Русалии
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/41473.jpg
Русалии, дни духов и Берегинь. Немного о Русалках и Русалиях (празднеств, проводимых в честь духов.) Русалии в древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств. Все виды искусства проявлялись в них полной мерой: музыка, пение, танцы, военные игры, театрализованные действа, проводившиеся иногда в масках.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/3dba95aa18976f3dd066c31e5eec685eb2d848120150020.jpg
Участники русалий, как можно думать, делились на простых зрителей и на специальных людей, выполнявших главные разделы игры-обряда, подобно тому, как в болгарской деревне существовали дружины "русальцев", а торжественное празднование нового года еще недавно выполнялось двенадцатью "старцами" в огромных масках и специальных одеждах.
Нехристианская, языческая сущность русалий проявляется уже в первом упоминании их в летописи. Такое огромное общерусское несчастье, как нашествие половцев во главе с Шаруканом в 1068 г., расценивалось летописцем как проявление божьего гнева, вызванного тем, что русские люди отвернулись (во время засухи) от нового христианского бога и обратились к старым богам своих дедов:
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/4e5effbda80934ee4152984a72ac9aceb2d848120772046.jpg
"Удержах от вас дождь… и поразих вы зноем, – говорит христианский бог людям. – Обратитеся ко мне и обращаюся к вам, глаголеть господь, и аз отверзу вам хляби небесные". "Дьявол льстить, – говорит далее автор поучения, использованного летописцем, – превабляя ны от бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи". "Видим убо игрища утолочена и людий много множьство на них… а церкви стоять; егда же бывает год молитвы – мало их обретается в церкви. Да сего ради казни приемлем от бога всяческыя и нахоженье ратных… грех ради наших".
Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе "злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити", называет "плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья". Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны "игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа".
А Изборник XIII в. предостерегает: "Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянице кличють… или како сборище идольских игр – ты же в тъ час пребуди дома!". Все это писалось в те века, когда церковные художники смело изображали на миниатюрах богослужебных книг и бубны, и сопели (флейты), и трубы свиты царя Давида. Очевидно, дело было не в музыке как таковой, а в её религиозной направленности.
Термин "русалии" настолько прочно был в быту Руси XII в., что даже в чисто церковных сочинениях о посте время определялось этим языческим праздником: "… и по съшьствии святого духа, рекше по русалиих…" "…масла же до русалии приемлють…".
Русалии – это "сбор великий" большого количества людей, одетых в яркие праздничные одежды, "упестренных".
. Известны этнографические примеры того, что "проводами русалок" руководили специальные старики "русалыцики" (Воронежская обл., 1935 год).
Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в "скураты" – маски и "деющие на глумленье человеком". Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.
На долю зрителей оставались "пение бесовское", "говор бесчинный", "плещевание" и "позорование" всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом "О – эв – Леля!", "Лелемье" и т. п., родственным греческому "эвое!".
"Русалки суть женские существа – очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой – об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/c96502b00ebc697244a3d54f84dbd087b2d848120695849.jpg
Празднование Первых Русалий – как было и как будет?
Знаем, знаем, как всю неделю гуляли девушки и парни в Первые Русалии! Как расцветали после долгой зимы подснежники и чувства, как пробуждались Природа и люди, плоть от плоти ее. Как сбрасывали с себя холодные осколки сна, постепенно наполнялись жизнью теплеющие реки, и на их сверкающих волнах начинали появляться живые духи реки – томные русалки.
Первые Русалии – время петь о любви!
Как тайком от парней, смущенно розовея, сбивались девчонки на березовой полянке близ поющей весенние песни речки, скидывали обереги и белую одежду и вертелись в древнем непостижимом танце, в котором и не девушки уже, а вечная женственность, таинственная и тёмная в своей непостижимости, воспаряла над землей, смешиваясь с ароматом подснежников и первых березовых соков, звеня серебряным колокольчиком тихого смеха.
Как ходили парни за девчонками в хороводах, поглядывая на разрумянившиеся щечки, алые губки да синющие глаза, что мерцали подобно голубой воде пробудившейся речки. Как какие-то дивные красавицы с длинными волосами, тихой тенью приближались к гуляющим среди берез парочкам, и нашептывали им что-то, от чего замирало дыхание, и начинали от восторга теплеть коленки.
Первые Русалии. Праздник пробуждения Духов Воды
Чарующих, непостижимых, веселых и опасных в своей шаловливости Русалок. Время, когда границы обыденного теряют свою неумолимую жесткость, когда резкие однозначные цвета становятся полутонами, когда кружится голова от предчувствия чего-то еще не бывалого, не совсем земного, немного потустороннего, по ту сторону обычного бытия…стираются границы между мирами.
Женский праздник, когда рождается любовь
Знаем, знаем, как красили яйца, да играли с ними «яишное заговенье», готовили пироги с яйцами, да с собой каждый на гулянье брал пяток яиц, которыми расплачивался за качание на качелях, да еще и в «перебой» оставалось чем сыграть, постучать яйцами друг о друга. И была в этих незатейливых играх древняя магия, чары зарождения новой яркой жизни.
И бегали всю неделю с подарками к русалкам гадать – осторожничая, побаиваясь, надеясь изо – всех сил на обретение любви и красоты, на свадьбу и свершение предначертанного счастья. Кто, как вечно молодые и прекрасные Духи всезнающей Воды, предскажут – погадают? Найти то их сейчас легко — стоит прижаться к березке, что растет около речки, да прошептать свой потаенный вопрос. Зашелестит молодая листва, стукнет-щелкнет что-то, почудится легкий прозрачный девичий смех, запоет птичка. Так отвечают русалки. Так легко сейчас напустить любовные чары:
Река с рекой сливается,
роща с рощей срастается,
цветок с цветком сплетается,
трава с травой свивается.
Той травы возьму пучок,
заплету цветы в венок,
через рощу пронесу,
по ручью венок пущу.
Унеси вода венок,
на сплетение дорог.
И вот наступает Лёльник, последний день Первых Русалий.
И спускаются на землю Боги
И спускаются на землю Боги к собравшимся на красной-красивой горке людям в белых одеждах. Прилетает вместе с птицами прекрасная Лёля, Богиня Весны. И кто знает, не потому ли стала божественно прекрасна вон та девчонка, которая вчера была просто миленькой Дарьюшкой. Ведь сегодня она, щедро одетая в свежую зелень, зовётся Лёлей, величаво сидит на троне из нескольких слоев дерна с пушистой молодой травкой, раскланивается с теми, кто подносит ей требу с молоком и сыром, улыбается тем, кто ведет вокруг нее хороводы с веселыми песнями – веснянками, закликающие весну. Не потому ли так светло и благородно стало чело девицы-красавицы, что стоит за ее плечами, осеняя всех своей молодой любовью, сама Лёля, пришедшая на праздник в свою честь? И, может быть, именно поэтому веночки для девчат, полученные из белых рук Дарьюшки-Лёли, сулят приход духовной пары, любовь, замужество и счастье в этом году? Это Лёльник, праздник, которым завершаются 22 апреля Первые Русалии, проводимый молодежью на красной, самой красивой в округе, горке.
И получают женщины цветы
Вот именно в этот день нарядные девы и величавые жены получают в подарок цветы. Действие, осененное божественным смыслом. Прекрасные цветы, воплощение молодой жизненной силы божественной Лёли, как священное подношение тем, кто несет в себе всю жизнь свет любви и надежды на счастье. Это тоже магия, тоже чародейство. Что может быть очаровательнее весеннего полевого цветка, сорванного мужчиной для своей любимой, с пожеланиями покровительства Лёли, Богини вечной Весны?
Так раньше встречали свою любовь. Что же сейчас?
Неужели перестали засыпать и пробуждаться реки? Неужели перестали шелестеть на теплом ветерке просыпающиеся березки? Неужели девушки перестали гадать о любви? Неужели парням девушки перестали казаться прекрасными, как сама Лёля?
Не верю. Просто мы перестали звать русалок, красим яйца, объясняя это другими традициями, получаем цветы в необъяснимом природными законами 8 марта, и почти забыли красавицу Лёлю, спускавшуюся к нам на птичьих лёгких крыльях с ароматом первых цветов.
И только иногда, когда позволяем себе стать проще и мудрее, прислушаться к природным ритмам, задуматься о прошлом, взяв в руки книгу о давних временах, мы вдруг становимся светлее и чище, вернув в нашу жизнь сказку, любовь и единение с Божественной Природой.