Не смешное о «Смешариках», «Барбоскиных» и «Машиных сказках»
Интересно, многие ли родители обращают внимание на мультфильмы, которые смотрят их дети? Особенно, если эти мультфильмы показывают в передаче «Спокойной ночи малыши»?
Как-то раз я решила посмотреть с дочкой эту любимую с детства передачу. В качестве мульт-вставки там показывали серию «Барбоскиных». И этот мультфильм поразил меня до глубины души. Впрочем, смотрите сами:
Если всмотреться повнимательнее, то начинают проступать остальные детали. Отношения между братьями и сестрами (самыми близкими людьми) показаны как чисто потребительские «ты мне — я тебе», без взаимопомощи, сочувствия, понимания. Положительные герои отсутствуют вовсе, все персонажи гипертрофированы (если отличница, то зазнайка; если веселый мальчишка, то хулиган и двоечник; если умный ребенок, то «ботаник» и т.д. ). Основные интересы детей — потребление (новый телефон, одежда, игрушки, сладости). И этими смыслами пронизаны практически все серии сериала в той или иной степени.
Но больше всего меня поразил даже не сам мультик, а реакция на него других родителей. Ни на родительских форумах, ни в личном общении я не встретила отрицательных отзывов на «Барбоскиных». При этом звучали такие формулировки, как «Такой яркий мультик, моему сыночку очень нравится, прямо оторваться не может», «Да какая разница что там? Главное — красивая картинка. А содержания он ещё не понимает», «Да я вообще не знаю что за мультик. Пусть сидит себе и смотрит. Что там может быть плохого?».
А ведь именно за счет своей яркости и внешней привлекательности образов, сюжеты и поведенческие модели мультфильма глубоко въедаются в память маленьких зрителей. И они невольно начинают подражать персонажам. Но родители, не обратившие внимания на сюжет, даже не поймут откуда в его ребенке появились мелочность и потребительство, заносчивость и эгоизм свойственные юным Барбоскиным.
Кстати, ещё одна яркая черта приведенной серии — использование «продакт плейсмент» (персонажи фильмов используют конкретные товары с целью их скрытой рекламы).
Эта черта отражает одну из страшнейших тенденций в современной культуре — её коммерциализацию, которая проникла в сферу детской культуры, в том числе — и особенно активно — в мультипликацию. Это часть «мэйнстрима» в детской сфере, которая отражается в том числе и в программных документах. Например, в тексте «Дорожной карты» форсайт-проекта «Детство-2030» в ответе на вопрос «кому и зачем нужно детство», присутствует такая формулировка: “«Бизнесу — как новая сфера инновационного потребления» (цитируется по статье Веры Сорокиной «По ту сторону семьи. Форсайт-проект „Детство −2030“, часть 2» Газета «Суть времени» № 4, 2012 г.).
Разбор мультфильма «Смешарики»
И в этой связи особенно интересно рассмотреть ещё один популярный детский мультсериал — «Смешарики», который изначально создавался как полноценный детский бренд. Даже сама форма персонажей (колобки с ручками и ножками) как будто специально изобреталась с прицелом на удобное производство соответствующих игрушек.
Но обратимся к содержанию мультфильма. Основной вопрос как всегда касается героя — персонажи «Смешариков» это существа-стереотипы, плоские, однобокие и вовсе не положительные. Такие подошли бы для взрослой сатиры, но не для детского мультика, который должен в первую очередь учить, подавать пример, воспитывать, вдохновлять маленького зрителя.
Кстати, в мире смешариков отсутствует понятие семьи. У детей нет родителей. У родителей — детей. Все существа (и те, которые больше похожи на взрослых, и те, которые больше похожи на детей) общаются наравне.
Директор студии компьютерной анимации «Петербург», производящей «Смешариков», Надежда Кузнецова так рассказывает о глубоком смысле своих мультфильмов: «Родители на форумах смеются: дети не понимают подтекста мультфильма. В сериале много аллегорий, второго плана — взрослый видит в нем то, чего не замечает ребенок» (цитируется по статье Анастасии Напалковой «Толерантность против смысла жизни», «Эксперт» № 19, 2011 год). Сразу возникает вопрос — а зачем все эти подтексты в мультике, рассчитанном на чисто детскую аудиторию?
А ведь некоторые из этих «подтекстов» имеют ярко-выраженный постмодернистский характер. Можете оценить одну из серий мультсериала, которая называется «Смысл жизни» и своей стилистикой отсылает к артхаусному фильму Джармуша «Мертвец».
Разбор мультфильма «Маша и Медведь»
Постмодернизм проникает в детскую мультипликацию разными способами. Вот, например, целый цикл мультфильмов известного проекта «Маша и Медведь» — «Машины сказки» основан на одном чисто пост-модернистском приеме: разные детские сказки (русские-народные, Братьев Грим, Шарля Перо и др.) перемешиваются друг с другом, создавая при этом некие искусственные конструкты. Возможно, это может показаться смешным взрослым. Но для детей такая мешанина опасна. Сказки, которые множество поколений передает из уст в уста, читая на ночь малышам, разрушаются в сознании. Эта последняя опора, связывающая детей с предками, выбивается из под ног, и они уже не могут понять, где какой сюжет и в чем его смысл. Тем более, что основная мораль сказок зачастую искажается, как например, вот в серии “Каша из топора” (23 серия).
Но вернёмся к «Смешарикам».
Ведь в их случае у проекта есть ещё одна разрушительная цель. Ярко-выраженная, пусть и скрытая от невнимательных глаз. Ведь «Ещё в 2007 году «Смешарики» подписали с ЮНИСЕФ «Соглашение о сотрудничестве для осуществления совместных программ в интересах детей». Как же они осуществляют это сотрудничество?
Наверняка, многие видели известные плакаты, на которых смешарики рекламируют телефон доверия.
На этом откровенно ювенальном плакате, где дети представлены несамостоятельными и эгоистичными, родители — чужими и страшными, а рождение брата подается как серьезная проблема, название «Смешарики» написано в одной строке с небезызвестным «Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», а также фондом «Поддержки инициатив в области семьи и детства», «Национальным детским фондом» и ЗАО “Фан Гейм”.Глядя на это, можно предположить, что бренд изначально создавался с прицелом на участие в подобных акциях.
«Смешарики» вышли в 2004 году, когда в России вообще ещё не было своих детских мультсериалов. По этой причине они приобрели огромную популярность среди детей. Многим полюбились круглые зверушки. И автоматически та симпатия и доверие, которые возникают у детей к персонажам, которых они видят каждый вечер (а «Смешариков» то же показывали в «Спокойной ночи малыши»), бессознательно переносится на любые другие носители с их изображением. Дети просят купить им журнал «Смешарики», рюкзак с их изображением, соответствующие игрушки и аксессуары. И, когда они приходят в школу или детскую поликлинику, и видят на стене плакат с любимыми мультяшками, сразу начинают верить этой рекламе так же, как верят персонажам мультфильма. Так успешный детский бренд служит разрушению российской семьи и внедряет ювенальные идеи в детские головы.
Кстати, Смешарики производятся при поддержке Министерства культуры РФ и даже получили Государственную премию РФ в области культуры и искусства.
Минкульт вообще зачастую выбирает для финансирования очень странные проекты. Достаточно взглянуть на утвержденный в 2013 году экспертным советом по анимационному кино Минкульта список проектов, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета на создание анимационного фильма. Здесь и «Барбоскины-2» и «Смешарики 3D 3». А ведь в современной коммерческой ситуации очень мало возможностей получить деньги на производство детских передач. Одна из них — это поддержка государства. Другая — продажа прав на использование бренда (изображения персонажей и т.п.) на товарах для детей (пищевых, канцелярских и т.д.). Как «Смешарики», так и «Барбоскины» и «Маша и Медведь» активно используют оба возможных способа финансирования.
Телеканалы же мультики не заказывают — им это не выгодно, ведь детские программы нельзя разбивать рекламными паузами, которые приносят каналам прибыль. Сейчас в России мультфильмы попадают на экраны только вынужденно — по закону 10% эфирного времени должно отводиться под детское вещание.
Но почему же Министерство культуры финансирует мультсериалы, которые вредят нашим детям?
На этот вопрос может быть два ответа. Либо чиновники не понимают опасности, заложенной в этих мультфильмах. Либо они намеренно работают на разрушение культурного ядра, создавая для себя новое молодое общество: общество эгоистичных потребителей, не понимающих смысла в жизни и пытающихся заместить его отсутствие бесконечным шопингом и просмотром телевизора.
По материалам РВС
Рекомендуем ознакомиться с видеообзорами проекта «Научи хорошему» на данные мультфильмы. В них приводятся результаты психолого-педагогической оценки воспитательной стороны этой продукции.
Мультфильм Барбоскины:
Мультфильм Маша и Медведь:
Показывайте детям хорошие мультфильмы!
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: https://vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: https://www.youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: https://www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!