Разногласия остаются
Берлинская встреча министров иностранных дел России, Франции, Германии и Украины (т.н. «нормандский формат») окончилась безрезультатно. Саммит глав этих государств в Астане откладывается на неопределенный срок.
«Это был длинный, но — как вы могли заметить — открытый обмен мнениями с противоречиями, которые есть между нами. Расхождения во мнениях, которые остаются, как и прежде, показали, как трудно достичь прогресса как на пути к политическому решению, так и на пути к саммиту в Астане, которого многие ждут, который будет готовиться», — прокомментировал итоги переговоров министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
В Берлине считают, что для достижения прогресса и успешного выхода на саммит в Астане нужно чтобы Россия заставила ополченцев полностью и безоговорочно выполнить все пункты минских соглашений.
У Москвы свое объяснение причин того, почему минские соглашения так сложно реализовать.
«На данном этапе мы рассматриваем "нормандский формат" как формат, который решил главную задачу — способствовал началу прямого диалога и подписанию минских договоренностей, — отметил Сергей Лавров. — Разумеется, этот формат не может сам заниматься выполнением этих договоренностей. Выполнять договоренности должны прежде всего стороны конфликта — представители власти и территорий ДНР и ЛНР».
Основные претензии России адресованы украинской стороне. По словам Сергея Лаврова, для успешной реализации минских соглашений нужно соблюдение Киевом ряда условий. Во-первых, начать нормальный диалог с лидерами самопровозглашенных республик Новороссии.
«Политический процесс может быть успешен только при начале прямого диалога, в данном случае, между представителями украинского правительства и провозглашенных ДНР и ЛНР, и что они должны полноценно ощущать себя вовлеченными в этот политический процесс в качестве равноправных партнеров», — заявил глава российского МИД.
Киевские власти на этот диалог и признание ополченцев стороной конфликта принципиально не идут. Ведь в этом случае им будет сложно продвигать идею о «российском вторжении», а также придется признать, что на Украине идет гражданская война.
Помимо требования диалога с представителями ЛНР и ДНР Россия указывает на то, что минские договоренности не соблюдает сам Киев. В частности, украинские власти не проводят децентрализацию страны в том виде, в котором этот процесс понимает Москва и все адекватные наблюдатели.
«Без начала всестороннего конституционного процесса с участием всех регионов и политических сил Украины трудно будет договариваться по остальным уже так сказать частным вопросам, при всей важности каждого из этих частных вопросов», — отмечает Сергей Лавров.
По его словам, процесс конституционной реформы автоматически поставит «в правильный контекст все задачи по выполнению каждого пункта Минских договоренностей, включая прекращение огня, отвод тяжелой артиллерии и прочей тяжелой техники, более эффективную доставку гуманитарной помощи, освобождение заложников, обеспечение особого статуса Донецкой и Луганской провозглашенных народных республик и решение вопросов экономического возрождения Донбасса».
Украинская же сторона, напомним, соглашается лишь на крайне умеренный проект децентрализации с передачей минимального количества полномочий областям. Вероятно, в Киеве рассматривают любой серьезный проект децентрализации в качестве серьезной угрозы украинской государственности.
Угроза эта исходит как минимум с трех направлений: сепаратизм восточных регионов, сепаратизм западных регионов (где настроения куда более радикальные, чем в Киеве, и после спада общеукраинской истерии о российской агрессии у Центра и Запада могут не совпадать повестки дня), а также стремление отдельных олигархов подмять под себя отдельные области.
В России, впрочем, указывают на то, что децентрализация неизбежна, и весь вопрос в том, кто будет контролировать и обозначать рамки данного процесса. Если это не хотят делать украинские власти, то децентрализацией будут управлять альтернативные центры силы в стране.
«По-прежнему нет никакой ясности, каков статус так называемых "олигархических батальонов", которые непонятно кому подчиняются. Также действуют незаконные вооруженные формирования вроде "Правого сектора", которые тоже отказываются вставать под чье-либо начало», — говорит Сергей Лавров. Для Украины такая «неуправляемая децентрализация» ничем хорошим, естественно, не закончится. В Киеве этого пока не понимают. Ну или им просто все равно.
Попытка сторон переложить друг на друга вину за несоблюдение минских соглашений может привести к срыву нормандского формата. Да, стороны согласились продолжить консультации и по возможности к следующей неделе выйти на новый раунд переговоров министров иностранных дел, однако без принуждения Киева к адекватному поведению переговоры попросту не продвинутся.
И саммит в Астане не состоится — понятно, что главы государств могут собраться в столице Казахстана только в том случае, если до этого момента будет определены все параметры соглашения. Эти параметры далеки от определения, и по состоянию на 12 января, исходя из слов пресс–секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, посещение казахстанской столицы в графике Владимира Путина не значилось.
В свою очередь, официальный Киев делает все возможное для того, чтобы не утруждать администрацию российского президента перекраивать график главы государства. Так, в нарушение условий перемирия украинские войска возобновили обстрелы городов ДНР — Донецка, Горловки и других.
«Боевики хотят сорвать запланированную встречу, которая должна пройти в "нормандском" формате на уровне лидеров стран. Они хотят сорвать перемирие и выставить Украину нарушителем договоренностей», — прокомментировал артиллерийские обстрелы спикер АТО Андрей Лысенко, видимо, имея в виду, что ополченцы по традиции снова решили сами себя обстрелять.
В России эти обстрелы восприняли весьма серьезно.
«У нас есть информация, весьма тревожная, мы ее сейчас перепроверяем, что действительно силовики готовят в обозримом будущем очередную попытку силового решения проблемы. Это будет катастрофой, — заявил Сергей Лавров. — Мы… будем требовать от наших западных партнеров, которые имеют влияние на украинское руководство гораздо большее, чем кто-либо другой, чтобы они разобрались с этими планами и не позволили "партии войны" в Киеве обрушить все те весьма хрупкие надежды, которые были порождены минскими договоренностями».
Фактически Москва выставляет Западу ультиматум, намекая на то, что срыв перемирия и украинское контрнаступление может означать ликвидацию минского формата и усиление поддержки ополченцам со стороны Кремля. Со всеми вытекающими последствиями для территориальной целостности и вообще существования украинского государственного проекта.
Отсутствие результата вполне закономерно по той причине, что интуитивно разобраться в сложном процессе взаимосвязанных социокультурных трансформаций, которые подчиняются действию более 20 законов невозможно в принципе. Возможны некоторые временные успехи, например СССР, но периодически возникающие кризисы в различных сферах деловой активности, от сельского хозяйства до политики, сводят на нет все усилия. Примером тому могут служить тысячелетние попытки создания глобальных империй, при которых перемалывание ресурсов только усиливает негативные последствия.