Сказка наяву произойдет 16 февраля!
Наш дом - наша крепость. Дом – живое пространство, наполненное историей нашего Рода, семьи, тревогами, радостями, любовью. Это заповедный укрепленный замок, куда возвращается мужчина и где творит свою семейную сказку женщина. Но мир гораздо сложнее, чем думают люди с обыденным мышлением. Вместе с нами в нашем доме могут жить другие сказочные существа из потустороннего мира. И доказательством этому – многочисленные свидетельства о домовых духах. 16 февраля у нас у всех есть шанс услышать и увидеть домашнюю Кикимору. Как ни как, славяне один день в году вспоминали этот довольно зловредный дух, живущий рядом с нами и рассказывали про нее разные сказки. Хотите попробовать? Тогда надо сделать так, как было записано в одной из этнографических экспедиций у нас на Севере.
—Многие хозяева слышали, как она прядет, щипочет. Видали раз пряху — так уж такой же человек. Баба одна пришла к старушке, а та и научила: «Возьми, — говорит, — лампу, покрой платком, чтоб свету не было, а как придет, так и посвети сразу». Та — как огонь открыла, женщина как побежит! Такая же, как человек!
Что известно о кикиморе?
Первое, о чем надо помнить — гость это незваный, в отличие от домового. Кики́мора имеет много имён: «кики́мара», «кикимра», «кукимора», «кикиморка», «шиши́мора», «шиши́мара», «сусе́дка», «ма́ра». Одно это уже говорит о том, как часто люди о ней говорят. Не потому - ли, что часто встречаются? Когда кикимора болотная живет на природе, ведёт себя озорно, но по-доброму.
Как, например, рассказывается в «Сказке о Зелёных Русалиях» (книга «Боги и люди» издательства «Северная Сказка»):
А дядька Леший в это время, следуя наказу Велеса, собрал всё своё войско:
— Помните, какие сейчас у нас дни и ночи пошли?
Он обвёл взглядом лешачков, своих помощников, Стукача и Турусика, кикимору болотную, тётку Шишигу и старшую над всеми русалками, красавицу Мавку.
— Да уж помним, — повела бровью Мавка. — Парней в лесу будет, как листвы на деревьях, да все до любви охочие и ошалелые.
— Вот и я об этом же. Завлекать — завлекайте. Ласковые речи мурлычьте. Но, это мой строгий приказ, чтобы ни одного парня не утопили. Иначе… — Леший сделал строгое лицо и погрозил русалке и кикиморе болотной громадным кулаком. Те захихикали и заотворачивались, избегая взгляда Лешего.
— Да ладно, дядька Леший, — примиряюще сказала Мавка. — Раз велишь, так и будет, до смерти щекотать не будем! — и она рассмеялась заливистым призывным русалочьим смехом.
— А ты, — повернулся он к тётке Шишиге, — тоже не балуй. Никого в болото не заманивать, наоборот, вытаскивайте, если кто в него и забредёт. Вытаскивайте и на большую поляну выводите. Да замечайте, нет ли чего в лесу такого, что не должно быть.
Но бывает так, что, привлеченная негативными эмоциями, болотная кикимора тайком пробирается в человеческое жилище. Причем сначала «оккупирует» места рядом с домом – мусорные ящики, например, или грязные подъезды. А потом – шмыг прямо в дом, если оберега над дверью не висит. Поселяется, как мышка, за печкой, под полом, на чердаке, если есть. Днём прячется, выходит ночью, шумит, возится, подпрыгивает, топает, досаждает своей возней нервным хозяевам. Посуду разбивают, кстати, тоже они. А ещё - появляются у Вас в доме мокрые пятна неизвестно откуда? Вот – вот. Не болотная ли кикимора прижилась?
Второе. Кикимора — мелкая пакостница, приносящая вред, ущерб и неприятности. Рассказывают прелестную северную сказку про кикимору. В деревне у одной хозяйки кикимора сильно мучила козочек, выстригая у них шерсть. Как ни старались хозяева избавиться от мучительницы, ничего не получалось. Тогда хозяева собрались переезжать в другую деревню, надеясь, что кикимора останется на старом месте. Вещи на подводу сложили, хозяйка спрашивает: «Все ли взяли из дома?» А с подводы раздается тоненький голосок: «Все ли взяли вы, не знаю, а я ножницы свои взяла!»
Третье. Кикиморка не может устоять перед пряжей или шитьем, пробирается ночью к оставленным хозяйкой неубранным вышивкам, и начинает сама что-то делать, шить, вышивать, не может остановиться, даже с риском быть обнаруженной! Вот только шьет не слева направо, а наоборот. Шьёт, бедняжка, плохо, её стежки неравномерные, неровные. «От кикиморы рубахи не дождешься», говорит русская пословица.
Вот еще одна запись, сделанная исследователями народного фольклора у нас на Севере:
— Пряха есь. Я была вышодцы замуж, сидела вечером пряла. Красива прялка была. Я только легла спать, слышу, моя прялка прядет, даже щелкат. Так жутко стало. Встану — лет никого. Как только прилягу — опять защелкат. Слышу: жжэрр, жжэрр — веретено вертится, кикиморка прядет. Жжэрр, жжэрр — ведь это надо же эдак-то попрядывать, жэркать.
Но не стоит выглядеть, как кикимора
Известно оскорбляющее выражение: «Выглядишь, как кикимора». А как она выглядит, что было, с чем сравнивать? В том то и дело, что разных их видели.
Рассказывали сказки про кикимор как про безобразных малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они могут становиться невидимыми, умеют быстро бегать, это вечно юные неугомонные девочки. По другим сказкам, кикимора - это маленькая скрюченная старушка, одетая в рваные лохмотья, смешная и неряшливая. Бывал и облик девы с распущенными волосами, неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка видели в облике взрослой женщины. Показывалась кикимора и похожей на свинью, собаку, утку.
Так что, не понятно, оскорбили, или похвалили, назвав «кикиморой». В любом случае не стоит выглядеть так, что бы у окружающих возникали подобные сравнения.
Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно
В лечебнике XVIII века писали: «от кикимор в доме положить шерсть верблюжью, когда суседка (тож кикимора) давит, то лечение такое же, шерсть клади под шесток». Еще рассказывали – помогает «куриный бог» - камень чёрного цвета, размером примерно с яйцо и природным отверстием, целое горлышко от разбитого кувшина, и поношенный лапоть. Кикимора боится почему-то можжевельника. Поэтому отпугивают её от солонок, в которые она любит запускать свои мохнатые лапки, пояском из можжевельника. А если вредничает кикимора, гремит посудой и бьет горшки, надо перемыть все водой, настоянной на папоротнике.
И вот как раз, 16 февраля, если уж совсем достала кикиморка своими шалостями, можно ее выгнать из дома. Именно в этот день она становится смирной и послушной. Помести можжевельниковым веником, приговаривая:
- Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из моего дома скорее.
Лучше вспомнить северные сказки!
А может, и не нужно выгонять кикимору? Любовь и женское великодушие может изменить поведение кикиморы, которая станет незримой помощницей в тканье, пряже, в выпечке хлеба, мытье посуды и ухаживанием за домашними животными. Ведь с кикиморой можно даже разговаривать. Задавать вопросы – она отвечает стуком в случае согласия.
Или просто у домовитой хозяйки все получается и без кикиморы, вымышленного мифического персонажа? Не знаю. Верю только, что дом – территория творения женщины, это она творит это пространство, делая его своим и таким, как она хочет, закладывая в него нужные ей энергии.
Этой силой наделила ее природа. Ее задача в отношении дома – создать такое пространство, такую атмосферу, в которой ее родные будут отдыхать душой, напитываться энергией для жизненных свершений. И вот это настоящая магия, настоящая сказка. Дом как священное место, как храм и в то же время как объект творения женщины, который она наполняет. И любящей женщине подвластны все уровни мироздания, в том числе и такие, которые приходят к нам в виде домашних духов.
Именно такие тонкие отношения людей и малых Богов, духов в историях издательства «Северная Сказка». Именно такой волшебная страна предстает перед нами в этих книгах. Так начнём с себя, со своего настроя!