Анастасия Скогорева: Кто виноват и что делать?
Меня упрекают в том, что в своих статьях я шельмую и обливаю грязью Украину и ее народ. Что я хотела бы ответить на эти обвинения? Мое твердое убеждение — невозможно было за прошедший с момента «революции гидности» год ошельмовать себя больше, чем это сделала сама Украина, и невозможно больше облить себя грязью, чем это сделал сам украинский народ. Не он ли санкционировал приход к власти олигархов, развязавших братоубийственную войну; не он ли позволил зародиться и расцвести в своей стране некоей ублюдочной форме нацизма (а я больше, чем уверена, что нацизм разрывает на части любую страну, в которой он «поселяется»), и не он ли, в конечном счете, растоптал и национальную экономику, и столь дорогую сердцам украинцев гривну?
Казалось бы, причем тут я, которая стала внимательно отслеживать развитие ситуации на Украине всего год с небольшим назад? Но очень даже понятно, при чем — трудно и страшно признать, что все это — плоды рук твоих, необходимо найти тех, кто во всем виноват. Когда отстранят от власти нынешних президента и премьера Украины (насильственным путем, что более вероятно, или путем проведения очередных «честных» выборов, что менее вероятно), то выяснится, что во всем были виноваты они плюс некое сравнительно небольшое число нацистов. Вспомните, как это было в Германии после 45-го года. Чудодейственным образом выяснилось, что подавляющее большинство немцев ничего плохого другим народам и странам не желало, и вообще они были не в курсе происходившего, и вообще — какие-такие концлагеря и массовые убийства???? Мы тут причем — во всем виноваты Гитлер, Гиммлер, Геринг и СС!!!!!! А те, кто думают иначе, ничего не понимают, потому что в эти годы не жили в Германии, и представления не имеют, о чем говорят!
Примечательно, что в апологитических речах немцев упоминались обычно именно три высших руководителей Рейха. По-видимому, срабатывало подсознание: перечисление прочих руководителей указывало бы на то, что немцы не так плохо знакомы с политической структурой страны, как они стремились это продемонстрировать. Не знаю, обращали ли наши предки внимание на этот момент, но более, чем уверена: когда Украина перелистнет нынешнюю страницу своей истории, то выяснится, что украинцы из своего нынешнего «политического паноптикума» помнят только Порошенко, Яценюка и, возможно, Коломойского.
Такая забывчивость, как мне представляется, ни что иное, как попытка психологически защититься, избавить себя от ответственности (не уголовной, не политической, а личной). Что я? — Я ничего, я — смотрите все! — даже не знал, кто управлял страной все это время. Ах да, были какие-то Порошенко (Гитлер), Яценюк (Геринг), Коломойский (Гиммлер), ну, и еще СБУ (СС). А больше никого не помню, потому, что политикой все это время я не интересовался, а работал, учился, растил детей, ухаживал за престарелыми родителями и т. д., и т. п. Следующий обязательный лейтмотив апологетики в таких случаях — мы очень-очень страдали все это время (дальше обычно приводится расширенный перечень страданий, поскольку человек стремится пробудить к себе чувство жалости).
Сразу хочу сказать: я не говорю, что подобное поведение удивительно, неповторимо и присуще исключительно современным украинцам или немцам второй половины 40-ых годов прошлого века. В природе человека стараться избежать ответственности, но по собственному опыту замечу — ему редко удается добиться желаемого результата. Потому, что ответственность совершенно необязательно приходит в форме суда, вынесения приговора и последующего тюремного заключения или смертной казни — это крайний вариант. Сколько немцев было осуждено за свои преступления против человечества после окончания Второй Мировой Войны? — Ничтожный процент от общей тогдашней численности населения страны (тут сразу надо отметить, что военнопленные в подавляющем своем большинстве не прошли через трибунал). А сколько так или иначе пострадало в результате собственных действий и действий своего бывшего политического руководства? — В той или иной форме почти все (голод, потеря близких, оккупация, разделение страны, унижение — короче, все прелести того, что впоследствии назвали «нулевыми годами»).
Был — да, впрочем, и есть — такой замечательный американский фильм «Нюрнбергский процесс» (1961), снятый режиссером Стенли Крамером. Через несколько лет после его выхода на экран, в Советском Союзе была поставлена пьеса «Суд над судьями» с Ростиславом Пляттом в главной роли. По ходу действия американский судья, участвующий в процессе над нацистскими высокопоставленными руководителями Министерства юстиции нацистской Германии знакомится с вдовой немецкого генерала (кстати, опять-таки по сюжету, казненного по делу о массовом убийстве английских военнопленных). Он пытается понять, как могли жители Германии не знать, о том, что творит их страна, их близкие и дальние родственники мужского пола — как все это могло остаться незамеченным, притом что концлагерей в одной только Германии было как грибов в урожайный год. И на ответ прекрасной вдовы (в фильме ее, что интересно, играет Марлен Дитрих) — «мы ничего не знали, это все делали Гитлер, Геринг, Гиммлер и СС», судья отвечает — «Не надо играть с жизнью в прятки». Все равно ведь не спрячешься, добавлю я, и ответственность — не судебную, так моральную нести придется. Особенно, если это ответственность — за собственную разрушенную страну, за перечеркнутые судьбы тысяч, а, может, и миллионов людей и за предательство.
Не буду подробно отвечать на следующий адресованный мне упрек — мол, шельмовать каждый горазд, скажите, что делать? Не буду, потому что не может человек со стороны давать в этом случае советы либо космической мудрости, либо космической глупости (оценка — на усмотрение тех, кому подобные советы адресованы). Странно вообще «выставлять» подобную претензию гражданину другой страны — это опять-таки попытка переложить ответственность на кого-то "внешнего" (русских, американцев, европейцев, папуасов, экскимосов).
Если Украина сохранится как государство, так только при условии, что ее граждане научатся сами находить ответы и сами решать подобные вопросы (тут необходимо уточнение — в своих прежних границах Украина как государство уже не сохранится, это очевидно, в данном случае я имею в виду — если ей удастся избежать полного распада и исчезновения в результате этого процесса самого понятия «Украина»). А пока одна часть жителей ждет спасения от России, а другая — от США и ЕС, страна продолжит разваливаться. Все равно, как пожар в квартире будет разрастаться, если вы вместо того, чтобы пытаться локализовать его, будете сидеть в самой дальней от очага возгорания комнате и ждать приезда пожарной машины. Есть большая вероятность, что машина попадет в пробку, и вся квартира выгорит к моменту ее приезда дотла.