О “КВАНТЕ”, дискотеках, молодёжи и общественном сознании
В газете “Троицкий Вариант” № 12(802) от 1 апреля 2008 г. под англоязычным названием “After party…” помещена заметка, суть которой сводится к следующему.
В ночь с 15 на 16 марта в Дворце спорта “КВАНТ” прошла “громкая вечеринка” с участием множества музыкантов, артистов и т.п. Вечеринка прошла замечательно, большое спасибо всем – и музыкантам, и артистам, и спонсорам, и посетителям. Всё вроде бы прошло замечательно, да вот одно “но” – как можно понять из заметки, самому новенькому Дворцу спорта, да и ряду посетителей пришлось несладко. Виноваты во всём якобы отдельные несознательные граждане, которым как ни делай добро – в ответ получишь “испачканные ногами и бычками стены”, “повреждённые санузлы”, “сломанные перила” и т.п. В заключение выражается искреннее недоумение продемонстрированному отдельными представителями молодёжи поведению, вынуждающему организаторов подобных мероприятий заниматься “поиском новых площадок и форматов”.
Однако искреннее недоумение, скорее может вызвать тот факт, что авторы заметки, по-видимому, и являющиеся организаторами данного мероприятия, не задумываются о смысле русской пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь» (причём, как правило, в большем количестве) применительно к данной ситуации в работе с молодёжью Троицка.
Для того, чтобы понять ход наших рассуждений, главным выводом которых будет: «То, что произошло в «КВАНТЕ», является совершенно закономерным и ожидаемым следствием проведения мероприятия данного типа в среде молодёжи», необходимо сделать несколько отступлений, и обратиться к в принципе общеизвестным фактам из области биологии, психологии, социологии и достаточно общей теории управления:
Первое. Поведение групп людей определяется как индивидуальной психикой каждого отдельного участника группы, так и коллективной психикой, являющейся суперпозицией (термин физики, означающий “объединение с появлением новых свойств”) индивидуальных психических особенностей участников. Способность образовывать коллективную психику давно известна, в частности как т.н. «эффект толпы». При этом не следует забывать, что полученная в результате суперпозиции «коллективная нравственность» будет находится в прямой зависимости от реальной (а не декларируемой) нравственности составляющих её индивидов (под понятием «нравственность» мы понимаем часть информационно-алгоритмического обеспечения психики индивида, представляющую собой взаимосвязанную систему приоритетов собственного целеполагания и критериев отнесения окружающих событий к категориям «хорошо», «плохо», «безразлично», «зависит от сопутствующих обстоятельств» и т.п.)
Второе. Текущее состояние психики конкретного человека (а мы рассматриваем конкретную группу участников «развлекательного»1 мероприятия) определяется многими факторами, из которых мы выделим здесь следующие:
- Результатами, достигнутыми на данный момент в ходе самостоятельной осмысленной работы над совершенствованием собственной психики – нравственности, меры понимания происходящих событий, уровня образования, прикладных знаний и т.д.
- Текущим физиологическим состоянием организма2
Третье. Нормальному функционированию человеческого организма соответствует определённая биоритмика, которая должна быть согласована с ритмикой окружающих человека общеприродных процессов. Иными словами, для нормального функционирования организма, а, следовательно, и психики, человеку свойственно ночью спать, а днём – бодрствовать, работать (в том числе и над собой), учиться и т.д.
Четвёртое. В структуре психики любого человека подавляющий объём информации обрабатывается подсознанием. Пару «сознание-подсознание» можно уподобить паре «лётчик-аптопилот». Именно автопилот и осуществляет реальное управление самолётом по многим сотням быстро меняющихся параметров, которые человек сам обработать не в состоянии, причём задача человека — правильно настроить и контролировать работу автопилота.
Пятое. Музыкальная информация обладает тем свойством, что попадает напрямую в подсознание человека, оказывая непосредственное влияние на биоритмику его организма. В качестве примера можно привести эксперимент, несколько лет назад проведённый участниками нашей общественной инициативы в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга: студентов одного потока разделили на две группы, одной из которых дали послушать перед лекцией по теории дифференциальных уравнений тяжёлый рок-концерт, а другой — Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. После лекции по специальным методикам определили степень усвоенности материала. У группы, прослушавшей рок-концерт, этот уровень оказался в 3-4 раза ниже. Через полгода эксперимент повторили с другой группой и с тем же результатом.
Теперь посмотрим на произошедшее с учётом изложенных выше моментов. Какой тип досуга предлагается в качестве нормы подрастающему поколению нашего города? Это:
- ночное бдение, нарушающее нормальную биоритмику организма
- прослушивание электронной рок- и прочей высокочастотной3 «музыки», которая, вообще говоря, музыкой не является, а является мощнейшим средством воздействия на психику на уровне шаманских культовых практик африканских колдунов, издавна применяющих громкие ритмы и ритуальные телодвижения для программирования психики выпасаемой ими «толпы» и удержания её в повиновении.
В результате систематического воздействия указанных выше факторов с каждым участником подобных мероприятий неизбежно начинает происходить следующее:
- Вследствие угнетения нормальной физиологии организма и, как следствие, угнетения нормального функционирования психики, индивид теряет способность к проведению осмысленной и систематической работы над повышением собственной личностной культуры и нравственности — ему просто будет «влом» с утра работать над собственным совершенствованием, а скорее всего, даже мысль подобная его не посетит.
- Структура психической деятельности подвергающегося многочасовой психологической обработке высокочастотными шумами, ритмами и прямым словесным «программированием» нравственных «установок» с неизбежностью деградирует, формируя у подрастающего поколения т.н. «нечеловечные типы строя психики»4, при которых доминирующими становятся физиологические инстинкты и бездумно перенятые из субкультуры автоматизмы («Убей свою подругу»5, «Постельных жил задумчивое братство!!! На бело-кокаиновых подушках | Как воплощение безудержного блядства | Лежат две наши розовые тушки»6)
Так стоит ли удивляться, что посеяв субкультуру, основанную на подобного рода мероприятиях, общественная организация «Молодёжный совет г.Троицка (МоСТ)7 и ей подобные объединения с неизбежностью пожнут и закономерные результаты её воздействия на общество в виде “испачканных ногами и бычками стен”, “повреждённых санузлов”, “сломанных перил”, набитых физиономий и ещё более неприятных явлений?
Не лучше ли задаться вопросами о том, какую молодёжную культуру следует развивать в нашем городе? Какие принципы должны лежать в её основе?
Должна ли эта культура способствовать психологическому и нравственному росту молодёжи, или же она должна способствовать деградации — умственной и физической?
Какие ценности и приоритеты должны закладываться культурой общества в подрастающее поколение, чтобы общество необратимо продвигалось от царства скотства к царству человечности?
- Кому — развлечение, а кому — головная боль и расходы на ремонт и уборку только что отстроенного помещения[?]
- Как известно, в угнетённом физиологически организме нормальное функционирование психики крайне затруднено, а в большинстве случаев — невозможно. [?]
- В информационном и ритмическом смысле. Длительность «информационных посылок», т.е. осмысленных музыкальных фраз, несущих определённые эмоциональные образы, в такой «музыке» крайне невелика.[?]
- Подробнее о типах строя психики см. работы ВП СССР «Достаточно общая теория управления», «Психологический аспект истории и перспектив нынешней глобальной цивилизации»[?]
- Дословная фраза из одноимённой популярной песни молодёжной группы «ВИА Гра», многократно повторяемая с упорством, достойным лучших шаманов культа Вуду.[?]
- Текст групы «УНГАНГА», по данным сайта http://www.unganga.ru/articles.php?id=32[?]
- Один из авторов заметки в «ТрВ»[?]
Написано, конечно, несомненно умным индивидом. Только вот лично мое наблюдение: среди моих знакомых только те, кто слушает тяжелую музыку стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию. Конечно, среди представителей молодежных субкультур много быдла, но такие далеко не все.
И еще. Есть такая прослойка населения – интелигенция – так и хочется сказать – гнилая – вот они слушают классическую музыку, ходят в оперы и при этом являются абсолютными и неизлечимыми баранами, и музыка им видать не помогает.