Hitler-Wood. Нерасказанная история американских киностудий
Нет такого телезрителя, который ни разу не смотрел бы голливудские картины. Через фильмы Голливуда прошло множество наших поколений. Если мы вспомним советскую эпоху, то прорыв "фабрики грез" в наши кинотеатры пришелся на 80-ые гг., как раз на эпоху перестройки. Тогда никто не мог предсказать, что та эпоха закончится для СССР трагически, а с началом "лихих 90-х" голливудщина хлынет уже и в телеящики современных обывателей.
Но мало кто знает, что у Голливуда есть и другой несмываемый историей отпечаток: "отцы"-"основатели" современного американского кино также как и транснациональные корпорации США сотрудничали с нацистами, при том, что большинство из них были евреями. На первый взгляд это может показаться невероятным, однако найденный фактологический материал только подтверждает наши предположения, что еще больше откладывает откровенно негативный отпечаток на американскую киноиндустрию и благодаря которому эта "индустрия" должна быть в скором времени бессовестно выброшена на задворки человечества.
В 2013-ом г. в США вышла книга киноисторика Бена Урванда под заголовком "Сотрудничество: Договор Голливуда с Гитлером". Книга вызвала нешуточный скандал во всей Америке. Автор книги утверждает, что на протяжении 10 лет работы в американских и немецких архивах ему удалось найти прямые доказательства того, что Голливуд действительно помогал Гитлеру.
- Я не придумал слово «сотрудничество»,- пояснил Бен Урванд корреспонденту лондонской газеты Guardian. - Я взял его из документов, которые хранятся в архивах. Причем, как в немецких, так и в американских. Это слово регулярно использовалось для описания отношений между Голливудом и Германией.
Голливудский "роман" Гитлера с Америкой начался в 1930-ом, еще до прихода к власти нацистов. В немецких кинотеатрах шел показ картины Льюиса Майлстоуна "На западном фронте без перемен". По личному приказу Геббельса штурмовики во главе с Ремом врывались в кинозалы и взрывали бомбы со зловонным газом, а кроме этого выпускали белых мышей. После такого "теплого" приема директор Universal Pictures Карл Лэммле, немецкий еврей, согласился вырезать сцены, где унижалось национальное достоинство немцев.
Уже к 1932 году под давлением нацистов, готовившихся к захвату власти, в Германии был принят закон. Он позволял аннулировать лицензию на деятельность на территории страны кинокомпаний, показывающих картины, которые наносили ущерб имиджу Германии. Причем, речь шла о показе не только в Германии, но и во всем мире.
Ленин и Сталин были поклонниками кино, но и Гитлер исключением не был. Примечательно, что любимой актрисой фюрера была Ольга Чехова. Нацистскому вождю нравились фильмы с сильными героями. В списке его любимых картин значились голливудские картины «Жизнь бенгальского улана» (1935) с Гари Купером в главной роли и «Королева Кристина» (1933) с Гретой Гарбо. Фильмы, показывавшие "демократию" (американскую) в выгодном свете, фюрер не любил. Тарзана он считал идиотом, а Чарли Чаплина за пародию на себя в «Великом диктаторе» ненавидел. Интересно, что Гитлер и Чаплин были современниками, ровесниками и погодками; британец был всего лишь на 4 дня старше фюрера, причем он очень удачно вписался в роль диктатора (Аденоид Хинкель) наряду с Джеком Оуки (Бензино Напалони), спародировавшего Муссолини. Голливудская насмешка над Гитлером в конечном счете привела к разрыву отношений между Германией и США. 11 декабря 1941 Гитлер объявил Америке войну.
Нацистская верхушка понимала значимую роль кино, а голливудские боссы-бонзы считали немецкий рынок слишком важным, чтобы терять его из-за идеологических мелочей.
Хотя США и не подписывали Версаль, тем не менее, они не мешали возрождению милитаризма в Германии. Как IBM, GM и DuPont помогали восстанавливать немецкую промышленность, так и Голливуд внес скромную лепту в реинкарнацию мощи Рейха. За океаном были убеждены, что 1000-летний Рейх и вправду простоит 1000 лет. История распорядилась совершенно иначе.
Крупнейшая киностудия планеты в 30-е годы Metro Goldwin Mayer, утверждает Бен Урванд, ссылаясь на найденные в архивах документы, покупала специальные немецкие облигации, деньги от которых шли на переоборудование военных фабрик и заводов в Судетах. Вообще, США объявили Германию "официально дружественной" им страной.
Урванд не утверждает, что голливудские кинодиректора были убежденными сторонниками нацистов, скорее они пошли с ними на сотрудничество ради собственной наживы, несмотря на то, что сами были евреями. Например, киностудия Warner Bros. вырезала слово "еврей" из всех диалогов в фильме "Жизнь Эмиля Золя". Уорнер стала первой компанией чьи основатели, дети-евреи украинских мигрантов, стали приглашать немецких бонз в Лос-Анджелес для просмотра своих кинокартин и на месте предлагать купюры.
Берлину пришлось ввести своего человека, отвечавшего за Голливуд. Георг Гисслинг просматривал множество фильмов, давал рекомендации по их содержанию и даже устраивал с голливудскими боссами что-то типа дебатов и обсуждений. Причем, последнее слово оставалось за ним. Он не только просил делать купюры, но и требовал прекратить съемки некоторых картин. Если от фильма «Бешеный пес Европы» отказались по требованию Гисслинга еще до съемок, то съемки «У нас это невозможно», экранизации одноименного роман Синклера Льюиса, были прекращены в самый разгар по распоряжению директора MGM. Майер велел прекратить съемки после того, как ему позвонили из управления цензуры и намекнули, что фильм может вызвать негативную реакцию в ряде стран.
О том, что нацисты вмешивались и в производственные процессы фабрики грез, в 1937-ом сообщал и Newsweek в одной из своих статей: "Длинная рука Гитлера дотянулась и до голливудских киностудий".
Еще одна не менее знаменитая американская кинокомпания «Парамаунт», также уличенная историком Беном Арвандом в коллаборационизме, основана евреем из Венгрии Адольфом Цукором.
Одна из голливудских киностудий, 20th Century Fox, через своих людей в Германии даже посылала нацистам письма с целью делиться своими впечатлениями об американских фильмах. Письма сопровождались нацистским приветствием. В 1940-ом MGM, Paramount и XXth CF покинули Германию. Несмотря на то, что США вступили в войну против Германии, заокеанские боссы старались упоминать евреев как можно реже.
Среди защитников Урванда: кембриджский профессор Ричард Эванс, известный историк Третьего рейха, который назвал книгу «полной удивительных откровений, представленных в образцовой манере». Дебора Липстадт, историк холокоста из университета Эмори, сказала, что эта книга «могла бы стать блокбастером».
Но у Урванда есть яростный критик, историк Томас Доэрти из университета Брандейс, автор книги «Голливуд и Гитлер, 1933 - 1939». Вот основные пункты критики:
«Коллаборационизм» Бена Урванда, опубликованный в этом сентябре издательством Harward University Press вызвал уже удивительный шум из-за обвинений, вынесенных прямо в заголовок. Якобы Голливуд был гнездом жадин и коллаборационистов, чьи сделки с дьяволом превратили американскую киноиндустрию и ее еврейских кинобаронов в сообщников нацизма. Я считаю обвинения Урванда клеветническими и антиисторическими. Клеветническими – поскольку они оскорбляют индустрию, пытавшуюся предупредить Америку об опасности, зревшей в Германии. Антиисторическими – потому что они объясняют прошлое сквозь призму настоящего.
Неприятности начинаются прямо с заголовка. «Коллаборационизм» - это то, как принято описывать правительство Виши времен нацистской оккупации Франции, или правительство норвежца Видкуна Квислинга, чье имя стало синонимом предательства. Назвать голливудского магната коллаборационистом – значит заявить, что он сознательно и целенаправленно, из трусости или жадности, работал под руководством нацистских начальников.
Подзаголовок говорит о «пакте», это обвинение, которое рифмуется с двумя печально знаменитыми договорами тридцатых: Мюнхенский пакт ("мюнхенский сговор"), подписанный 30 сентября 1938 года, в котором Франция и Великобритания склонились перед «Последней территориальной претензией» Гитлера и позволили ему сожрать Чехословакию, и пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа 1939 года, в котором нацистская Германия и Советский союз заключили союз, давший зеленый свет Второй мировой войне. Это очень плохая компания, в которую автор помещает киномагнатов Луиса Майера, Карла Леммле и Джека Уорнера.
Тут противопоставление настолько очевидно, что даже обсуждать его смысла не было бы, если бы историческая амнезия не была бы столь распространенным заболеванием.
В 1930-х нацисты еще не начали Второй мировой войны, они еще не устроили Холокост, они еще не стали тем, кем они являются сейчас: универсальным символом абсолютного зла. С нашей точки зрения подъем нацизма выглядит как линейная траектория, серия ускоряющихся событий, неизбежно заканчивающихся воротами Освенцима. В те времена, однако, эндшпиль вовсе не был очевиден.
Большинство американцев, включая голливудских киномагнатов, не думали о грядущих ужасах, не понимали, что бизнес с новым немецким режимом – это что-то особенное. Исследуя специализированную прессу (включая и The Hollywood Reporter) тех времен и внутрицеховые отчеты тридцатых годов, я вижу и алчность, разумеется, но в основном я вижу непонимание, принятие желаемого за действительное, и неверие.
Сегодня любые сделки с нацистами кажутся невообразимыми. В 1930-х это было не так. Важно понимать напряжение, в котором работала голливудская студийная система в те времена. В 1930 в кино не работала Первая поправка конституции, гарантирующая свободу слова, прессы и религии (кино не попадало под конституционную защиту до решения Верховного суда США в 1952 году). Разнообразные виды цензуры – цензура иностранных государств, государственные цензурные советы в США, индустриальные регуляторы, Production Code Administration – действовали постоянно.
Кинокартина не считалась уникальным произведением искусства. Это был коммерческий продукт, в который легко можно было внести изменения в соответствии с требованиями заказчика, «пошить на заказ»: тут капельку отрезать, тут немножко добавить.
Голливуд редактировал фильмы по требованиям иностранцев по крайней мере с 1918, когда в фильме «Обман» Сесиля Б. Де Милля азиатский злодей из японца превратился в бирманца после протестов со стороны японского правительства.
Разумеется, голливудские студии пытались вести переговоры с Германией, чтобы их фильмы попали на прибыльный рынок. Некоторые, такие как Universal и Warner Bros., решили, что вести дела с нацистами невозможно и ушли. Другие - Paramount, Fox и MGM – оставались на европейском рынке до самой войны. Студии не только старались получить прибыль здесь и сейчас, они пытались также сохранить свою инфраструктуру дистрибуции.
А самое главное, пожалуй, то, что фиксация на механизме киноэкспорта не позволяет автору обратить внимание на то, что происходило дома: на историю страстной антинацистской кампании в Голливуде. Голливудская анти-нацистская лига за защиту демократии (NAHL) приложила массу усилий для того, чтобы предупредить американцев об ужасах нарождающегося нацизма. Лига была основана в 1936, входило в нее примерно 5000 художников-активистов всех рангов и уровней киноиндустрии. NAHL устраивала митинги, радиошоу, пыталось привить анти-нацистские чувства голливудскому кино (что было очень сложной задачей, учитывая то, как внутренние и внешние цензоры всегда пытались лишить американское кино любого политического содержания).
Было бы неловко, если бы заголовки о голливудском «коллаборационизме» замазали бы репутации тех киномагнатов, которые твердо противостояли нацистской идеологии.
Работа Карла Леммле, основателя Universal Pictures, заслуживает отдельной похвалы. Как и многие евреи его поколения, родившиеся в Германии, он испытывал настоящую любовь к своему фатерланду (у этого слова не было неприятного аромата в те времена). Он был шокирован, когда фильм, которым он больше всего гордился – «На Западном фронте без перемен» - вызвал бунты в Берлине, спровоцированные самим Йозефом Геббельсом. В 1933 Леммле начал понимать, что Германии, которую он нежно любил, больше нет. Он выписывал чеки Европейскому кинофонду, организации помощи беженцам, основанной агентом Полом Конером и режиссером Эрнстом Любичем, подписал сотни поручительств, облегчающих иммиграцию в США еврейским беженцам. Он один спас от уничтожения больше евреев, чем весь Госдепартамент США.
В Warner Bros., которая вышла с немецкого рынка после того, как в 1933 году глава берлинского офиса студии был избит нацистскими боевиками, Джек и Гарри Уорнеры постоянно боролись против нацизма – собирали со своих сотрудников пожертвования в пользу NAHL, передавали антинацистские серьезные передачи и развлекательные продукты на радиостанции KFWB, снимали анти-нацистские аллегории, подчеркивающие демократические идеалы и регилиозную терпимость.
Любой вменяемый зритель может прочесть это между строк в фильмах «Черный легион» (1937), проповеди против фашизма. В «Жизни Эмиля Золя» (1937), истории несправедливо осужденного артиллерийского офицера-еврея Альфреда Дрейфуса, защите которого Эмиль Золя посвятил всего себя, можно увидеть проповедь борьбы с антисемитизмом. «Приключения Робина Гуда» (1938), приключенческое кино Эррола Флинна, превращается в атаку на тиранию. В биопике «Хуарес» (1939) темнокожие мексиканские крестьяне побеждают арийских пришельцев. Аллегория в конце концов становится предельно откровенной в «Исповеди нацистского шпиона» (1939).
Неудивительно, что в 1938 году, на собрании антинацистских активистов дома у Эдварда Робинсона, Граучо Маркес поднял бокал и предложил тост за Warner Bros. – «Единственную студию, которая не боится».
Очевиден вывод, что Доэрти преподносит Голливуд как символ сопротивления нацизму, а не как коллаборационистское киносообщество. Тем не менее, это далеко не так, да и последствия сотрудничества Голливуда с нацистами наложили свой отпечаток на многие современные "блокбастеры". Американские киностудии в послевоенные годы скрыто внедряли элементы нацизма в свои картины. Ярким примером служат фильмы Альфреда Хичкока, первым из которых можно назвать картину "Веревка", снятый мастером саспенса под впечатлением изучения психологии нацизма. Позже методы нацизма Хичкок воплотит и в 2-х изветных своих картинах - "Психо" и "Птицы", наглядно закрепившими за нацизмом "симфонию ужаса". Среди цветных фильмов про нацистов можно отметить "Пустое зеркало", "Макс", "Фатерлянд", "Гитлер: восхождение дьявола" (все - голливудские). К кинокартинам, изображающим нацизм как ужас можно отнести "Ударные волны" (США), "Операция "Мертвый снег" (Норвегия), "Проклятое место" (к слову, в этом ужастике помимо нацистского сегмента фигурируют элементы теории заговора и создании климатического оружия в прообразе известной установки на Аляске HAARP). Недавняя кинокартина "Интервью", рассказывающая об убийстве Ким Чен Ына американскими спецслужбами также содержит скрытые элементы американского кинематографического нацизма.
Так что любителям голливудских фильмов советую задуматься о негативной роли киностудий, выпускающих данные картины. "Ты то, что ты снимаешь" - с этим тезисом трудно не согласиться даже в наши дни.