Изнанка лейбла Made in Italy. Где делают куртки Prada и Moncler?
ИСТОЧНИК: matveychev_oleg
Журналисты итальянского телеканала RAI 3 провели журналистское расследование и выяснили, где делают модные и дорогие куртки Moncler и Prada, и какова их себестоимость.
Но сегодня мы заглянем в темную сторону сверкающего мира роскоши. Что стоит за высокой ценой? Стоимость бренда, качество материалов и упаковки? Попробуем разобраться с помощью журналистов итальянского телевизионного канала RAI 3. А чтобы получить ответ на простейший вопрос — почему крупные бренды, такие как Moncler, производят за пределами Италии, — отправимся в Венгрию.
Венгры очень гостеприимны. Гостеприимны при условии, что вы не будете ставить закон во главу экономических отношений с ними. В объемах ежегодного производства гусиного пера и пуха страна занимает второе после Китая место. Экспорт сырья обеспечивает фабрики по пошиву одеял, подушек и одежды.
Птицефабрики недалеко от границы с Украиной содержат от 5 до 10 тысяч гусей каждая. Их продукция — перо и пух, которые выщипываются с живой птицы каждые шесть недель, в период с июня по октябрь. Делается это вручную, с большой травматичностью для птицы из-за спешки — 10 тысяч гусей нужно ощипать всего за 4 дня. После раны птиц дезинфицируются, но не из сострадания, а для снижения падежа травмированных животных, для которых эта жестокая процедура повторяется по мере отрастания пера от одного до четырех раз в год. Самые глубокие раны зашивают обычными нитками и иголками, но это не всегда помогает спасти птицу. По данным хозяев птицефермы травмируется 100% птиц, из них 20% получают смертельно опасные повреждения.
Журналисты не раз проникали на такие птицефабрики в Венгрии и с видео доказательствами жестокого обращения подавали жалобы в различные европейские организации. Результатом многолетней борьбы стало лишь нейтральное заявление Европейской Комиссии по Безопасности Продуктов Питания о том, что «производство должно осуществляться без причинения страданий или травм птицам, а именно во время линьки, или же методом вычесывания». Но при этом сами эксперты признают, что «учитывая сложившуюся на коммерческом рынке ситуацию, получение пера и пуха методом выщипывания, который вызывает боль, неизбежно». Обусловлено это растущим спросом на перо и пух, при котором агропромышленные фермы должны наращивать производство. Методом вычесывания получить необходимое рынку количество сырья невозможно. Потому нечистоплотным производителям достаточно заявить, что перо получено законно, путем вычесывания, и все вопросы к ним отпадают. Главным фактором становится то, что заявленное соответствует лицензии. На реальное состояние дел в угоду рынку закрывают глаза и покупатели сырья, и контролирующие организации.
На венгерских птицефабриках платят сдельно, расценка — 30 евро центов за каждого гуся. Оплата производится в черную. Для повышения заработков скорость общипывания увеличивается в ущерб состоянию птицы и достигает 2-3 минуты на одного гуся. В день один работник ощипывает 100 гусей. С каждого гуся за один раз снимается около 200 грамм пуха. В год одна венгерская ферма дает 50 тонн перьев. Семья, где побывали журналисты, содержит 10 ферм, производят они примерно 500 тонн пуха в год.
Фабрика со всеми сопровождающими документами продает сырье посреднику, от которого товар уходит в основном в Италию и Германию. Итальянцы и немцы не предъявляют строгих требований к качеству товара и не контролируют его. Покупатели же курток Монклер, в то же время, не знают ничего о происхождении пуха — из Китая он, из Венгрии или смесь. Не указан нигде и способ получения пера. Предоставление такой информации производителем закон не предусматривает.
В целом по стране 2 миллиона венгерских гусей оставляют своё перо на складах, которое затем через посредников продается на вес. Naturtex, компания-лидер по товарам из пуха в Венгрии, закупает необработанное перо со складов и занимается его сортировкой по качеству.
Самый низкокачественный (тяжелый) товар идет на набивку подушек. Средний сорт уходит на одеяла. А самое качественное и легкое сырье предназначено для набивки пуховиков. Выход такого гусиного пуха — 20% от веса необработанного пера. То есть из 1 кг грязного сырья выходит 200 грамм на набивку одной пуховой куртки.
В производстве используется и гусиный пух, и утиный. Но гусиный более качественный и теплый, потому стоит дороже. По мнению эксперта компании Naturtex даже набитая утиным пухом куртка по своим свойствам лучше, чем куртка, наполненная гусиным пухом из Китая. Китайский пух тянет на себя влагу и совершенно не просыхает изнутри. Потому качество сырья в пуховике имеет столь важное значение. Венгерский пух лучше китайского, потому сырье из Венгрии дороже.
Стоимость гусиного пуха колеблется от 50 до 200 € за килограмм. Для наполнения одной куртки идет около 150 граммов пуха самого высокого качества. Если взять венгерский пух по цене € 160 за килограмм, стоимость наполнения одного пуховика составит всего 25 €. Вопрос журналиста РАЙ 3: «Всемирно известный производитель пуховиков Монклер закупает у вас пух самого высокого качества?» деликатно остался без ответа... Таким образом несложно подсчитать, что даже покупая в Венгрии пух самого высокого качества, компания Moncler тратит на сырье для набивки не более 30 евро (200 евро х 0,15 кг).
Закон не обязывает производителя указывать страну происхождения сырья и упаковки, и чтоб понять, что находится внутри изделия, его нужно сначала купить. Пух, ткани и фурнитура из Восточной Европы всегда стоят дешевле. Этим и пользуются для экономии многие итальянские, и не только, бренды с мировым именем.
И снова и птице.
Европейский закон предписывает птицефермам, производящим пух, осторожно вычесывать его с гусей, как мы чешем своих кошек. Но кто будет это делать, если в хозяйстве имеется 10 тысяч птиц? Лицемерие и коммерческий интерес заставляет Европу закрывать глаза на нарушения, происходящие по отношению к птицам в Венгрии. Жалобы в Европейскую Комиссию от журналистов и защитников животных продолжаются, и рано или поздно европейским чиновникам придется как-то реагировать на эти массовые нарушения.
Что же касается конечного потребителя, то ему остается лишь доверять написанному на этикетке и надеяться на порядочность и честность производителя. Нет никакой возможности проверить, откуда получен пух и каким способом он был снят с птицы, живой или мертвой.
По мнению журналистов Ремо Руффини, известный итальянский бизнесмен, купивший в 2003 году французский бренд Монклер, вполне способен его обновить, улучшить и заставить сверкать новыми красками на благо соотечественников и покупателей их продукции по всему миру. Но почему, если:
— производство пуха находится вне Италии,
— себестоимость пуха на одно изделие составляет лишь около 30 евро,
— конечная стоимость пуховика в бутике 800-1000,
компания не использует труд итальянцев? Как же быть со знаменитым Мейд ин Итали в этом странном и неоднозначном случае?
Президент компании Монклер не смог ответить на этот вопрос, но по телефону сказал: «Мы не производим товары в Италии, но все производство расположено в Европе, в тех странах, где лучшее качество и лучший опыт.»
Отправляемся в Румынию.
Тут расположено много компаний, собственниками которых являются итальянские предприниматели. Работают они для различных марок, но в основном для брендов Мейд ин Италии. Moncler отправляет им сырье, материалы и фурнитуру, и весь процесс набивки, пошива и упаковки происходит именно там. В момент визита журналистов на фабрику началась набивка пуха для зимней коллекции Монклер.
Однако в беседе с менеджерами фабрик оказалось, что румынская сторона не всегда довольна своими заказчиками. По их словам, Монклер шлет пух низкого качества, с большим процентом посторонних примесей. Это даже не пух, а перо, и после переработки и очистки более половины сырья идет в отходы.
Кроме того, они уверены, что это даже не гусиный пух/перо, а смесь белого гусиного и серого утиного сырья. При этом реальная стоимость серого утиного пуха, который по качеству намного ниже, — € 45 за килограмм. Если учесть, что на один пуховик идет около 200 грамм, то затраты составят 9 евро. При стоимости готового изделия до 1200—1300 евро.
Кроме того в себестоимость входит мех, это около 18 евро, молния и нейлон LAQUE — всё вместе это около 30 евро...
Женский пуховик Moncler 17 Tulsa
Ремо Руффини — президент Moncler:
«Мейд ин Итали — общий термин, а для качественной продукции не важна этикетка.
Я всегда говорю, что наша продукция — «Мейд ин Moncler». Мы ничего не производим и не покупаем готовым, мы создаем и организовываем свой продукт в нашей компании в Падуе. Мы закупаем сырье, материалы, фурнитуру, привлекаем лучшие транспортные компании и отправляем это все на пошив и упаковку на разные фабрики, расположенные от нас на расстоянии 6-7 часов пути»
Но директор фабрики в Румынии, где шьют продукцию Монклер, не очень лестно отзывается о качестве материалов для пошива. По его словам, часто приходит ткань, которая, говоря профессиональным языком, «сыпется» от любой манипуляции с ней. А, значит, вещи из этого материала будут просто расползаться по швам, не говоря уже о том, что на него невозможно качественно поставить кнопки, нельзя сделать петли для пуговиц.
Из главного офиса Moncler в Требазелеге, провинции Падуя, отправляют материал, молнии, мешки с пухом на пошив в Восточную Европу: Румынию, Молдавию, Болгарию и даже в Армению, путь в которую занимает около 6 дней, а не 6 часов, как заявляет президент Монклер.
И тут возникает вопрос — почему Ремо Руффини (Remo Ruffini), отдавая работу по пошиву иностранцам, продает готовую продукцию по столь высоким ценам? Ведь стоимость труда и налоги в странах Восточной Европы намного ниже, чем в Италии. Снова обман, чтоб убедить покупателя в том, что цена высока потому, что все, якобы, Made in Italy?
Большая часть продукции Монклер шьется на фабрике в Румынии, которая была построена во еще во времена правления Чаушеску и являлась тогда самой крупной в стране. 15 тысяч работников предприятия вплоть до падения Берлинской стены шили форму для советской армии.
Сейчас фабрика шьет продукцию для брендов Belstaff, Moncler, Versace. Тут делают всё: крой, набивка, сборка, глажка, маркировка, тестирование и упаковка. Стоимость полного цикла, от кроя до упаковки, 40-45 евро за единицу товара Монклер.
В 2006—2007 годах пошив заказывался на юге Италии в Лече (Бари). Но контракты с фабриками не были продлены по причине «высокой стоимости» их работы. Пошив в Лече пиджака стоимостью 1150 евро стоил бренду 50 евро. Видимо, для Moncler это было слишком дорого.
Реальная экономия от пошива в странах Восточной Европе — около 20-30 евро с изделия. Чем ниже затраты, тем выше заработки топ-менеджмента Монклер. Именно поэтому производство смещается всё дальше и дальше на Восток. Уже заработало швейное производство для Монклер в Армении. При этом заказчик ежегодно снижает стоимость оплаты сборки и упаковки в контрактах с восточными партнерами. Кто не согласен — остается без работы. Но за такую оплату на румынских фабриках отказываются работать даже китайцы и бангладешцы. Какие «профи» шьют продукцию для всемирно известных брендов — остаётся только догадываться...
Все производства вне Италии под маркой Мейд ин Итали частично могут оправдываться тем, что Италия действительно не заботится о бизнесе. Предприниматели производят там, где в итоге они зарабатывают больше, ведь жадность не является незаконной. Потому роскошные вещи производят в местах, где стоимость работы ниже, контроль меньше, не такая тяжелая, как в Италии, налоговая нагрузка.
Производство на фабрике Интерцентр Люкс в Тирасполе. Фото с официального сайта компании www.centrelux.com
Поэтому монстры индустрии моды всё активнее осваивают трудовые и производственные рынки Восточной Европы, и та же Prada, к примеру, вполне комфортно сотрудничает с непризнанным в Европе Приднестровьем, размещая заказы на фабрике Intercentre Lux. Эта компания, расположенная в Тирасполе, шьет одежду. 80% ее партнеров — итальянские бренды.
Прада, как и Монклер, завозит на фабрику в Приднестровье ткани и фурнитуру, и там, как и в Румынии, происходит полный цикл от раскроя до упаковки. Средняя стоимость работы над одним изделием — 33,80 евро, на пошив уходит 6 часов. Не сложно подсчитать, что стоимость часа работы составляет около 5 евро, это четверть стоимости такой работы в Италии. Prada недавно попыталась снизить оплату до 20 евро, но получила отказ от менеджеров Intercentre Lux.
Жакет Prada
Для справки: полная сборка в Тирасполе жакета Prada стоимостью 2000 евро обходится бренду в 18-30 евро.
Ранее Монклер тоже заказывала пошив в Приднестровье, но фабрика прекратила свое сотрудничество с брендом по пошиву пуховиков, отдав предпочтение военным заказам из России.
Официальный сайт компании «Интерцентр Люкс» сообщает, что фабрика шьёт одежду для таких брендов как Prada, Armani, Moncler, Buberry, Peuterey, Dolce & Gabbana, Chervo, Daniel-Hechter, Calvin Klein, BCBG.
Так какая же логика руководит менеджерами Монклер? Как распределены затраты в компании с мировым именем?
Тут оказалось всё просто. Акцент сделан на дорогостоящую, агрессивную и навязчивую рекламу, которая убеждает покупателя в высочайшем качестве продукции и соответствующей, якобы адекватной, ценовой политике. Именно поэтому рекламу для Монклер снимает всемирно известный фотограф Энни Лейбовиц.
Взлет французского бренда Moncler в производстве курток пришелся на 80-е годы прошлого столетия, когда их пуховики стали символом эпохи 80-х. В 2003 бренд стал 100% итальянским. По документам это так, в реальности — давно и однозначно нет. В любом случае, только покупателю решать, стоит или нет приобретать их продукцию.