бесчисленное множество, с ними же и скифы, и болгары, и другие народы пришли в землю словенскую и русскую… и разошлись каждый своим родом по всему простору своей земли: одни сели в полях прозвались полянами… овие кривичи сиречь смоляне, …овие же чудь, …и иние же в разные именования прозвашася…” Как видно из текста чудь пришла вместе с кривичами, смолянами и другими народами с Дуная, а не с востока как угро-финские народы. Летописи и сказания часто упоминают чудь как соседей и достойных участников совместных боевых походов, как создателей древнерусского государства и как тех, против кого в периоды противостояния, эти походы организовывались.
Первые земледельческие поселения появились на Балканах ещё в VI тыс. до н.э. В V-III тысячелетии до н.э. на огромной территории от Италии до Причерноморья, включая территории современной Сербии и Румынии, с центром на Балканах возникла мощная культура, поклоняющаяся богине Живе (праматери богов: Перуна, Бодана и Пекленца). Археологи называют её культурой Винча, одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда. В 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия (рум. Tǎrtǎria) вместе с останками людей и другой керамикой были обнаружены три необожжённые глиняные таблички с письменами, относящиеся к первой половине VI тысячелетия до н.э. Находки с аналогичными надписями сделаны и в соседних странах: в Болгарии, Венгрии, Молдавии, Сербии и на территории Украины. Историки считают их самой древней письменностью известной человечеству.
Впервые в Эстонии только в 1857 году учредитель газеты на местном наречии “Perno postimees” Йохан Вольдемар Яннсен ввёл новое название “eesti rahvas” (люди эстонии) вместо прежнего названия maarahvad (люди земли , или по другой версии люди богини Мары , Maaema – мать земля). Финны по сей день называют Эстонию – «Viro», а эстонцев – «virolainen». Это связано с тем, что в виду отсутствия общего названия финны называли всю территорию по названию наиболее близко к ним расположенного района «Viru». Латышы также называют эстонцев igauņi от ближайшей к Латвии области Ugandi.
Делать какие-либо выводы о языковых предпочтениях древних аистов просто не представляется возможным, ведь не осталось ни каких письменных источников, по крайней мере мне о них ничего не известно, а археология, увы источник немой, сама она на вопросы языковой принадлежности ответить не сможет. Зато археология говорит нам, что у балтийских берегов давняя и славная история. Мы можем определить, как жили, где бывали, с кем общались жители Прибалтики – но не можем назвать не то что их имен, Богов которым они поклонялись, битв в которых они одерживали победы или терпели поражения – даже о языке, на котором они говорили, мы можем только строить предположения. Одиннадцать тысяч с лишним лет назад на тех берегах, о которых мы ведем речь, появились первые поселенцы, а за ними пришли и другие народы. Одни из них двигались дальше, другие оседали, кого-то уничтожали или вытесняли с обжитых мест, кому-то соткали язык как лоскутное одеяло из кусочков более ранних языков, кого-то тут-же ассимилировали, а кого-то не успели, кто-то перешёл на язык соседей добровольно, западные объявив восточных “диалектом” начали забывать свои корни, северяне объявили себя “литературными” и принялись переучивать южан, чей-то язык вообще не хотят признавать . Как видите эти исторические процессы продолжаются и по сей день. Давным-давно наши предки овладели шлифованием камня – из него и были первые их топоры, другие приручили скот, кто-то из них первым освоил земледелие и принёс свои знания соседям, чуть позже они разобрались и в непростом искусстве плавки меди, бронзы и научились ковать железо. Так, что о языке общения аистов можно даже не говорить – будут очень горячие споры; для примера можно оценить меняющиеся по времени версии латвийских историков о происхождении вендов:
2004 год – это курземские ливы
2005 год – это этническая группа финно-угорских племён
2006 год – это сарматы
2006 год – это немцы
2006 год – это полабские славяне
2009 год – это славяне
Давайте оставим языковый вопрос будущим исследователям. А вот о религиозных предпочтениях есть что сказать. “Чудь” в переводе с ингушского языка, а они считают себя потомками Аланов (Аландские острова находятся на северо-западе от Сааремаа), означает – вера в себя, дословно “чу” своё внутри и “дь” вера, свет, день. Так, что верили они в себя, своих предков – в свой Род.
Обидно, когда прибалтийские историки, видя какой-либо славянский след в Прибалтике обходят его стороной – ведь это же история “не местных” народов или приписывают находки скандинавам , а российские историки вообще стараются не задевать эту тему, ссылаясь на то, что это не наша страна. В итоге огромный исторический пласт нигде и никак не отображается.
Древние египтяне относили пеласгов, энетов и филистимлян к “народам моря” которые вторглись в Египет и часть из них там обосновалась. Зная о наличии на Балканах пирамид, которые значительно древнее чем египетские, и читая хроники Ливонии невольно возникает вопрос, на который у меня нет никакого ответа: – Какого “ФАРАОНА” потопили “расширятели древнего евросоюза” при взятии Сааремаа в 1227 году? Приведу отрывок самого конца хроники: “…окрестив весь народ, низвергнув Тарапиту, потопив фараона, освободив пленных, возвращайтесь с радостью, рижане!” Как видите вопросов пока больше чем ответов.
На этом позвольте закончить моё повествование и сказать БЛАГОДАРЮ людям неравнодушным к нашей общей истории, в первую очередь Игорю Гусеву, как Человеку отображающему историю независимо от официальной политики государств и Лидии Грот, которая своей публикацией пробудила интерес к написанию этой статьи.