Сарезское озеро Бомба замедленного действия
В горах Таджикистана притаилась настоящая бомба замедленного действия. Естественная преграда сдерживает на сегодня 19 млн. тонн воды, но вода прибавляется и вечно это продолжаться не может.
Учёные полагают, что естественная дамба, образованная при землетрясении, известная как Усойский завал, не стабильна с учётом местной сейсмики, и что землям, находящимся у подножья плотины, грозит катастрофическое наводнение, если плотина разрушится при будущем землетрясении. В этом случае затоплению может подвергнуться территория нескольких государств.
Парадокс, но в таком степном краю, как Казахстан, главную экологическую опасность таят в себе озера. Однако если про Арал и Балхаш трубят СМИ, толкуют политики и ученые, то об уникальном Сарезском озере общественность практически ничего не знает. Расположено оно, правда, не в нашей стране, а в Таджикистане. Но экологическая угроза, которая сегодня вызрела в Западном Памире, настолько грандиозна, что обещает обернуться катастрофой для всей Центральной Азии.
Сегодня Сарезское озеро растянулось на 75 километров вверх по ущелью. Максимальная глубина – 505 метров. Объем скопившейся воды достиг 17 кубических километров. А это – почти полный годовой сток Амударьи!
Изучением озера и прилегающих к нему районов стали заниматься сразу же после катастрофы. Исследования и расчеты, сделанные тогда, позволили утверждать, что Усойская плотина – достаточно крепкое, устойчивое образование и озеро может существовать довольно долго.
И тем не менее то, что казалось надежным в ХХ веке, выглядит совсем иначе в веке ХХI. Возможно, поэтому на рубеже столетий, в 2000 году правительства четырех заинтересованных стран – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана – обратились к мировому сообществу с просьбой оказать интеллектуальную и финансовую поддержку в решении проблемы Сарезского озера. В том же году под управлением Всемирного банка был запущен международный проект, получивший название “Сарезское озеро: проект по снижению риска”.
Уже в конце 60-х годов прошлого века ученые обнаружили и изучили два фактора, которые поубавили оптимизма и заставили говорить о Сарезском озере как о гигантской мине замедленного действия. Первый из очевидных факторов: многочисленные родники пробили себе дорогу сквозь тело плотины. Процесс, который получил название фильтрации, постоянно вымывает грунт из завала. Образуются пустоты, что приводит к проседанию плотины и понижению ее высоты. Через эти пустоты возможен стремительный прорыв озера.
Главную же угрозу представляет обнаруженный в 1967 году огромный, соразмерный с объемом самой плотины неустойчивый массив на одном из склонов, нависший над озером и получивший название Правобережного оползня. Все тот же сейсмический удар может обрушить в Сарезское озеро, как это уже было при его возникновении, миллиарды тонн горных пород: камня и грунта. Вызванная при этом гигантская волна, по разным оценкам, будет иметь высоту от 100 до 250 метров. Она разрушит стену завала, который сегодня возвышается над поверхностью озера в среднем на 50 метров. Последующий за этим перелив довершит разрушение плотины.
Огромный грязекаменный вал со скоростью более 80 километров в час пронесется по руслу реки Бартанг, продолжит свой бег, выходя далеко за пределы реки Пяндж, ворвется в русло Амударьи и через несколько дней достигнет Аральского моря. На всей протяженности такого катастрофического броска, а это более двух тысяч километров, будут стерты с лица земли селения и города, в зоне стихийного бедствия окажутся около шести миллионов человек. Нарушатся водозаборы питьевой воды, будут затоплены сотни кладбищ, погибнут миллионы голов скота, что приведет к возникновению эпидемий. В воду попадут нефтепродукты и токсичные вещества.
Сокрушительные потоки смоют минные поля вдоль таджикско-афганской границы, и смертоносные заряды будут разбросаны на обширном пространстве. То же произойдет и со складами, на которых хранятся боеприпасы. Будет нарушен плодородный слой почв и его не удастся восстановить долгие годы. Тех, кому удастся спастись, постигнет еще одна беда – голод. Соседним же странам придется решать проблему миллионов беженцев.
И это – не апокалиптические фантазии склонного к истерике обывателя. Это бесстрастные данные компьютерного моделирования, целью которого являлась попытка предугадать последствия вероятного прорыва.
Спасти степь, не унижая горы
Но выход, конечно, есть. Казахстанские ученые даже нашли способ, как подчинить стихию, при этом заставив ее приносить деньги. Вот только работу надо начинать безотлагательно: стихия не будет ждать.
В конце ноября 2003 года в Душанбе прошла международная научно-практическая конференция, на которой рассматривались варианты мероприятий по снижению риска, связанного с Сарезским озером. Министерство по ЧС и ГО Таджикистана пригласило на встречу казахстанских ученых, чей опыт в области изучения природных катастроф ценится в научном мире очень высоко.
Было предложено несколько вариантов:
Первый. Постепенно, небольшими частями раздробить и обрушить Правобережный оползень.
Второй. Сливать озеро до безопасного уровня по искусственно созданному каналу в пониженной части завала.
Третий. При помощи насосов перекачивать озеро по трубам, проложенным через гребень плотины.
Четвертый. Соорудить сливной тоннель в левом борту долины и одновременно нарастить Усойский завал в пониженной его части до высоты, исключающей перелив при возможном обрушении оползня.
Пятый. Соорудить тоннель длиной 20-25 км и отвести воды реки Мургаб в реку Кудара, чтобы прекратить наполнение озера.
Предложения отечественных и иностранных специалистов комментирует главный научный сотрудник КазНИИМОС, доктор географических наук, профессор Борис СТЕПАНОВ, представлявший Казахстан на форуме в Душанбе:
- Предложенные варианты еще предстоит обсудить. Однако уже сейчас очевидно, что они – финансовоемкие и предполагают лишь временное решение проблемы. Мы предложили способ, который не только снимет опасную ситуацию, но и компенсирует часть расходов! Он предполагает контролируемый спуск воды озера Сарез на 100 -150 метров: вначале через гребень завала, а впоследствии через сравнительно небольшой тоннель в завале – длиной 1-1,5 километра.
Изначально в нижней части завала сооружается гидроэлектростанция. Механической энергии воды в этом случае будет достаточно, чтобы пятикратно перекрыть затраты, необходимые для перекачки воды через гребень до строительства тоннеля! Вариант помогает решить сразу несколько проблем. Во-первых, предотвратить глобальную катастрофу. Во-вторых, смягчить актуальную не только для нашей страны проблему Аральского моря. В-третьих, помогло бы снять на несколько лет острейший дефицит воды для орошения полей Средней Азии.
Вместе с тем было бы желательно сохранить озеро как уникальный природный объект и источник доходов от туризма. А это при контролируемом расходе воды не представляло бы особого труда. Более того, естественное водохранилище позволит и в дальнейшем получать электроэнергию, необходимую для развития горных районов Восточного Памира. И даже продавать ее Афганистану!
ДА ТАКИХ ОЗЕР В ГОРАХ СОТНИ. НАПРИМЕР Г. АЛМА-АТА. ЕЩЁ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЁН ТАМ ПОСТОЯННО ШЛИ УЧЕНИЯ – А ЕСЛИ ПОЙДЕТ СЕЛЬ.
Г. ЧИМКЕНТ, ЧИРЧИК И Т.Д И Т.П.
ВОПРОС НАВЕРНО В ДРУГОМ КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ.
А Волга с её ветхими плотинами! Если крякнится плотина г.Рыбинска (ей больше 70 лет и давно в аварийном состоянии), мало не покажется. Все плотины ниже смоет с частью волжских городов, зато программа “англосаксов” по снижению численности населения земли до 2-3 миллиардов будет успешно выполнятся.