Новости России и Крыма. Сегодня 11 февраля 2015
Обзор последних новостей России сегодня — 11 февраля 2015. Российский министр обороны отправляется в латиноамериканское турне. Путин и Обама обсудили ситуацию на востоке Украины по инициативе США. Джен Псаки не поверила сообщениям о возможном переходе РФ и Египта на расчёты в нацвалютах. Российский министр обороны отправляется в латиноамериканское турне Российский министр обороны отправляется в латиноамериканское турне, он посетит Венесуэлу, Кубу и Никарагуа, где обсудит актуальные вопросы военного и военно-технического сотрудничества, сообщил журналистам во вторник начальник управления пресс-службы ведомства генерал-майор Игорь Конашенков. Россия активно развивает оборонные связи с этими тремя латиноамериканскими странами, в частности создает там пункты материально-технического обеспечения кораблей и использует местные аэродромы. «Одиннадцатого февраля министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетит с официальным визитом Боливарианскую Республику Венесуэла. В ходе пребывания в Каракасе...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Кому бизнес?
В 2014 году многие малые предприниматели активно сворачивали свою деятельность и пытались продавать бизнес, свидетельствуют данные «Опоры России». Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юрлиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юрлиц, а закрылось 483,6 тыс.
Тенденция, характерная для страны в целом, наблюдалась и в столице: количество закрытых юрлиц в 2014 году превышало число открытых, в отличие от 2013 года: в 2013 году в Москве открылось 114,4 тыс. юрлиц, закрылось 110,1 тыс., в 2014 открылось 143,2 тыс. юрлиц, закрылось 183 тыс. Данные о том, что предприниматели уходят из бизнеса, косвенно подтверждает и исследование сайта бесплатных объявлений Avito.ru. Компания предоставила РБК статистику по количеству размещенных на сайте объявлений о продажах бизнеса в 2013 и 2014 годах в разных регионах России. Цифры свидетельствуют о том, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. При этом, по данным Avito, число активных объявлений на сайте с начала 2013 года выросло в три раза: с 7,927 млн в январе 2013 года до 24,48 млн в декабре 2014-го. Из данных Avito следует, что всплеск предложений о продаже собственного бизнеса пришелся на март 2014 года. Например, в Москве в феврале на Avito было активно 282 объявления о продажах бизнеса в сфере услуг, в марте подобных объявлений стало уже 1244. Предложений о продаже магазинов в столице в феврале 2014 года было всего 164, а в марте стало уже 1104. Подобная тенденция наблюдается и в регионах. В 2014 году активнее всего через Avito продавали предприятия общепита, сферы услуг, торговли, а также интернет-магазины.
Недорого В прошлом году многие собственники испытали желание избавиться от своего бизнеса, рассказал РБК член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. «Продажа бизнеса связана с общим ухудшением предпринимательского климата в России, – комментирует он. – Люди испугались и повышения курса доллара, и увеличения арендных ставок, и снижения покупательской активности». Страх сбивает цену. «Мы отмечаем тенденцию снижения уровня добавленной стоимости к цене активов и большую мобильность, гибкость продавцов и покупателей при проведении сделок купли-продажи бизнеса», – говорит генеральный директор агентства по продажам бизнеса «Альтера-Инвест» Максим Новицкий. Выручка падает, продолжает Небольсин. Больше всего, по его словам, пострадали турбизнес (сокращение на 30%), ресторанный бизнес (сокращение до конца марта составит 25%), торговля спортивными товарами. «Увеличение выручки наблюдается только в стрит-ретейле и продуктовом ретейле в связи с повышением цен», – резюмирует эксперт. «Турбизнес сейчас продать сложнее всего – это очевидно, – соглашается коммерческий директор агентства по продаже бизнеса «Ваша фирма» Александр Кузуб. – Люди сейчас предпочитают сами бронировать билеты, а не пользоваться услугами посредников. Также просели сегменты, связанные с продажами предметов роскоши». По оценке агентства по продаже бизнеса «Бизнес-Трио», предложение бизнесов в 2014 году увеличилось на 30%. «Альтера-Инвест» оценивает рост в 23%. Спрос при этом растет только на интернет-магазины и бизнес в сфере услуг: те сегменты, где издержки минимальны, говорит коммерческий директор «Бизнес-Трио» Павел Горынин. Покупатели, по его наблюдениям, не спешат: «Люди стали избирательнее подходить к приобретению собственного бизнеса. Если раньше средние сроки экспозиции составляли около трех месяцев, то сейчас они увеличились до полугода».
Зачем продают РБК сделал несколько десятков звонков по объявлениям и поинтересовался: а почему продаете? Самая распространенная причина – это переезд, другие популярные версии – уход в новый проект, выход на пенсию, перевод денег в более консервативное направление. В 99% случаев такие ответы неправдивы, уверен Горынин: «К нам обратился один клиент с просьбой продать его бизнес в Химках. Причина продажи – переезд. Однако бизнес был открыт всего три месяца назад. Неужели человек не знал, что переедет?» Предпринимателям, выставляющим свои активы на продажу, странно было бы признаваться в том, что бизнес не идет. «Мы продаем свою сеть в связи со сменой вида деятельности, – рассказывает совладелец четырех фитнес-кафе Евгений. – Доходность точек в общем составляет 350–400 тыс. руб., и в кризис она не упала». «Мой бизнес приносит 250–400 тыс. в месяц прибыли, просто сейчас мне некогда им заниматься, – рассказывает продавец бани-сауны на Соколе Георгий. – Люди хотят отдыхать даже в кризис, поэтому в баню они будут ходить всегда». Собственник четырех небольших кислородных кафе в Отрадном Артур, выставивший на Avito объявление о продаже сети, заверил РБК, что продает свой бизнес в связи с переездом в Сочи. За сеть он просит 3 млн руб., максимальная прибыль с самой крупной точки составляет 350 тыс. в месяц. В разговоре он, однако, признался, что сейчас таких сумм «уже давно нет» и «в кризис работать стало намного сложнее». Владелец хостела на Чистых прудах Вадим тоже решил уехать из Москвы. Цена вполне приемлемая – 350 тыс. руб., однако прибыльность составляет всего около 30 тыс. руб. в месяц. «Я владею этим бизнесом около года, пытаюсь продать его около месяца, и честно говоря, звонков вообще нет», – признался Вадим. Владелица туристического агентства в Алтуфьево Светлана почти уверена, что сбыть проблемный актив не удастся: «Уже в течение пяти месяцев я не могу продать ни одного тура. А у меня дети, ипотека. Пытаюсь продать агентство с ноября, но желающих купить просто нет. Если не продам до 1 марта, заберу свое оборудование и уйду. Чем буду заниматься дальше, даже не знаю».
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/business/11/02/2015/5 … efc261526f
Магазины опустеют к лету
Импорт переходит на 100-процентную предоплату.
Российские импортеры оказались в патовой ситуации: зарубежные поставщики не отгружают товар, впервые за два десятилетия требуя деньги вперед, стало известно «Газете.Ru». Банки не кредитуют импорт, опасаясь банкротств, а европейские страховщики по той же причине отказываются страховать их финансовые риски. Проблемы возникают даже с Китаем.
В этом году российские импортеры столкнутся со сложностями, которых они не встречали со времен перестройки. Из-за колебаний курсов валют иностранные поставщики отказываются отправлять в Россию продукцию без 100-процентной предоплаты. Сильнее всего это ударит по импортерам одежды. «Байеры сетей дорогой одежды и обуви на летний сезон закупили 15% от стандартного ассортимента. Магазины будут реально пустыми. Импортеры вынуждены предлагать живые деньги, а это еще существенно ухудшает их финансовые показатели. Поставок просто нет», — рассказывает зампредправления по корпоративному бизнесу российской «дочки» европейского банка.
«Никто из импортеров за наличные не работал с середины 90-х. Вы представляете? Это катастрофа», — говорит источник в отрасли.
Даже Крым, присоединенный к России в 2014 году, не соглашается на поставки без оплаты вперед наличными. «В случае с поставками яблок и груш из Крыма поставщики требуют предоплату 70–90%. Все боятся, непонятно — Россия, что с ней будет?» — говорит директор другого оптового поставщика овощей и фруктов.
«Импортеры еды банкротятся каждый день в Санкт-Петербурге. На нашей крупнейшей в Санкт-Петербурге базе — на ул. Софийская — просто нет товара. Большой дефицит всего. Отсюда и цены такие в магазинах», — говорит руководитель проекта по работе с сетями фруктовой компании NovFrut Андрей Краснянский.
Импорт с гарантией
«В последнее время спросом стали пользоваться все финансовые схемы, о которых раньше только писали в учебниках», — говорит финансовый директор крупного непродовольственного ритейлера. Помимо кредита, у компаний есть надежда на аккредитив (форма расчетов, при которой обязательства по оплате берет на себя банк) или банковскую гарантию: без этих инструментов шанс получить что-либо из-за рубежа без предоплаты падает до нуля.
«Есть два противоположных тренда: там, где грузили без аккредитивов и гарантий, все хотят гарантий и аккредитивов; там, где принимались риски российских банков, теперь от них отказываются», — рассказывает начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев.
С начала года цены на аккредитивы выросли в разы. Если раньше стоимость аккредитива составляла от 0,5 до 1% от поставки, то теперь — от 1,5% для лучших и надежных компаний до 5% для всех остальных. На таких условиях работает весь импорт, включая бытовую технику, косметику, продукты питания и одежду.
Оказывается востребованным и аккредитив с постфинансированием, при котором российский дистрибьютор идет в российский банк, у которого есть корреспондентские отношения с банком страны-поставщика, банк выплачивает поставщику сумму аккредитива, а российский дистрибьютор рассчитывается со своим банком через оговоренное время. Но получить такой аккредитив с гарантией в валюте на три месяца можно под 7% и выше.
«Цены на основные инструменты торгового финансирования сейчас действительно выросли, и наблюдается тенденция к их дальнейшему увеличению. Причем это касается как стоимости инструментов для финансирования экспортно-импортных операций, так и для проведения расчетов внутри страны», — подтверждает директор департамента транзакционных банковских услуг банка «Юникредит» Юлия Петрова.
Гарантии крупнейших российских банков — ВЭБа, Сбербанка и ВТБ — не принимаются уже давно, с тех пор, как они попали под санкции.
Тогда некоторые компании впервые столкнулись с ситуацией, когда американские банки-корреспонденты отказались проводить транзакцию. Впрочем, сейчас производителей перестала устраивать гарантия любого российского банка: им требуется аккредитив зарубежного или российского с подтверждением от зарубежного. Напрямую иностранные банки готовы предоставлять аккредитивы в исключительных случаях: им проще взять на себя риск работы с банком (банкротства банка), чем риск импортера, который завтра может подать на банкротство. Аккредитив с подтверждением будет стоить дороже: наценка европейских банков за риск работы с российским банком составит от 1,5 до 5%.
Итого аккредитив добавляет к стоимости поставки уже 5–10%.
«Если у меня есть лимит на этот российский банк, соответствующий по срокам выставленному аккредитиву, то я выдаю подтверждение. Риск работы с российским контрагентом-банком оцениваю в зависимости от того, что за банк, — от 1,5% и выше», — рассказывает топ-менеджер «дочки» европейской банковской группы, работающей в России.
Вне зависимости от инструментов все деньги стали для оптовиков безмерно дорогими, и многие российские компании просто уйдут с рынка импорта товаров, опасаются участники рынка. В относительно стабильном положении только крупнейшие ритейлеры.
После получения товара проблемы не заканчиваются: сбыть его и получить средства сейчас непросто. Курс доллара с 1 января прошлого года вырос вдвое, почти так же — евро, но покупать привычный товар вдвое дороже готов не каждый. У импортеров стремительно снижается маржа. «Если бы курс валюты зафиксировался на полгода на каком-то одном, пусть даже экстремальном уровне, например 80 руб. за доллар, то просчитать риск и выдавать кредиты импортерам было бы реально. Но пока это утопия», — комментирует банкир. Импортеры проходят валютные ножницы по-разному: кто-то закрывает бизнес (как ряд сетевых магазинов одежды), другие оперативно регулируют цены. В розничных магазинах тканей на Сельскохозяйственной улице цены каждого отреза пересчитывают в зависимости от курса. «Если завтра курс упадет и доллар будет стоить не 70, а 65, то и ткань будет стоить дешевле», — удивляется вопросу директор магазина.
Импортеры без кредитов
Высокие ставки по кредитам ухудшают положение тех, кто уже и так пострадал от девальвации рубля. «Получить кредит нереально: компании зачастую проще закрыться, подать на банкротство, чем просчитать коммерческий риск», — описывает ситуацию топ-менеджер крупного банка.
«Кредит импортеру под 25–40% годовых с учетом риска и ставки ЦБ можно сразу записывать в NPL (просрочку. — «Газета.Ru»). Если они берут кредиты под такой процент, то либо у людей плохо с математикой, либо под видом помидоров они продают наркотики. Ни один другой бизнес не дает такой маржи», — говорит другой собеседник «Газеты.Ru».
Снизить ставку невозможно: если в январе 2014 года ключевая ставка ЦБ находилась на уровне 5,5%, то 1 января 2015-го — на уровне 17%, что фактически отражает стоимость денег для банков. К этой цифре необходимо добавить административные расходы, маржу банка и плату за риск (для более рискованных заемщиков в стоимость закладывается риск невозврата).
Несмотря на снижение ключевой ставки ЦБ с 17 до 15%, бизнес не заметил изменения условий кредитования.
Величина ставок по кредитам до 2 февраля составляла 25–28%. После 2 февраля, когда ЦБ понизил ставку, стоимость кредитов стала колебаться от 23 до 25%, уточнили в компании, занимающейся поставками бытовой техники. Впрочем, даже российские банки, не говоря уже о зарубежных, готовы кредитовать импортеров лишь при наличии старых договоров (кредитных линий).
Получить новый кредит возможно только при наличии хороших связей, рассказывает крупный импортер электроники.
В результате практически все банки закрыли лимиты на импортеров, либо ограничили их круг парой-тройкой компаний, либо, как Райффайзенбанк, ограничились кредитованием пищевого импорта в расчете на то, что в нынешней турбулентности лишь такая компания сможет устоять.
Импортеры без страховки
Проблема еще и в том, что европейские страховщики с конца 2014 года неохотно страхуют поставки товаров в Россию. «Застраховаться невозможно, европейские компании попросту отказываются работать с российскими импортерами», — говорит представитель компании — импортера овощей и фруктов.
Российские страховые компании финансовый риск импортных поставок не страхуют, однако не верят в предвзятое отношение коллег из Европы.
«Как правило, импортируемые грузы страхуются тем, кто их отправляет, но это в части страхования грузов, — рассказывает зампредправления страховой компании СОГАЗ Николай Галушин. — Страхованием финансового риска экспортных поставок занимаются всего несколько специализированных компаний в мире, например компании Euler Hermes, HDI-Gerling и несколько других.
Если покупатель-импортер дышит на ладан, этот риск никто никогда не будет страховать, но это не означает прекращение работы с Россией».
Продуктовые сети, которые раньше работали напрямую с европейскими поставщиками, сейчас заказывают все через третьих лиц: сами они не рискуют поставлять продукты из Европы, чтобы не получить штраф. Европейские яблоки к россиянам попадают через Сербию и Турцию. «Сербы в сентябре складами скупали яблоки из Польши, это не секрет», — рассказывает гендиректор оптово-розничной компании.
Китай уже не гавань
Участник рынка непродовольственных товаров на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru», что сложности появились даже в работе с китайскими поставщиками. По его словам, сейчас китайцы всерьез напуганы общением с некоторыми российскими оптовиками.
«К моему огромному сожалению, многие российские компании перестали платить за заказанные в Китае товары. Тысячи и тысячи контейнеров скопились на складах, потому что товар просто не выкупают.
Для этого нет денег, поскольку для одного кредиты очень сильно подорожали, а другой их получить просто не смог. Поэтому китайцы свое негативное ощущение от российского рынка перекладывают даже на надежных партнеров», — сообщил управляющий партнер компании.
Из-за этого «добросовестные» участники рынка вынуждены дополнительно подтверждать свою финансовую состоятельность. Им приходится прибегать к банковским гарантиям, хеджировать риски. «Все российские фирмы сейчас занимаются опционами, форвардными контрактами, все успели выучить, что это такое. Сейчас очень много разговоров идет о зарубежном факторинге, но так как он в валюте, им пользуются не очень активно, хотя для китайцев это было бы удобно», — заключил источник.
Китайские поставщики впервые за все время работы начали говорить, что они готовы принимать оплату в юанях. Но для такой оплаты применяется не самый выгодный курс, поэтому некоторые китайские партнеры уже готовы брать оплату в российских рублях. «С гарантиями российских банков схема сложная. Сама китайская компания, конечно же, не принимает гарантию российских банков, для нее что один, что другой российский банк ничего не значит. Другое дело, что наши банки стали активно работать с китайскими. Например, есть схема гарантийных обязательств, когда под гарантию российского банка китайский банк выдает гарантию китайскому поставщику. Это практически аккредитивная схема, которая в последнее время стала популярной», — заключил он.
http://www.gazeta.ru/business/2015/02/06/6402985.shtml
Вице-премьер на шухере!
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=x1xUdpKdkIw