Ритм русского узора
Не новость, что ткань, выполненная вручную, влияет на энергетическое состояние человека. Современные исследования в области физики и химики утверждают, что человеческому организму важно, одежду какого цвета он носит, из какой нити она ткалась, какой узор имеет. Разберемся в этих аспектах последовательно.
Значение основных цветов, используемых в русской вышивке, приведу в таблице.
Цвет |
Значение |
Красный |
Цвет любви, постоянства, совершенства. Цвет Прави, священной крови, геройства, доблести, красоты. Основной закон мироздания. Символизировал Юг. Способствовал повышению тонуса, защитных сил организма.
|
Черный |
Цвет земли в хлеборобских рушниках на Руси и Украине. В европейской культуре символизирует неуверенность и отклонение от норм, цвет скорби. Символизирует Запад. Одежда такого цвета была только у волхвов, так как черный цвет символизировал связь с миром смерти и умение управлять такими силами. |
Желтый |
Цвет солнца, спокойствия, тепла, ненавязчивости, интеллекта. Связь с Летом. Существует предположение, что желтый цвет связан с потусторонним миром. Символизировал Восток.
|
Зеленый |
Развитие, юность, рост, надежда, несовершенство, спокойствие, духовность. Ассоциируется с природой и жизнью. Зарождение жизни. Цвет звездной мудрости Руси.
|
Белый |
Явь, окружающий мир. Цвет чистоты, радости, мира. Ширина. Символизировал Север.
|
Синий |
Цвет Нави, волшебства, тайны, сна, грядущего и ушедшего, зимы и мрака, после которых обязательно придет весна и свет.
|
Голубой |
Небо и чистота помыслов. Связь с умершими, ушедшими. Мудрость.
|
Коричневый |
Цвет земли.
|
Золотой |
Цвет высшей гармонии, цвет всея Богов. Использовался в праздничной и княжеской одежде.
|
Серебряный |
Цвет Луны-Макоши. Цвет интуиции. Использовался в праздничной одежде и одежде княгинь, волхвов.
|
Более глубокой, не такой явной, но не менее важной составляющей, лежащей в основе энергетического влияния тканного мастерства являются ритмические характеристики узора. Ритм узора выражается в определенных пропорциональных соотношениях узора между собой, в повторяющихся символах, что улавливается человеком визуально.
Возможно, что сама сотканная ткань является источником энергетической информации, которая воспринимается биоэнергетическим полем человека. И этот механизм заложен в технологии изготовления ткани с узором.
М. Качаевой предложен следующий подход для рассмотрения принципов построения ритмического ряда и поля узора.
При создании рисунка в его верхних и нижних слоях создается ячеистая структура, а в среднем пространстве – усеченное изображение орнаментальных символов. Линейное расстояние по горизонтали между каждой повторяющейся точкой орнамента может быть представлено в виде ряда ритмичных импульсов одной или нескольких продолжительностей типа решетки. Ее правильно будет назвать ритмическим рядом, характеризующимся определенной частотой.
Приведу пример еще одного ритма:
То есть в узоре происходит переплетение нитей утка и основы, чередование ритмов цвета. А что такое цвет? Это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света. Свет, в свою очередь, рассматривается либо как электромагнитная волна, либо как поток фотонов – частиц, обладающих определенной энергией, импульсом. Если рассматривать свет как электромагнитную волну, то его основными характеристиками являются длина волны, частота и поляризация. Видимое излучение имеет диапазон длин волн от 380 до 780 нм (от фиолетового до красного), а у поляризованного света определена плоскость колебания электрического вектора волны. Схематично электромагнитную волну представляют таким образом:
Распространение электромагнитных волн в пространстве происходит в виде сфер, имеющих разную амплитуду колебаний.
Можно предположить, что вышитая ткань излучает приблизительно так:
При этом наложение сфер, их радиус действия, направление зависят от выполненного орнамента, сочетания цветов, заданного ритма.
А теперь обратимся к биоэнергетическому строению человека. Человек имеет биополе (или ауру), т.е. свечение и это свечение зафиксировали ученые. Благодаря биополю происходит взаимодействие человека с окружающей средой, с огромным миром Вселенной, в которой мы живем, пульсируем, излучаем и поглощаем.
Биополе создается энергетическими каналами, энергетические каналы переплетаются в теле человека и образуют энергетические центры. Таких центров достаточно много, но принято выделять 7 основных центров-чакр (согласно индийской чакровой системе).
Каждый энергетический центр имеет свой цвет и взаимодействует с определенными органами тела человека и эмоциями.
Приведу данные по цветам:
1. Муладхара – красный
2. Свадхистана – оранжевый
3. Манипура – желтый
4. Анахата – зеленый
5. Вишудха – голубой
6. Аджна – синий
7. Сахасрара – фиолетовый
Следовательно, конкретные цвета узора связаны с защитой одного из семи энергетических центров человека. Красный – для самого нижнего, отвечающего за мочеполовую систему, кишечник, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый – для второго, отвечающего за половую энергию и почки. Желтый – для третьего энергетического центра – центра жизненной энергии, отвечающего за все органы брюшной области. Зеленый – для четвертого – сердечного центра, отвечающего за деятельность сердца, легких, позвоночника, рук, за эмоции. Голубой – для пятого, горлового центра, ответственного за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а так же за творческий потенциал человека. Синий – для пятого, ответственного за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый – для седьмого энергетического центра, связующего нас с Космосом, с Высшими силами.
Таким образом, ритмичный узор с чередованием цвета в определенной последовательности образует накладывающиеся друг на друга сферы электромагнитных излучений, имеющие определенную частоту (длину волны), распространяющиеся в определенном направлении и влияющие на те или иные энергетические центры человека. Кроме этого, края одежды образуют замкнутое кольцо вокруг конечностей, шеи (ворот, рукава) и самого тела (пояс, подол). Вокруг человека возникает замкнутое вихревое пространство. Можно предположить, что с помощью орнамента происходит корректировка биополя человека, его настройка на гармоничное взаимодействие с окружающим миром. При этом меняется психическое и физическое состояние человека.
Важно отметить следующее: для того, чтобы грамотно ткать и создавать орнаменты, необходимы глубокие знания об энергетическом строении человека. И эти знания, судя по всему, были известны нашим предкам. Видимо, у древних славян была разработана система представлений об энергетическом строении человека и они грамотно пользовались ею.Однако, нам - современным наследникам славян, практически не известно древнее учение о строении человека.
В своей работе М. Качаева пишет: «Не исключено также, что причина (автор - наличия знаний о физической природе и механизме воздействия узоров на организм человека и окружающую среду) - в повсеместно распространенной ранее, а ныне утраченной способности наших предков непосредственно воспринимать (или даже видеть) электромагнитные поля и волновую картину мира. Сегодня похожими способностями обладают птицы и животные, ориентирующиеся в своих пространствах по направлению силовых линий электромагнитного поля Земли». С этой догадкой я вполне согласна.
Об это и о многом другом мы сможем поговорить на лекции "Тайны русского узора". Подробности о дате и времени проведения смотрите на сайте http://ruslada.umi.ru/novosti_i_akcii/
Благодарю за интересную и содержательную статью!
Спасибо! Для меня очень важно то, что информация интересна для Вас.