http://gzt.ru/f/material/picture/big/09/08/13/big_pic_254241.thumbnail.jpg
Вчера президент Дмитрий Медведев провел совещание ” О мерах по снижению потребления алкоголя в России ” . Заявленная тема не затмила собой другой вопрос государственной важности: как за счет алкогольной продукции повысить доходы бюджета?
На совещании обсуждались два способа борьбы с растущей алкоголизацией населения: введение госмонополии на спирт и установление единого акциза на всю спиртосодержащую продукцию на уровне 76 рублей за литр. Такой акциз сегодня существует для производителей водки, в то время как для пивоваров и виноделов он значительно меньше — 2,7 и 2 рубля соответственно.
Конкретные поручения по итогам совещания президент даст в ближайшие дни. Источники ” Газеты ” в правительстве и профильных организациях полагают, что, скорее всего, будет выбрано повышение акцизов, поскольку механизм госмонополии до конца не понятен ни правительству, ни участникам рынка.
50 бутылок водки для младенца
Дмитрий Медведев начал совещание с того, что рассказал о критической ситуации в России с употреблением алкоголя. По его данным, сегодня россияне потребляют около 18 литров спирта в год, что приблизительно эквивалентно 50 бутылкам водки на каждого жителя страны, включая младенцев.
” Это более чем в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как уровень, опасный для жизни и здоровья человека ” , — заявил вчера президент.
Позже министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова пояснила, что каждый дополнительный литр сверх 8 литров в год отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 — у женщин. А по данным Роспотребнадзора, сегодня почти 3 млн россиян вовлечены в тяжелое пьянство. Только в 2007 году из-за употребления алкоголя преждевременно умерли более 75 тыс. россиян.
На совещании звучали разные предложения о том, как переломить ситуацию. Голикова призывала уже в этом году подготовить концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения. В частности, Минздравсоцразвития собирается в ближайшее время создать более 500 центров здоровья в регионах, которые официально будут запущены в сентябре 2009 года.
Медведев призвал ужесточить правила продажи алкоголя подросткам, а представители Совета федерации — беременным и кормящим женщинам. Правда, как продавец будет выявлять в магазине кормящих женщин, сенаторы не пояснили.
Присутствовавший на совещании член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Олег Зыков рассказал корреспонденту ” Газеты ” , что на совещании среди прочего затрагивалась тема принудительного лечения алкоголиков и наркоманов. Один из губернаторов предложил возродить эту систему по образцу существовавшей в Советском Союзе. Зыков в свою очередь предложил ввести принятый в мире механизм лечения вместо наказания. В этом случае алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления малой и средней тяжести, предоставляется выбор: отбывать наказание в тюрьме или отправиться на условно-добровольное лечение.
Спирту — выйти из тени
Представители финансово-экономического блока правительства в свою очередь больше думают о том, как повысить доходы бюджета за счет алкогольной продукции. Их метод борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя сводится к повышению цен и снижению доли нелегальной продукции.
В частности, эффективной мерой чиновники считают введение единой ставки на спирт в размере 191 рубль за литр для производства всех видов спиртосодержащей продукции, включая слабоалкогольные напитки и лекарства.
Дело в том, что недобросовестные производители алкоголя декларируют покупку спирта для выпуска слабоалкогольных напитков ( 121 рубль за литр спирта) или медицинских препаратов и парфюмерии ( не облагается акцизом), но в итоге делают из него водку ( акциз на уровне 191 рубль за литр спирта).
Единый акциз такие схемы устранит, но приведет к повышению цен на всю продукцию с содержанием спирта. Кроме того, акцизная ставка продолжит индексироваться. В 2008 году она была повышена на 7%, в 2009-м — на 10%. Такое же повышение ставки ожидается и в 2010 году.
Единая ставка приравняет производителей виноградных вин и шампанского к производителям водки, опасается эксперт Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя ( ЦИФРРА) Вадим Дробиз. ” Если сегодня акциз на бутылку вина составляет 2 рубля с бутылки, то после введения меры и индексации акцизов в 2010 году он будет 17 рублей с бутылки. И если сегодня нелегального рынка вина практически нет, то после этого его доля может составить около 20% ” , — прогнозирует он.
Другой вариант, который обсуждался на вчерашнем совещании, — ввести госмонополию на спирт. Член Общественной палаты Олег Зыков рассказал корреспонденту ” Газеты ” , что вопрос введения госмонополии на алкоголь вызвал бурную дискуссию и участники сильно расходились в своих взглядах на эту меру.
Госмонополия, по мнению чиновников, необходима для ликвидации теневого рынка алкоголя. В июле на совещании ” О мерах по регулированию рынка алкогольной продукции и производства спирта ” первый вице-премьер Виктор Зубков отмечал, что поступление акцизов от алкоголя в бюджет за пять месяцев текущего года снизилось на 12,8% — до 28,7 млрд рублей.
Отрицательная динамика наблюдается, несмотря на индексацию акцизов. Это фактически означает не только падение производства, но и уход в тень некоторых производителей. По данным Счетной палаты, которая проверила документацию Федеральной налоговой службы, существует несоответствие между объемами отгрузки спирта и объемом производства алкоголя.
По оценке главы Счетной палаты Сергея Степашина, доля нелегальной водки на рынке составляет сегодня от 30 до 50%. А по данным Виктора Зубкова, в 2008 году в России было произведено 121,4 млн декалитров водки и ликероводочных изделий, а продано 177,6 млн декалитров этой продукции. ” Вывод: 46% водки и ликероводочных изделий в 2008 году произведено и реализовано через розничную сеть нелегально ” , — заявил Зубков.Из-за этого сегодня российский бюджет, по оценкам Счетной палаты, теряет около 70 млрд рублей.
Сегодня государственный ” Росспиртпром ” производит 40% спирта и 16% водки. Один из вариантов — создать на его базе госкорпорацию, которая будет обеспечивать распределение всего объема производимого спирта. В результате доходы бюджета могут пополниться до 8— 10% всех поступлений, в то время как сейчас, по данным Сергея Степашина, они находятся на уровне 1%.
Правда, в госмонополию, похоже, не верят ни чиновники, ни эксперты. Неясен механизм реализации такой меры. ” О монополии речь не идет, с точки зрения реализации это очень затруднительно. И окончательное решение по этому вопросу, скорее всего, будет отрицательным ” , — рассказал корреспонденту ” Газеты ” источник в одном из профильных ведомств. По мнению Вадима Дроби за, после введения госмонополии она будет затрагивать только легальный рынок, а нелегальный так и останется в тени.
По его мнению, бороться с пьянством необходимо усилением контроля за продажей спиртного молодежи, введением уголовной ответственности за нелегальное производство, а также постепенным переводом структуры потребления с крепкого алкоголя на слабый.
Масштаб бедствия
Алкоголизм ежегодно уменьшает число трудоспособных россиян. К 2015 году дефицит на отечественном рынке труда, по оценкам Всемирного банка, может составить 13 млн человек. Главная причина проблемы — высочайшая смертность трудоспособного населения от неэпидемических болезней, травм, насилия, которые чаще всего связаны со злоупотреблением алкоголем.
В весеннем докладе ученых по заказу Общественной палаты ” Злоупотребление алкоголем в РФ: социально экономические последствия и меры противодействия ” говорится о том, что ” каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем ” .
Ежегодные потери населения в результате потребления алкоголя старший исследователь Центра цивилизационных ирегиональных исследований Дарья Халтурина оценивает до 500 млн человек, что примерно в 10 раз превосходит официальную статистику. Если России не удастся выйти на уровень смертности, аналогичный существующему в ЕС, то к 2020 году государство рискует недополучать 29% ВВП, подсчитали во Всемирном банке.
Демограф Андрей Коротаев совместно с учеными вычислительного центра РАН наметил два возможных сценария изменения народонаселения страны в зависимости от эффективности решения алкогольной проблемы. Если возобладает инерционный путь борьбы с алкоголизмом, в России к 2050 году будут жить около 97 млн человек. При наихудшем сценарии, если антиалкогольные меры спустят на тормозах, население страны к тому же сроку сократится до 90 млн человек.
Помогут ли эти меры стране?
Андрей Битов, писатель
Народ у нас пьет от тоски и от бесперспективности. Кому-то поздно начинать что-то осваивать, кто-то вообще не видит перспективы — вот и пьют. Но это было не только при нынешней власти: это было всегда. По-моему, прежде всего нужно бороться с паленой водкой, потому что люди от этого просто погибают. И еще, может быть, стоит сделать водку дороже, хотя, с другой стороны, если сделать ее дороже, то ее еще больше начнут “палить”.
Круг замыкается: нужен еще больший контроль, а это означает большее количество взяток. Вот все и летит в бездну!
Попытки введения сухого закона при Горбачеве были всего-навсего неким дипломатическим ходом, чтобы отвлечь народ от переворота, названного перестройкой. С самого начала было ясно, что эти попытки ни к чему не приведут. Я не думаю, что кто-то всерьез верил, что эти меры окажутся действенными.
А вот, скажем, до революции гимназистов, которые употребляли алкоголь, отлавливали околоточные.
И в США алкоголь нельзя пить открыто, его пьют там только в пакетах. Я думаю, что за трезвую молодежь можно побороться и милицейскими способами: ну не надо давать подросткам открыто пить пиво! Им лучше его вообще не пить.
Когда президент Медведев говорит, что надо обратить внимание на молодежь, он понимает, с чего начинается родина. Главное — чтобы постановления нашего правительства оказались не бумажными, а действенными. К сожалению, борьба с чем-то у нас всегда выливается в увеличение коррупции. Как вставить звено между тем и этим — это и есть основной политический вопрос.
Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации
Я бы раздал представителям органов внутренних дел методички о том, как привести в чувство выпившего человека, который может не доехать не то что до вытрезвителя, но и до какого-нибудь медцентра. И в школах бы распространил подобные методички, потому что некоторые старшеклассники время от времени оказываются в невменяемом состоянии.
Нужно уметь оказывать первую медицинскую помощь, и в результате резко снизится количество смертей от отравления алкоголем. Человек, который сильно выпил, нуждается в помощи, и прямая задача государства — помочь ему. У нас об алкоголиках практически не заботятся.
По статистике наркологов, 8% населения относятся к хроническим алкоголикам, которым достаточно выпить спиртосодержащее лекарство — и они уже не смогут остановиться. То есть будут пить до тех пор, пока не упадут. Это больные люди, и для них может быть только один путь — изоляция от алкоголя. Это можно делать различными способами, самый известный из которых — кодирование или вшивание “торпеды”. Сейчас нельзя взять и вылечить медицинскими средствами хронического алкоголика, а в идее возрождения медвытрезвителей я вообще не вижу ничего плохого.
Татьяна Дмитриева, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, бывший министр здравоохранения, академик РАМН
В алкоголизации населения виноваты не только наши традиции. У подростков и молодежи существует психологическая потребность подражать какому-нибудь кумиру и быть на него похожим. Но ведь нередко кумиром бывает тот, кто потребляет алкоголь. Так что помимо всяких официальных мер нужно, чтобы у молодежи появился хорошо организованный, интересный и познавательный досуг.
Специфика подростково-молодежной среды — собираться в некие группы и стайки, где почти каждый хочет показать, что он сильнее и лучше. Вот и нужно, чтобы это былонаправлено не на то, кто больше выпьет, а на что-то созидательное. Подростки очень реагируют на что-то полезное для страны и для людей. Подсмотрев те или иные приемы, которые существуют в разных странах, такие программы можно запустить и у нас.
То есть запустить алгоритм поведения, где проявлялась бы, скажем, забота о ближних или о животных.
И еще. К сожалению, мы недооценили такую вещь: пиво — тоже алкоголь. Злоупотребление пивом, особенно в молодежной среде, безусловно, приводит к росту агрессии. Несмотря на то что пиво намного слабее крепких напитков, оно по большому счету результат дает тот же — вплоть до зависимости и до деградации личности.
Александр Гуров, член комитета Госдумы по безопасности (фракция “Единая Россия”), профессор, доктор юридических наук
В 1995 году Борис Ельцин отдал госмонополию в частные руки, и тогда за один только год от паленой водки погибло 50 тыс. человек. Потом гибло по 25—30 тыс., а сейчас смертность сократилась. Я езжу по самой глубинке и не могу сказать, что вся Россия прям так уж пьет. Там, где есть работа, люди работают, а уж где ее нет, то там, конечно, пьют. Так что надо вернуть госмонополию на спиртное — это главная мера.
Источник: http://gzt.ru/
Поделиться:
Бороться экономическими мерами и акцизными ставками бесполезно. Только ещё больше людей от палёной водки и самогона помрёт.
>Один из вариантов — создать на его базе госкорпорацию, которая будет обеспечивать распределение всего объема производимого спирта.
*ля, вот этого я и боялся 8/
Надо просто вести абсолютно трезвый образ жизни,а все остальные меры бред. Послушайте Жданова В.Г.-он знает что делать и зачем