Комментарий: Шпиономания в стиле холодной войны
В специальном комментарии для DW российский политолог Иван Преображенский решил разобраться в том, что стоит за последними шпионскими скандалами в ЕС и в России.
Шпионские скандалы для путинской России — дело привычное. Сообщения о них регулярно появляются в российских СМИ. Но, похоже, что вследствие украинского кризиса шпиономания перекинулась и на некоторые страны Европы: когда нет доверия между государствами, практики холодной войны "размораживаются" сами собой.
Иван Преображенский
Шпионские страсти
Первой "ласточкой" стал сотрудник эстонской полиции безопасности (КаПо) Эстон Кохвер. По версии российских спецслужб, он был схвачен в Пскове, где занимался шпионской деятельностью. У эстонцев своя версия событий. По их данным, россияне схватили Кохвера с эстонской стороны границы: сотрудник КаПо пытался пресечь деятельность трансграничной преступной группы контрабандистов, "опекаемой" российскими силовиками.
Польская история оказалась еще масштабнее. Контрразведка задержала двух человек — военного и юриста — по обвинению в шпионаже в пользу России. Попутно премьер-министр Ева Копач сообщила, что в рамках общепринятой, по ее словам, мировой практики Польшу покинут несколько российских дипломатов.
Чехи пока никого не высылают, но в ежегодном докладе уверяют: Чехию еще в 2013 году буквально заполонили российские и китайские шпионы.
Дипломатические заморозки
Перечисленные примеры — лишь самые заметные "шпионские" истории, случившиеся в последнее время в Центральной и Восточной Европе, в которых фигурирует Россия, но далеко не единственные. На фоне взаимных санкций, словесного противостояния НАТО и России, они выглядят естественными. Холодная война, похоже, закончилась слишком недавно, чтобы люди успели радикально измениться. Иначе бы общества разных стран с такой легкостью не соглашались с происходящим.
Не только Россия, но и многие государства ЕС активно включаются в игру под названием "шпиономания". Еще недавно Евросоюз старался избегать публичности в шпионских скандалах. Если о них и становилось известно, то чаще новость приходила из Москвы, где с начала 2000-х годов не стеснялись иногда превращать работу спецслужб в шоу для прессы. Европейцы же, даже в случаях, когда между странами не было доверия, по крайней мере, стремились не обострять обстановку.
Однако в 2014 году после аннексии Крыма Россией и вследствие ее агрессивной политики по отношению к Украине, уровень всеобщего недоверия возрос настолько, что шпионские скандалы стали делом публичным. Часто, к сожалению, их еще дополнительно раздувают и политики ради своей сиюминутной выгодны.
Скандал ради выгоды
Например, обнаружение предполагаемых российских агентов в Польше существенно повысило доверие населения к действующему правительству этой страны. После того, как Дональд Туск пересел из кресла польского премьера в кресло председателя Европейского совета и уехал в Брюссель, на его место пришла Ева Копач. Многие поляки считали ее слабым политиком. Взяв под личный контроль историю с российскими шпионами, она доказала избирателям, что может выступать и в роли "железной леди".
В Чехии ежегодный доклад спецслужб не только констатирует возросшую активность российских и китайских разведок, но и наносит удар непосредственно по президенту Милошу Земану. Документ появился накануне визита главы чешского государства в Пекин. Что же касается "русского следа", то многим в Чехии не нравится не столько Земан с его экстравагантными заявлениями, сколько некоторые люди из его окружения, которых пресса называет лоббистами российских компаний.
Про то, как российская пропаганда использует факты обнаружения "иностранных шпионов" можно даже не напоминать. Чтобы понять масштабы кремлевской конспирологии и шпиономании, достаточно просто посмотреть выпуск новостей любого российского телеканала.
Получается, что новой холодной войны вроде нет, но сочетание санкций и шпионских скандалов, а также военный конфликт на Украине создают фон, очень похожий на поздние 1970-е годы. Есть масса политических деятелей, не только в России, но и в Европе, которые вовсе не прочь вновь "приморозить" международные отношения. Причем не из идейных соображений, а ради получения политической или экономической выгоды. Последствия таких действий для международной политики их часто вовсе не волнуют.
Иван Преображенский, политолог, постоянный участник германо-российского форума "Петербургский диалог" и российско-польского экспертного дискуссионного клуба PL-RU