Никарагуанский канал – ворота в Латинскую Америку
"Великий трансконтинентальный канал Никарагуа", именуемый в просторечии Никарагуанским каналом, имеет все шансы стать стройкой века. Но это не единственная точка соприкосновения наших стран. Совместных проектов множество. Фактически, Россия сегодня закладывает фундамент для сотрудничества со странами Латинской Америки на все грядущее столетие.
Никарагуа — страна небогатая. ВВП на душу населения один из самых низких в Латинской Америке, полезных ископаемых мало, промышленность слаборазвитая. Страна никогда особо не блистала, но гражданская война в 70-х и экономическая (и не только) агрессия со стороны США в 80-х окончательно довели страну до ручки.
К началу 90-х годов правительство Никарагуа начинает проводить экономические реформы по прямым указаниям из Вашингтона. В обмен на кредиты, разумеется. Это привело к тому, что государственный долг Никарагуа к началу XXI века составлял более 300% ВВП. Девяностые годы, как и у нас в стране, с восторгом вспоминает узкая и довольно специфическая прослойка населения Никарагуа.
Впоследствии ситуация несколько улучшилась, но будущее страны выглядело довольно уныло. Нужно было что-то менять. Население видело причины экономического упадка страны во влиянии Запада. Как следствие, в 2000-х годах в стране набирает популярность антиамериканское движение. На этой волне страна начинает налаживать связи с Венесуэлой и Кубой. А через них и с Россией.
Тесное сотрудничество с Россией оказалось верным способом вытащить страну из хронической нищеты. А главным элементом будущего процветания должен стать Никарагуанский канал. На этом проекте стоит остановиться подробнее.
Никарагуанский канал
Идея канала, соединяющего два океана, возникла очень давно. Еще в 16 веке испанцы, владевшие тогда Центральной Америкой, обдумывали эту идею. Причем канал должен был пройти именно по территории нынешнего Никарагуа. Дело в том, что если использовать озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан, которая соединяет это озеро с Карибским морем, то остается прокопать всего лишь 20 километров перешейка между озером и побережьем Тихого океана.
Но, как мы знаем, проект так и не был реализован, хотя в том или ином виде вопрос о нем поднимался не раз. А в 1920 году, после начала эксплуатации Панамского канала, вопрос, казалось, был закрыт навсегда.
Однако возможности имеющегося канала не безграничны, а объем грузоперевозок растет из года в год. Даже учитывая проведенную реконструкцию, Панамский канал не в состоянии удовлетворить текущие потребности в переброске грузов из одного океана в другой. У входа в канал стоит непрекращающаяся очередь, места в которой расписаны на месяцы вперед.
А раз есть потребность, значит, есть возможность найти подходящего инвестора, который согласится ввязаться в дорогостоящий проект, обещающий потенциальные выгоды в будущем. Нашелся такой и для никарагуанского канала.
В качестве официального инвестора выступает китайский миллиардер Ван Цзин, фирме которого никарагуанское правительство предоставляет концессию на разработку и строительство канала. Но все указывает на то, что за спиной этого господина стоит руководство Китая. Также в строительстве намерена принять участие Россия, Бразилия и Венесуэла. Возможны также привлечение других участников и выпуск акций для свободного обращения.
После продолжительных исследований разнообразных вариантов прокладки канала был выбран довольно трудоемкий, но наименее опасный с точки зрения противодействия ангажированных организаций маршрут. Русло канала пройдет от устья реки Брито, впадающей в Тихий океан, до устья реки Пунта-Горда на побережье Карибского моря. От варианта с использованием реки Сан-Хуан пришлось отказаться из-за жесткой позиции Коста-Рики.
Заявленные параметры канала: до 30 метров глубины, до 530 метров ширины и 278 километров длины, из которых 105 по озеру Никарагуа.
Строительство канала началось 22 декабря 2014 года. На данный момент расчищается территория, строятся развязки и подъездные пути.
Не каналом одним
Помимо непосредственно канала, но в рамках одного проекта, планируется построить железную и автомобильную дорогу, нефтепровод, два океанских порта на концах канала, зоны свободной торговли рядом с портами, аэропорт и курортный комплекс. В строительстве этих объектов как раз и будет принимать участие Россия.
Кроме того, на нашу страну возложена функция охраны строительства. Не такая простая задача, как может показаться. Прямой военной агрессии со стороны США можно не опасаться. Но работы предстоит много. Соединенным Штатам явно невыгоден неподконтрольный канал, поэтому мешать строительству через различные международные и не очень организации они будут вполне активно.
Наиболее дешевый вариант строительства уже блокирован с помощью Коста-Рики. Пограничная река Сан-Хуан могла бы солидно сократить необходимые земельные работы, но правительство Коста-Рики, несмотря на выгоды от такого объекта международной важности у себя под боком, сделало все, чтобы помешать строительству.
Новое русло канала будет пролегать по центральной части Никарагуа, однако и там найдется кому выступить с протестами. В качестве кандидатов выступают экологи, за ними следуют владельцы земель, выкупаемых под строительство. Замыкают тройку наиболее вероятных противников канала оппозиционеры и правозащитники, которые неожиданно решили, что российско-китайское строительство — это прямое ущемление национальных интересов.
Нет никаких сомнений в том, что американцы будут работать с этими группами населения, чтобы натравить их на строителей канала и дестабилизировать обстановку в стране. Параллельно с этим американцы требуют представить им полные финансовые документы, поскольку у них, видите ли, есть сомнения в честном распределении средств, отпущенных на строительство.
С юридическими тонкостями разбираться придется хитрым китайцам, а вот Россия может столкнуться с необходимостью противодействовать отдельным группам местного населения. Чтобы свести это противодействие к минимуму необходимо создание положительного образа России в глазах простых никарагуанцев. И работы на этом направлении уже идут.
Укрепление связей
Одно дело, когда строительство охраняется какими-то там русскими. И совсем другое, когда теми самыми русскими, которые большие друзья и желанные гости. На первых можно всерьез обидеться и за задержание известного городского сумасшедшего, задумавшего прыгнуть со строящегося моста в свежевыкопанный канал. А вот к мнению вторых можно прислушаться и в менее очевидных случаях саботажа строительства.
Российско-никарагуанские отношения позитивно развиваются с начала 2000 годов, когда был подписан Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа и была урегулирована задолженность по кредитам Советского Союза.
После прихода к власти президента Ортеги, проводящего четкую антиамериканскую политику, российско-никарагуанские связи начали укрепляться, а в последнее время этот процесс пошел еще быстрее.
В 2006 году Никарагуа получает от России крупную безвозмездную помощь, в 2008 происходит обмен визитами глав государств, начинается сотрудничество в нефтяной сфере, укрепляется военно-техническое взаимодействие.
После принятия решения о строительстве Большого Никарагуанского канала совместные проекты начали появляться один за другим. На данный момент Россия строит в Никарагуа завод по производству вакцины против гриппа и центр борьбы с раком, а также участвует в ряде нефтегазовых и сельскохозяйственных проектов.
На внешнеполитической арене Никарагуа не обладает особым весом, но все равно проводит последовательную пророссийскую политику. Эта страна была в числе первых, кто признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Никарагуа не поддержала антироссийские санкции и однозначно признала законным референдум в Крыму.
Больше того, Никарагуа развивает торговые связи с Крымом, закупая там пшеницу и поставляя взамен ром, сигары, кофе, говядину и морепродукты.
В октябре этого года президент РФ Владимир Путин наградил Даниэля Ортегу орденом Дружбы за укрепление межнациональных связей.
В заключение
Последовательно развивая российско-никарагуанские связи, мы получаем лояльную страну в геополитически важном регионе, демонстрируем латиноамериканскому миру выгоды дружбы с Россией и получаем поддержку народа Никарагуа в деле строительства важного для мировой торговли проекта.
Внешняя политика России основана на принципах открытого взаимовыгодного сотрудничества, что мы и демонстрируем на примере Никарагуа. Такой подход позволит не только сохранить влияние на важный для международной торговли инфраструктурный объект, но и наладить взаимовыгодные отношения с другими странами региона.
Откровенно колониальная политика США в отношении латиноамериканских стран играет нам на руку. Однако Штаты рассматривают оба американских континента как зону своих исключительных интересов. России предстоит столкнуться с мощным противодействием в этом регионе. Поэтому для дальнейших действий так важен мощный фундамент, который создается сейчас в Никарагуа.
Илья Новицкий