Ренессанс тряпичной куклы

1158 0

Сегодня тряпичная кукла, неизменная спутница человека еще в середине 20 века, переживает свое возрождение. Что это – мода на всё этническое или генетическая память бунтует против Барби и Кенов? Вера Ярилина, детский и семейный психолог, хозяйка мастерской “Красный клубок”, поведала Музею славянской мифологии о своем понимании и работе с народной куклой.

См. также большой альбом “< ![CDATA[]]>РОДная этническая кукла” < ![CDATA[]]>в нашей < ![CDATA[]]>группе ВКонтакте< ![CDATA[]]>.

фрагмент, полное интервью < ![CDATA[]]>здесь< ![CDATA[]]>.

– Сегодня, в 21 веке, тряпичная кукла переживает возрождение. Почему? Что находит современный человек в традиционной кукле?

Отношение к народной кукле – это призма состояния общества. С одной стороны, есть большая потребность в поиске корней, увлечение историей, древностями, желание приписать нашим предкам особую мудрость и попытки воспроизвести их образ жизни и верования. С другой, пренебрежительное отношение к народной эстетике, незнание истории и культуры родных мест, увлечение голливудскими штампами и подражание им.

Любопытно наблюдать за реакцией людей на куклы на выставках и ярмарках. Одни сразу кивают головой, мол, знаю все эти обереги. Другие допытываются, точно ли куклы выполнены по всем заветам, и на полную ли луну мы работали. Третьи, образцы  искрометного юмора, спрашивают, не «вуду» ли это.Суеверие, необразованность и нежелание думать и нести ответственность за свою жизнь – этого, к сожалению, очень много.

Тематика народной куклы сложна. Кукла, как антропоморфный образ, сопровождает человека на протяжении всей его истории. Ей приписывались магические свойства, с их помощью проводили обряды. Но в мире наших предков не было врачей, учителей, психологов, а потребности были теми же самыми.

< ![CDATA[]]>http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2014/01/zi-B7MbgpTc.jpg< ![CDATA[]]>

Кувадки
Игрушка для самых маленьких. Можно повесить над кроваткой малыша.
В старину кувадки клали в люльку младенца, чтобы отгонять злых духов. Они становились первыми игрушками и помощниками человека.

Страх и желание защититься самому и обезопасить своих близких рождали такой феномен, как куколки обереги. Тревоги и сомнения девушки перед свадьбой решались с помощью ритуальных кукол. Крошечная куколка, с которой глава семейства отправлялся в дальнюю дорогу, создавала ощущение уюта и связи с домом. Интуиция и образное мышление наших предков находили способы справляться с  трудностями и передавать информацию друг другу.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно меняться. Во-вторых, не только в древнейшие, но и в сравнительно недавно далеко не все записывалось и сохранялось. Потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы. Тряпичная кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры  или обряда – нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о тряпичной кукле. В основном, конец 19 – 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Но на мой взгляд, необходимо различать реконструкцию и современное осмысление роли народной куклы. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл или дополнять старый.

Кроме того, существуют разные способы изготовления кукол, и мы можем выбирать, чему уделять особое внимание. Например, “Неразлучники”: в одном регионе она выполнялась из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой – совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

< ![CDATA[]]>http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2014/01/kydKZFOkBAE-1.jpg< ![CDATA[]]>

Важно включить интуицию в восприятии этого содержания, и задуматься, что актуально именно для Вас!

– Вы написали работу «Народная тряпичная кукла как метод  артерапии». Почему именно кукла? Есть же море других направление в арт-терапевтичеком деле.

Идея арт-терапии с использованием образов тряпичной куклы лежит на поверхности. В работе с детьми и семьями мне нравилось использовать доску Геринга – с безликими деревянными фигурками. Когда я впервые увидела куклу Столбушку – сразу поняла, что вот оно свое, родное. Та же условность и возможность вложить свои смыслы. Кроме того, сам процесс создания имеет успокаивающий и развивающий эффект для ребенка. А если работают родители вместе с детьми – появляются возможности для диагностики и коррекции их взаимоотношений. Самая распространенная модель поведения родителя – это отбирать у ребенка материал и делать самому. А потом с огорчением констатировать, что «ему совсем ничего не интересно».

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/jzCSELP51Z8-1.jpg

–Расскажите, пожалуйста, на примере какой-либо куклы про трансформацию смыслов?

Есть две интереснейшие куклы, и с точки зрения психологии, и с позиции художественного образа.

Девка-Баба и Мальчик-Дед (или Тульский мастеровой). Это куклы – с двумя лицами, символизирующие необходимые перемены в жизни, и показывающие направление этих перемен. Но если Девка-Баба – это взросление женщины и смена ее семейного положения от молодой, незамужней девушки к хозяйке дома, жене и матери, то Тульский мастеровой – это пример карьерного роста: от безусого юнца к опытному мастеру.

< ![CDATA[]]>http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%94%D0%B5%D0%B4.jpg< ![CDATA[]]>

Любопытно, как в наши дни происходит смещение акцентов в смыслах. Если раньше куклу Девка-Баба делали перед замужеством, показывая перемены, которые происходят с девушкой во время первой брачной ночи, то сейчас на первый план выходят темы смены имиджа, статуса, внешности, материнство. Для меня эта кукла перевертыш оказалась знаковой. Я долго к ней шла, только через два года после моего знакомства с тряпичной куклой я наконец настроилась и сделала Девку-Бабу. Видимо, я интуитивно почувствовала, что уже готова к переменам в своей жизни, и через неделю я встретила своего будущего мужа.

< ![CDATA[]]>http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B01.jpg< ![CDATA[]]>

Для взрослых женщин этот образ тоже о многом говорит: ведь «Баба» стоит на своем «Девичьем» основании, молодая энергия остается под юбкой, под контролем и есть возможность ей управлять.

– Традиционный вопрос от Музея славянской мифологии. Ваш любимый сказочный персонаж(и)?

Почему-то сразу всплывает образ Солохи. Очень яркий и неоднозначный женский персонаж. Обаятельная, хитрая, энергичная, «слывет ведьмой», ничего и никого не боится. «Ночь перед Рождеством» – самое любимое детское произведение. Ребенком мне была очень не симпатична эгоистичная Оксана, и восхищала сообразительность Солохи, так славно она упаковывала своих гостей! Думаю, что это важный женский архетип, в котором сочетаются созидательное и разрушительное начало, и он просто пропитан сексуальной энергией.

– Что бы Вы могли порекомендовать в деятельности < ![CDATA[]]>Первого музея славянской мифологии< ![CDATA[]]>?

Мы с удовольствием читаем древнегреческие и древнеримские мифы и легенды, они используются, как поэтические метафоры, как поучительные истории, как источник знания о нравах и традициях общества. Но как только речь заходит о славянской мифологии, вдруг  возникает сопротивление, страх или наоборот восприятие мифа как реальности. Никто не задает вопрос музейному работнику о том, верит ли он в Зевса. Но работников в сфере «отечественного язычества» регулярно подозревают в сакральных практиках. Мне кажется, это чудесно, что есть такой тематический музей. Именно в нем должно происходить знакомство с народной историей и культурой, их принятие и осмысление. Наверное, нужно научиться погружать посетителей в этот мир, чтобы представили, прочувствовали, мурашки побежали, а потом выводить их в реальность и учить отстраненно анализировать информацию.

Фото: Вера Ярилина

фрагмент, полное интервью < ![CDATA[]]>здесь< ![CDATA[]]>.

См. также большой альбом “< ![CDATA[]]>РОДная этническая кукла” < ![CDATA[]]>в нашей < ![CDATA[]]>группе ВКонтакте< ![CDATA[]]>.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)