Ирак позовет Россию, и США попадут в тиски
Директор исследовательского центра » Ближний восток-Кавказ» Станислав Тарасов
Багдад имеет право обращаться к Москве с просьбой о помощи в борьбе с «Исламским государством». Ранее глава иракского правительства Хайдер Аль-Абади заявил, что не исключает возможности обращения к России.
Эта реплика вызвала резкую реакцию Пентагона. Глава объединенного комитета начальников штабов США страны Джозеф Данфорд сообщил, что в случае появления российских войск в Ираке Соединенные Штаты прекратят свою помощь этой стране. «Нам будет очень трудно предоставлять необходимую вам помощь, если россияне также будут в этом участвовать», — сказал Данфорд.
Позже он заявил, что в результате проведенных в Багдаде совместных консультаций американские чиновники убедили иракские власти в том, что им не нужно сотрудничество с Москвой в борьбе с «Исламским государством».
На это последовал комментарий Багдада. «Иракское правительство не брало на себя таких обязательств», — сообщил секретарь комитета по обороне парламента Ирака Шахван Абдалла, имея ввиду отсутствие договоренностей по обращению к России за военной помощью.
Заявление Хайдера Аль-Абади о возможном сотрудничестве с Москвой было сделано, чтобы заставить США вести себя в Ираке в отношении ИГ (организация запрещена в России решением Верховного суда) более активно, говорит директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов.
«В Ираке видят, что Россия действует в Сирии результативно, создает условия для наступления правительственной армии против радикалов. В то же время американцы и их союзники не ведут на территории Ирака системную борьбу с ИГ. Плюс Турция, которая бьет скорей по позициям курдов, а не ИГ. Этим заявлением Багдад рассчитывает стимулировать Соединенные Штаты действовать на их территории так же, как Россия действует в Сирии», — сказал эксперт Федеральному агентству новостей.
В теории исключать появление России в Ираке нельзя, прогнозирует Тарасов, но у американцев формальный приоритет: Вашингтон подписал соглашение с Багдадом, их действия там легитимны.
Впрочем, пассивность и отсутствие конкретных результатов чревато для США потерей Ирака: «На созданном ими ирако-сирийском фронте может начать действовать Москва, и Вашингтон окажется в тисках». В таком случае шансы американцев оказывать воздействие на ход событий — так, чтобы выйти на политическое урегулирование кризиса с выгодных для себя позиций, — становятся минимальными.
«Соединенные Штаты хотят на данном этапе — когда еще не обозначилось полностью соотношение сил на сирийском направлении, а в Ираке уже начали дергаться, — начать выводить конфликт из военной фазы в политическую», — рассуждает Тарасов.
Подобный план Россию тоже устраивает, «потому что застревать мы там не хотим».
Сергей Артамонов