Когда у киевских войск закончатся танки
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/61e26885a34871c0b9da0a5219172ace.jpgБоевые действия на Донбассе обернулись для украинской армии огромными потерями вооружений — в первую очередь танков. По примерным подсчётам, в течение боёв 2014 года ВСУ потеряли до 200 машин уничтоженными и захваченными противником. Возобновление активных боёв вполне естественно ведёт к новым потерям. С начала 2015 года и до середины февраля было потеряно до 50 танков, захвачено не менее 40, ещё какая-то часть оказалась повреждённой и была отведена на ремонт. Таким образом, чуть более чем за месяц боёв Киев потерял ещё более 100 танков, то есть не менее 300 с начала военной кампании. Стоит также отметить и фактор возраста — Украина имеет на вооружении танки, в большинстве своём произведённые около 30 лет назад. Это дополнительно увеличивает количество отказов и поломок.
Самим уже не справиться
Теоретически для ВСУ эти потери всё ещё восполнимы, ведь кроме 600 Т-64, которые находились в армии на начало боевых действий (правда, не все они были боеспособными), на базах хранения также числились ещё 600 Т-64, 600 Т-72 и 150 Т-80. Однако с вводом этих машин в строй существуют серьёзные проблемы. Во-первых, ещё летом как минимум 300 из хранящихся на складах Т-72 были признаны совершенно непригодными к восстановлению. По сути, многие из них представляют собой лишь остовы танков, которые были разукомплектованы для выполнения экспортных контрактов. Всего за годы независимости было продано до 800 танков этого типа, а оставшиеся послужили источником запчастей. Т-64, хотя и не поставлялся на экспорт (исключение составили несколько танков, отправленных осенью 2014), но неудовлетворительные условия хранения также привели к выходу из строя многих узлов и навесного оборудования.
В декабре и начале января президент и министр обороны Украины торжественно передавали восстановленную и модернизированную технику представителям воинских частей. Если судить по фотоснимкам этих мероприятий, то всего было передано до сотни обновлённых и отремонтированных танков. Не менее трети из них — это машины, которые предназначались для экспортных поставок в Конго и Нигерию и были произведены ещё в довоенное время. Стоит также отметить, что передача 31 танка (батальона), прошедшего восстановление на танкоремонтном заводе во Львове, окончилась скандалом. Уже после торжественной передачи президентом командир танкового батальона 14-й бригады отказался принимать машины ввиду их неудовлетворительного технического состояния. Вскоре все они были отправлены на завод на доработку.
Интересно и то, что, по словам генерального директора завода им. Малышева, который присутствовал на одном из торжественных вручений, его предприятию за три месяца удалось восстановить до двадцати побывавших в боях танков «Булат» — украинской модернизации Т-64. Учитывая, что львовский завод и завод им. Малышева являются наиболее сохранившимися предприятиями отрасли, вся украинская промышленность едва ли способна ставить в строй больше танкового батальона в месяц. А это значит, что на компенсацию потерь, полученных за месяц зимней кампании, промышленности понадобится не менее 3–4 месяцев работы.
Что касается поступлений не восстановленных, а новых машин, то тут перспективы ещё менее оптимистичные. Единственный завод в Украине, который способен производить новые машины, — харьковский завод им. Малышева. По заявлению его генерального директора Николая Белова, на данный момент цикл производства одного танка составляет 9 месяцев. При этом не совсем ясно, сколько же машин одновременно в состоянии производить завод. При самых оптимистичных прогнозах, озвученных представителями «Укроборонпрома», на протяжении 2015 года украинские танкостроители смогут произвести до 40 новых танков. Эта цифра выглядит не такой уж маленькой, особенно если учесть что за последние два года завод выпустил не более 10 новых машин. Но и для этих скромных планов по меркам фронта ещё понадобится найти достаточно надёжных поставщиков некоторых комплектующих взамен российских.
В начале февраля правительство утвердило государственный оборонный заказ на 2015 год. И хотя документ считается совершенно секретным, ряд политиков уже успели раскритиковать его, частично выдав его подробности. В частности, из их заявлений ясно, что основной упор делается на производство и восстановление танков и на это будут потрачены значительные средства. Однако стоит учесть, что, судя по всему, пытаясь получить финансирование, украинские оборонные предприятия существенно завышают свои возможности. Проблема кажется настолько серьёзной, что глава СНБО Турчинов предложил ввести ответственность за невыполнение договоров по гособоронзаказу. По его словам, случаи срывов заказов стали в промышленности системным явлением. Это выглядит вполне логичным, если учесть, что украинская промышленность испытывает дефицит не только производственных мощностей, но и собственно рабочих. Попытка в короткие сроки найти несколько тысяч квалифицированных сотрудников на зарплату в 80–100 долл. сегодня выглядит злой иронией.
Учитывая всё вышесказанное, в случае продолжения активных боевых действий танковые войска Киева будут либо таять нарастающими темпами, либо потребуют импорта готовых к эксплуатации танков. Если такой импорт организован не будет, то ещё два-три сражения масштаба битвы за Дебальцево — и ВСУ грозит серьёзный некомплект в танковых частях.
Поможет ли заграница?
Вполне естественно, что для быстрого пополнения штатов ВСУ понадобится импортировать исключительно танки советских моделей. Учитывая специфику советского экспорта и нынешнюю международную обстановку, такими танками могут быть лишь Т-72, находящиеся в распоряжении стран Восточной Европы. Если брать общую цифру, то на данный момент в Чехии, Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии и некоторых республиках бывшей Югославии на сегодня состоят на вооружении до 800 машин этого типа, 500 из них на вооружении армии Польши. Ещё до 600 танков находятся в этих странах на базах хранения. Естественно, эти танки имеют различное техническое состояние, оценить которое, как и на Украине, пожалуй, сегодня не смогут даже местные министерства обороны. И всё же теоретически ВСУ могли бы рассчитывать на несколько сот танков из этих стран. Но на пути подобных планов на сегодня возникает целый ряд препятствий.
Во-первых, стоит отметить, что в вопросе покупки Т-72 в Европе у Украины есть серьёзный конкурент — Ирак. Вооружённые силы этой страны несут значительные потери в бронетехнике в боях с исламистскими группировками. Из поставленных США 150 танков «Абрамс» иракские танкисты уже потеряли едва ли не половину. Не меньшие потери несут и танки советского производства. Ещё в 2009 году министерство обороны Ирака заявило, что намеревается закупить до 2 тыс. единиц Т-72. Правда, впоследствии лишь Венгрия отгрузила Ираку 77 машин из своих запасов, и они прошли модернизацию на американских предприятиях. Кроме того, Болгария осуществляла поставки бронетехники, правда, не танков, а универсальных тягачей МТ-ЛБ из старых запасов.
С началом боевых действий в Ираке летом 2014 вновь встал вопрос о поставках техники из Европы. В июле руководство Евросоюза официально признало необходимость поддержать Ирак вооружениями. Первыми странами, которые заявили о начале поставок танков, стали Венгрия и Чехия. Нашумевшая летом партия из 58 венгерских Т-72, которую якобы везли в Украину, в реальности отправилась в Чехию для восстановления. И сегодня усилия чешских ремонтников направлены на выполнение контрактов с Ираком и Нигерией. В январе украинский самолёт «Мрия» перевёз в Африку 16 танков для нигерийских военных. Некоторые СМИ также интерпретировали это событие как начало вооружения Украины странами Восточной Европы. Стоит отметить, что по заявлениям чешской компании «Экскалибур», которая и занимается поставками восстановленных танков, иракский контракт, включающий более сотни единиц бронетехники, займёт производственные мощности предприятия как минимум на два года. Так что танков из Чехии Украине придётся ждать долго. Второй поставщик этих контрактов — Венгрия — на сегодня оставляет в запасе всего несколько десятков машин, которые в свою очередь сами требуют ремонта и доукомплектации и ничем помочь Киеву не могут.
Наиболее реальным поставщиком выглядит, конечно же, Польша. В советские времена эта страна сама производила лицензионную версию Т-72 и по сей день обладает наиболее значительным танковым арсеналом в Восточной Европе. Кроме 530 Т-72, находящихся по штату в частях польской армии, на хранении находится до 200–300 единиц. Пока о планах поставок в Ирак бронетехники из Польши ничего не известно, так что можно было бы ожидать, что польские танковые запасы будут направлены на помощь ВСУ. Однако и тут возникают вполне объективные проблемы.
Во-первых, польская танковая промышленность сама находится не в лучшем виде. Заключив в 2003 году контракт на поставку 48 танков РТ-91(улучшенная версия польского Т-72) с Малайзией, поляки почти на два года задержали его выполнение из-за производственных проблем. С тех пор дело вряд ли улучшилось. Так, программа по модернизации всего 40 танков непосредственно для польской армии в 2011–2013 годах растянулась на три года. Конечно, восстановление танков с хранения и их модернизация — далеко не одно и то же. И всё же рассчитывать на особенно большие возможности польской промышленности также не приходится — за потерями ВСУ им также не угнаться.
Не стоит сбрасывать со счетов и позицию официальных польских лиц. Так, в министерстве обороны республики неоднократно отмечали, что Польша будет поставлять Украине вооружение только в случае принятия коллективного решения НАТО и Евросоюза. Самостоятельно ввязываться в конфликт с Россией из-за Украины поляки не намерены. Не менее принципиальным условием является полная оплата техники украинской стороной — никаких безвозмездных подарков делать Киеву соседи не намерены. Сарказмом прозвучали слова министра обороны Томаша Семоняка о том, что Польша в любой момент готова продать Украине танки PТ-1. Суть в том, что эта машина, выполненная по стелс-технологиям, на данный момент существует всего в одном опытном экземпляре и её гипотетическое производство может начаться не ранее 2018 года. Впрочем, украинские СМИ сарказма не поняли и осенью прошлого года распространили победоносную новость о том, что Польша вот-вот начнёт поставлять Украине танки-невидимки.
Ещё одним источником танков могла бы стать Болгария, ведь в этой стране могут находиться на хранении не менее 150 танков. Однако и здесь большие перспективы видят на иракском рынке. Пытаясь получить заказы из этой страны, власти Болгарии пошли даже на откровенный подкуп Ирака, в январе этого года безвозмездно подарив 18 гаубиц Д20 из армейских запасов и несколько тысяч единиц стрелкового оружия. Делается это, несомненно, в надежде на более крупный оружейный заказ.
Впрочем, Болгария также не обладает достаточно энергичной промышленностью, а состояние даже состоящих в армейских частях танков далеко от идеального. В парламентском отчёте, который был опубликован осенью 2014 года, говорится, что болгарские Т-72 лишь на 20% обеспечены необходимыми запчастями, а 80% танковых аккумуляторов уже отслужили свой срок эксплуатации и являются крайне ненадёжными. Поэтому запасы собственных Т-72 для болгарской армии сегодня становятся не чем иным, как складом запчастей для тех 80 танков этой модели, которые всё ещё по штату находятся в войсках.
Что касается предприятий, способных производить танковый ремонт, то за годы после развала Варшавского договора страна в значительной степени растеряла потенциал своего ВПК. Заводы не обладают ни достаточным количеством квалифицированного персонала, ни оборудованием для того, чтобы быстро поставить в строй масштабы, требуемые украинским фронтом. К примеру, в течение 2013 и 2014 годов на заводе «ТЕРЕМ-Хан Крум», который и является главным танкоремонтным предприятием страны, происходили неоднократные митинги с требованиями погасить задолженности по зарплатам, а сам завод многие годы находится на грани банкротства, а также в эпицентре коррупционных скандалов.
В подобном положении находятся, между прочим, и румынские заводы. В этой стране нет запасов Т-72, и на вооружении стоят совершенно устаревшие Т-55, но и помочь ремонтом танков из других стран Румыния вряд ли сможет. За последние 25 лет румынский ВПК неуклонно «реформировался», а вернее, просто разваливался. К 2014 году многие предприятия военной промышленности находились на грани банкротства. Лишь в мае 2014 года правительство, простив 200 млн долл. долга ВПК, принялось реанимировать оставшиеся предприятия. Противостояние на Украине Румыния восприняла как угрозу собственной безопасности, особенно учитывая вероятность размораживания конфликта в Приднестровье. Обладая одной из самых устаревших армий в Восточной Европе, румыны сегодня стоят перед необходимостью срочного обновления вооружённых сил. И украинские проблемы при этом выглядит для них, естественно, вторичными.
Что касается стран, образованных на месте бывшей Югославии, то здесь заметными возможностями обладает лишь Сербия, которая вполне по естественным причинам оказывать помощь Киеву в пику России не станет. Подобную позицию занимает и Словакия, которая хотя и имеет в запасе не менее сотни Т-72, а также остатки ВПК советских времён, но неоднократно выступала против предоставления оружия Украине.
Таким образом, можно отметить, что теоретическая возможность поставок танков из Восточной Европы существует. Наиболее успешным для Украины вариантом была бы прямая передача боеготовых танков из штата армейских частей. Без учёта политической составляющей этот вариант, конечно же, не приемлем для самих военных Восточной Европы. Ведь даже несмотря на обострившуюся ситуацию в Европе, военные бюджеты в большинстве этих стран не только не увеличиваются, но и продолжают сокращаться, в лучшем случае остаются на уровне прошлого года. Поэтому разбрасываться комплектами армейских частей Восточной Европе просто не по карману. И даже в случае гипотетической замены танками США или Германии соответствующего украинским потребностям количества машин, которые могли бы быть переданы восточным союзникам взамен убывших в Украину, сейчас просто нет. Даже наличные силы не удовлетворяют граничащие с Украиной страны, и все они в один голос сейчас требуют прислать подкреплений контингентами США и стран Западной Европы.
Если говорить о более реальном варианте — ремонт и предоставление запасов техники, то тут успеха можно было бы добиться при условии единой политической воли в Европе и мобилизации возможностей промышленности, как в Восточной Европе, так и в западных странах. Поставки танков на Украину для того, чтобы они могли сыграть заметную роль, должны стать непременно общеевропейским делом. Осуществлять же тайные поставки нереально как по срокам ввода их в строй, так и с той точки зрения, что большинство из них местного производства и при попадании на фронт их иностранное происхождение будет тут же установлено. А это, в свою очередь, будет означать новый виток политического кризиса в Европе. Однако пока что единой воли на Западе относительно поставок оружия нет. Лидер Евросоюза — Германия — выступает против оружейных поставок. По крайней мере, на данный момент. Такие страны, как Чехия и Словакия, которые теоретически могли бы стать центрами подготовки танков для Украины, также довольно резко против таких поставок. Та же Чехия прекратила поставки на Украину даже капсюлей для производства пистолетных патронов. Польша, хотя и занимает более лояльную Майдану позицию, но самостоятельно ввязываться в конфликт не имеет ни желания, ни возможностей. Да и требует полноценной оплаты за технику. Причём кто-кто, а Польша свою технику ценит даже слишком высоко — той же Малайзии в своё время они продали довольно устаревший PT-91 по 5,5 млн долл. за единицу.
В итоге можно констатировать, что на данный момент единственным более-менее реальным вариантом для Киева является налаживание поставок запчастей и отдельных узлов для танков из стран Восточной Европы. Но и эта возможность, пока Запад не примет консолидированного решения о помощи, выглядит маловероятной в больших масштабах. Хотя вероятность таких поставок не только нельзя исключать — скорее всего, киевской стороной будут предприняты энергичные попытки именно для их осуществления. В первую очередь Киев будут интересовать танковые двигатели — которые на данный момент являются наиболее проблемным узлом для украинских танкостроителей. И всё же, судя по всему, справляться с танковой проблемой Украине придётся самостоятельно, как минимум в ближайшие месяцы. А это в случае возобновления активных боевых действий означает непременное усыхание танковой составляющей ВСУ довольно значительными темпами.