Ассоциация по встречи ‘Большой двадцатки’ или ‘мастера’ продолжают писать
Один из главных героев романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — историк, ставший писателем и написавший гениальный роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, казнившем Иисуса Христа. Он ни разу не назван Булгаковым по имени. В тексте романа этот герой фигурирует просто как «мастер», причем данное слово всегда пишется автором с маленькой буквы. А знаем ли мы кто стоит за написанием истории вообще и нашей в частности? Имен мы не знаем, «мастер» или «мастера с маленькой буквы».
Отец автора «Мастера и Маргариты” А. И. Булгаков, будучи приват-доцентом Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий, посвятил М. специальную статью «Современное франкмасонство. (Опыт характеристики)», опубликованную в № 12 “Трудов КДА” за 1903 г. Там он, опираясь на книгу немецкого исследователя И. Г. Финделя «История франкмасонства» (1874) отмечал: «Конечно, каждый франкмасон скажет: “Никто из нас не имеет в виду скрывать свою деятельность; никто из нас не станет и обольщать других касательно целей этой деятельности; и тем не менее мы остаемся при том мнении, что франкмасонство, несмотря на публикацию уставов его, несмотря на множество книг, написанных его друзьями, его сторонниками и его врагами, и до настоящего времени остается по существу неизвестною историческою величиною, определение которой может быть сделано только приблизительно. Зависит же это от того, что в нем так же, как и в ордене иезуитов, есть такая сторона, знание о которой доступно только самому ограниченному числу вполне посвященных членов”, поскольку “в пределах франкмасонства есть два разряда приверженцев: 1) те, которые не знают последнего слова, ни по крайней мере последней цели союза (Ordens) и 2) настоящие франкмасоны, которые хорошо знают, что говорят и что делают”».
А. И. Булгаков подробно описал обряд посвящения в степень мастера: “Посвящение «мастера» есть символическое воспроизведение событий, передаваемых в легенде о Хираме, строителе храма Соломонова.
Всё что происходило до и после встрече глав государств в Лондоне, носило характер двойной игры, когда, то что происходило на самом деле, не высказывалось вслух, а только показывалась официальная версия происходящего. И вся это возня показалась нам знакомой, её описание мы уже встречали на страницах того же романа Булгакова.
«Дверь раскрылась. Комната оказалась очень небольшой. Маргарита увидела широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол, на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи. Кроме этого, на столике была большая шахматная доска с фигурками, необыкновенно искусно сделанными. На маленьком вытертом коврике стояла низенькая скамеечка. Был еще один стол с какой-то золотой чашей и другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змей. В комнате пахло серой и смолой, тени от светильников перекрещивались на полу…
…Кроме этих, был еще в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня…»
Остановимся на этом моменте и уточним, символ и значение шахмат в политической истории. Казалось бы всем известно, что шахматы имеют индийское происхождение, правда надо здесь уточнить, что там они были несколько иными и назывались «Чатранг» («чатур» – обозначает четыре, «анга» – часть, отряд. Одно из возможных значений, четыре стороны света. А в современных шахматах два противника, две стороны. Аналогия напрашивается с работой Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска». Если предположить, что шахматы, это одна из систем политического управления, что наглядно показал Булгаков, а Бжезинский лишь подтвердил в своей книге этот образ, то получается, что ранее в политике были представлены четыре части света, а нынче идёт борьба лишь между Западом и Востоком, Север и Юг, к великому сожалению, не играют. Современное название, как известно, в переводе с арабского, шахматы обозначают «убить короля». Отнюдь не для шутки в 1825 году в Париже какой-то автор опубликовал реферат о кабалистическом происхождении шахмат в среде египетских магов. Приводя комбинации «магических» составлений цифр и фигур на шахматной доске, он сочетает их с астрологическими символами египетских календарей, «доказывая» таким образом генезис этой игры.
Далее занятный персонаж кота. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений, по современному со изменённом состоянием психики. Пушкинский учёный кот, ходящий “по цепи кругом” кажется милым и безобидным существом по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и “побивает весь люд”.
Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная, которую современный мир не принимает серьезно.
«…Все это замирающая от страха Маргарита разглядела в коварных тенях от свечей кое-как. Взор ее притягивала постель, на которой сидел тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших прудах убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати……Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.
Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла.
Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус…
…Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены.
- Ну что же это такое! – воскликнул Воланд, – зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?
Штаны коту не полагаются, мессир, – с большим достоинством отвечал кот, – уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-либо кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир! …
….И кот от обиды так раздулся, что казалось, еще секунда, и он лопнет.
- Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. Садись немедленно и прекрати эту словесную пачкотню.
- Я сяду, – ответил кот, садясь, – но возражу относительно последнего. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель.
- Шах королю, – сказал Воланд.
- Пожалуйста, пожалуйста, – отозвался кот и стал в бинокль смотреть на доску.
…На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки-ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед, где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих, роющих копытами клетки, конях.
Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые.
Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот в отчаянии закрыл лицо руками. – Плоховато дельце, дорогой Бегемот, – тихо сказал Коровьев ядовитым голосом.
- Положение серьезное, но отнюдь не безнадежное, – отозвался Бегемот, – больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит только хорошенько проанализировать положение.
Этот анализ он начал производить довольно странным образом, именно стал кроить какие-то рожи и подмигивать своему королю.
- Ничего не помогает, – заметил Коровьев.
?
Ай! – вскричал Бегемот, – попугаи разлетелись, что я и предсказывал!……Белый король наконец догадался, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля…
- Ну, что же, долго это будет продолжаться? – спросил Воланд, – шах королю.
- Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, – ответил кот, – шаха королю нет и быть не может.
- Повторяю, шах королю.
- Мессир, – тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, – вы переутомились: нет шаха королю.
- Король на клетке г-два, – не глядя на доску, сказал Воланд.
- Мессир, я в ужасе, – завыл кот, изображая ужас на своей морде, – на этой клетке нет короля.
- Что такое? – в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.
- Ах ты подлец, – задумчиво сказал Воланд.
- Мессир, я вновь обращаюсь к логике, – заговорил кот, прижимая лапы к груди, – если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признается недействительным.
- Ты сдаешься или нет? – прокричал страшным голосом Воланд.
- Разрешите подумать, – смиренно ответил кот, положил локти на стол, уткнул уши в лапы и стал думать. Думал он долго и наконец сказал: – Сдаюсь.
- Убить упрямую тварь, – шепнул Азазелло.
- Да, сдаюсь, – сказал кот, – но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников! – он поднялся, и шахматные фигурки полезли в ящик…
…- Кровь – великое дело, – неизвестно к чему весело сказал Воланд и прибавил: – Я вижу, что вас интересует мой глобус.
- О да, я никогда не видела такой вещицы.
- Хорошая вещица. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто нарочно таких подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали.
Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле нее. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил черный дым. Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка… »
Странно, но почему-то нам очень кажется похожим, всё то, что мы увидели на встречи двадцатки в Лондоне. Наличие «галстухов», наличие людей «крови», а потом шахматные фигурки «полезли в свои ящики», разъехались по своим странам. Остался лишь вопрос один, кто ими играл? И осознают ли, что в меру своего понимания они управляют, а меру непонимания, управляют ими?
Источник http://mera.com.ru