Мужская народная одежда

3591 0
13.08.2011 18:01

https://picasaweb.google.com/lh/photo/mv_bV_yGXM9lyQ_ZGDj74g?feat=embedwebsite
Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной. Она состояла из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений. На территории Воронежской губернии можно выделить три типа мужских рубах: туникообразная рубаха, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, рубаха на кокетке.

Туникообразные рубахи имели несколько вариантов кроя.

Рубаху с прямыми бочками шили из одного полотнища ткани, которое перегибали по утку, на месте сгиба делали вырез для головы. К центральному полотнищу пришивали рукава и прямые куски ткани, которые образовывали бочка рубахи. Между бочками и рукавом вшивали прямоугольные ластовицы, как правило, из ткани другого цвета (чаще всего красные). Рубаху шили с «подоплекой» – подкладкой из грубого холста, которую подшивали в верхней части изделия. В конце XIX – первой трети XX века «подоплеку» чаще всего делали прямоугольной, но в некоторых селах она кроилась старым способом в виде треугольника. В селах Платава, Краснолипье Коротоякского уезда такая рубаха называлась «с мотоузом» или «с хрестом». Здесь шов, прикреплявший «подоплеку», украшали вышивкой красного цвета, в вершине треугольника – посередине спинки и переда, вышивали маленький крестик.

Туникообразная рубаха с косыми бочками отличалась тем, что к центральному полотнищу пришивали клинья, расширяющиеся книзу.

Туникообразную рубаху без бочков из одного перегнутого полотнища изготовляли из фабричного материала, который имел большую ширину, чем домотканый холст, что и позволяло шить рубахи с таким кроем.

Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением.

Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен, с прямыми или сужающимися к кисти рукавами. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким пояском, нередко с напуском -«пазухой». В конце XIX – начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии.

У русского населения бытовали рубахи с разрезом ворота на левой стороне. Горловину отделывали узкой обшивкой из холста или другого материала. Позднее появляются рубахи с небольшой стойкой. Разрез ворота украшали тесьмой, небольшой вышивкой.

В украинских селах разрез ворота делали прямым, горловину оформляли узкой обшивкой, небольшой стойкой или делали отложным. Ворот застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой. В некоторых украинских селах под влиянием русского населения появились рубахи с левосторонним разрезом ворота. В конце XIX – начале ХХвека как русские, так и украинцы носили рубахи, у которых разрез ворота прикрывается красиво вышитой планкой («манишкой»).

https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/3f6d8_0_47c4d_56b636fb_XXL
Мужская рубаха украинских переселенцев, с. Залиман Богучарского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.


Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями. Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные – для молодых мужчин.

Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, бытовала в селах Острогожского, Бирюченского, Нижнедевицкого, Коротоякского уездов, в местах распространения рубах с черной расшивкой. Ее покрой был аналогичен покрою женской. Полики, верхнюю часть рукава, низ рубахи вышивали черной геометрической вышивкой техникой «набор». Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, с тремя несимметричными полотнищами стана, отмечена в костюме украинцев села Ендовище Землянского уезда. У русских, помимо Воронежской губернии, она имела локальное распространение в Смоленской и Псковской губерниях. Такие же рубахи характерны для костюма белорусов, известны на севере Украины, а также у поляков и чехов.

Мужскую поясную одежду – порты или штаны – шили из холста, пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское – «холошни»), между которыми вшивалась вставка (русское – «ширинка», украинское – «мотня»). Порты различались шириной и длиной штанин, формой вставки. У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку – «гашник», позднее на пояс. В переднем соединительном шве делали прореху. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные». В конце XIX – начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов.

https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/3f6d8_0_47c4e_b9732092_XL
Рубаха мужская. Первая треть XX века.
С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ

Украинцы, наряду с узкими штанами, носили широкие шаровары, штанины которых выкраивали из двух полотнищ ткани, соединенных прямоугольными или ромбовидными вставками. Многие исследователи народной одежды считали шаровары с низко спускающейся «мотней» отличительной особенностью мужского костюма украинцев. Барон Август Гакстгаузен, путешествовавший в середине XIX века по России и посетивший Воронежский край, писал о жителях Острогожского уезда: «Летняя одежда мужчин состоит из белых широких шаровар и белой полотняной рубашки, подпоясанной сверх них…». В некоторых уездах (Бирюченский, Валуйский, Богучарский) эта традиция прослеживается и в конце XIX века.

Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу. В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями.

Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета – «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Трешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII – начала XVIII века возможно из костюма литовцев.

В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П. Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. – Прим. авт.) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.».

https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/22b12_0_47c4f_f609d7ae_XL
Рубаха мужская. Деталь. Первая треть XX века.
С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции вокм

В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом – «елкасы», которые были «…подобны польским конфедераткам». Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов.

В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями – «брили», «брыли». Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда.

Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой. В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы – «кучма».

Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз.

https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/22b12_0_47c50_ef6c239f_XXXL
Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/6c3c3_0_47c51_ee72a678_XXXL
Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/6c3c3_0_47c52_114582c9_XXXL
Мужской праздничный костюм. Деталь рубахи.
Конец XIX-начало XX века. С. Лесное Уколово Коротоякского уезда.
Из коллекции ВОКМ.

https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/73167_0_47c53_41577afa_XXXL
Мужской праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/316ad_0_47c54_383e3dae_XXXL
Мужской костюм. Конец Х1Х-начало XX века.
С. Краснолипье Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/316ad_0_47c55_45e38b75_XXXL
Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века.
С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/a4395_0_47c56_dccd9129_XXXL
Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века.
С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.


https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/1524e_0_47c57_12a40d00_XXXL
Мужской праздничный костюм. Начало XX века.
С. Балахна Задонского уезда. Из коллекции ВОКМ


 

Толкачёва Светлана Павловна

Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX века
Источник: http://darislav.com
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)