Моденская декларация с комментариями
9 июля 2008 года в городе Модена произошёл обмен мнениями между государственными деятелями, парламентариями, депутатами, предпринимателями, учёными, специалистами в различных областях экономики и финансов, общественными деятелями двух стран — России и Италии. По итогам встречи в рамках Моденской декларации был предложен комплекс мер, которые в этой статье мы и решили прокомментировать:
“В целях преодоления выше обозначенного кризиса предлагаются некоторые из первоочередных мер.
Реформа международной валютной системы, которая среди прочего предполагает повторное введение:
a) системы фиксированных обменных курсов, изменяемых только в контексте договоров, заключаемых сторонами и привязанных к динамике развития реального сектора экономики; “
Комментарий: Для России это означает неравный характер отношений ввиду неразвитости реального сектора экономики. ВВП России составил 41540,4 млрд. рублей (1661,6 млрд. долларов при стоимости последнего в 25 рублей), что в сравнении с мировым составляет примерно 3%. Если же смотреть на страны большой семёрки без РФ, то цифры таковы:
- США – 25%;
- Япония – 8%;
- Германия – 7%;
- Великобритания – 5%;
- Франция – 4%;
- Италия – 3,5%;
- Канада – 2,4%.
Стоит упомянуть: Китай – 7%; Индия – 1,8%; Бразилия – 2%.
Учитывая сырьевой характер взаимоотношений России с внешним миром, предположим, что Россия может рассчитывать только на место сырьевого придатка развитых экономик и бурно развивающихся Китая и Индии.
“b) их привязку к системе золотых резервов или к корзине главных сырьевых продуктов и/или корзине специально выбранных валют;”
Комментарий: Золотой стандарт отжил своё. Остаётся сырьё и валюты. Сырьё отметается, т.к. мировые лидеры, кроме Канады и США, в этом смысле – банкроты. Остаются валюты. Всем давно знакомые. А потому России ничего хорошего это не несёт, если только рубль не будет в этой корзине в качестве региональной валюты.
“c) определение новой валюты или корзины валют (не обязательно только доллар США), принятых в системе международных расчетов;”
Комментарий: Обретение рублём статуса новой валюты международных расчётов позволит стабилизировать состояние реального сектора экономики и создать предпосылки для развития, т.к. привязывание денежной массы затрудняет неконтролируемое повышение ставок по кредитам и тарифам естественных монополий, что в свою очередь избавит от скачкообразных изменений заработной платы и в целом стабилизирует прейскурант на товары и услуги. Появится возможность долгосрочного планирования.
“d) контроль за валютными спекуляциями;”
Комментарий: То, что строгий контроль будет обеспечен – это несомненно, т.к. махинации на этом поле изменяют баланс сил, установленный договорами. Россия не может рассчитывать на безответственное поведение по отношению к партнёрам. Кроме того, эта мера для российских банкиров означает лишение возможности спекуляций с валютой, подобной той, которую они устроили на пару с ЦБ в течение нескольких месяцев конца прошлого – начала нового 2009 года под видом обеспечения устойчивости финансовых институтов в условиях девальвации рубля.
“e) контроль за движением капитала;”
Комментарий: Неразрывно связан с предъидущим пунктом. Призван обеспечить своевременное реагирование на возможное возникновение новых «центров силы» и пресечь неконтролируемое движение капитала. Для России это означает то, что финансовой и олигархической массовке осуществлять операции перевода средств станет сложнее, да и широкая огласка им не на руку. Хотя справедливости ради следует сказать, что все “кто надо” были прекрасно осведомлены об утечке миллиардов долларов из России осенью 2008 года.
“f) создание системы кредитования «двойного окна» — с низкими процентными ставками для долгосрочных инвестиций в производство и высокими штрафными процентными ставками по чисто финансовым операциям.
В связи с этим требуется переопределение функций международных организаций таких как МВФ и Всемирный Банк, роль которых была искажена в результате последних кризисов.”
Комментарий: Здесь, на наш взгляд, признаётся необходимость реформирования финансовой системы, чтобы кризис не смог повториться в будущем, т.к. это ставит мир на грань войны, социальных потрясений, экологических бедствий и катастроф. В связи с тем, что в России спекулятивный рынок ещё не развился достаточно широко, как это произошло в западных странах и США, то эффект от введения высоких штрафных процентов по финансовым операциям будет низким. К тому же наши спекулянты ухитряются (т.к. привыкли) “делать деньги” и при высоких процентных ставках. А вот низкие проценты по долгосрочным инвестициям в производство – это объективное благо для России, если только под производством не подразумевается сырьевой сектор российской экономики.
Переопределение функций МВФ и Всемирного Банка – это, наверное, ни что иное, как попытка если не перехвата рычагов управления мировыми финансами, то серьёзного перекроя, уж точно. Если вспомнить, то ФРС США была создана при прямом участии финансовых кланов Европы, а в создании одним договором (Бреттон-Вудское соглашение от 22 июля 1944 года) сразу и МВФ, и Всемирного Банка участие принимали те же европейцы под руководством Д.М. Кейнса и американцы. Штаб квартиры обеих организаций находятся в США. В условиях, когда финансовая гегемония США распространилось по всему миру, европейцы играли в соответствующих организациях всё более незначительные роли, что в итоге и привело их к требованиям, выдвигаемых в Моденской декларации.
“Реформа мировой финансовой системы, осуществляемая среди прочего как:
a) регулирование существующих производных инструментов;”
Комментарий: По сути, предполагается сохранить в своей массе действующие финансовые инструменты. Это происходит потому, что других инструментов финансисты ведущих экономик мира не выработали. Остаётся только надеяться на то, что данные инструменты пригодны для решения глобальных проблем. В РФ всегда инструментарий использовался несколько отлично от использования в экономиках других стран, так что как будет в будущем – пока не совсем ясно. Если экстраполировать – то уж точно ничего хорошего не вырисовывается.
“b) введение правил, запрещающих заключения частных сделок ОTC для уменьшения объема пузыря производных инструментов, определения правил их будущего функционирования;”
Комментарий: Предполагается оставить пузырь, но жёстко контролировать его размеры, чтобы позволить наделение платёжеспособностью только тех субъектов спекулятивного рынка, которым позволено. По всей видимости, для российских спекулянтов это означает полный уход из спекулятивного сектора мировой экономики – в мире есть спекулянты и пожирнее наших.
“c) обязательство по ведению торгов производными инструментами на бирже;”
Комментарий: Попытка переориентировать игроков спекулятивного «чёрного рынка» на открытость для глобального регулятора. Возможно эта мера осложнит жизнь нашим махинаторам, которые хорошо умеют работать «по чёрному» – ещё бы – «чёрный рынок» в СССР по своим масштабам был сравним с официальным «белым».
“d) обязательство по установлению стандартов и введению авторизации и надзора со стороны специального органа;”
Комментарий: Единый стандарт для всех участников новых финансовых отношений вкупе с a),b) и c) позволит наладить оптимальное управление финансовой сферой. Эта мера больше предназначена для западных стран, т.к. РФ и так в полной мере выполняет все стандарты и рекомендации МВФ и ВБ.
“e) отмена оффшорных центров;”
Комментарий: Это удар, прежде всего по нелегальным схемам увода средств от налогообложения. Российские компании в этом деле очень преуспели. Этот шаг поможет нашей экономике немного поправить своё «здоровье».
“f) запрет на спекулятивные операции hedge fund, и на так называемые коллатерализованые долговые облигации (выпуск ценных бумаг на основе других долговых обязательств);”
Комментарий: Ресурсы инвестиционных фондов должны быть направлены в реальный сектор экономики (для чего собственно они и существуют). Основной инструмент увеличения долгового пузыря должен быть уничтожен. Но здесь остаётся спекулятивный рынок акций и ценных бумаг различных производственных и сырьевых компаний.
Эта мера, по всей видимости, направлена также не на РФ, в которой инвестиционные фонды настолько малы, что не играют существенной роли в развитии реального сектора экономики – так созданный осенью Фонд национального благосостояния с размером 32 млрд. долларов, призванный обеспечить поддержку пенсионной системы России, свои средства инвестирует исключительно в зарубежные акции и облигации или содержит на счётах ЦБ РФ, никуда их не вкладывая. Резервный фонд в объёме 125 млрд. долларов, предназначенный для защиты российского бюджета от падения цен на нефть, предлагается инвестировать подобным же образом. Короче, никаких инвестиций в реальный сектор как не было в РФ, так вряд ли и предвидится. Может быть, новые меры сдвинут с мёртвой точки эти тенденции? Посмотрим. Пока же можно сказать, что запрет на спекулятивные операции инвестиционных фондов относится к финансовым монстрам, трое из которых – «Мерил Линч» и «Леман Бразерс» в США и «Фортис» в Западной Европе обанкротились, т.к. не занимались своими прямыми обязанностями.
“g) увеличение налогообложения, как на финансовые спекулятивные операции, так и на доходы от вышеназванных операций;”
Комментарий: Собственно налог на спекулятивный доход. Аппетиты финансовой «элиты» необходимо снижать – не всем положены личные яхты и огромные виллы на берегу моря. Мера благоприятно скажется на пополнении бюджета России. Если ещё средства направить в реальный сектор, то тогда вообще многое будет замечательно.
“h) поддержка государственных и частных кредитно-финансовых институтов, необходимая для осуществления политики реальных производственных инвестиций.”
Комментарий: Рост производства позволяет снизить долю спекулятивного сектора. При росте объёмов производства реального сектора мировой экономики возможно пропорциональное увеличение объёмов спекулятивного сектора – «прибавочная прибыль» в контролируемых пределах. В России такая поддержка осуществляется очень вяло, а деньги до целевых потребителей, как правило, доходят в результате прохода по всем заинтересованным «инстанциям» в очень небольшом размере. Надеемся, в жёстких условиях, обозначенных в настоящей декларации, данная мера принесёт свои плоды.
“Реформа системы международной торговли, направленная среди прочего на:
a) пересмотр соглашений о деятельности ВТО, дерегулировавшей производство и торговлю в ущерб эффективности и производительности всей экономической системы;”
Комментарий: Погоня за прибылью различных коммерческих компаний, ТНК и пр. привела к системным перекосам в мировой экономике ввиду движения капитала на рынки с дешёвой рабочей силой и обеспеченные дешёвыми энергией и сырьём. Это дестабилизирует экономическое положение различных регионов планеты, ведёт к отрицательным последствиям и потере управления в этих регионах. Можно отметить увеличение угнетения народов разорённых стран со стороны ТНК, правительств других государств, которые лоббируют интересы ТНК и прочих производственных монстров. Для России же созданы такие условия, когда гнать сырьё на Запад значительно проще и выгоднее, чем строить на её территории промышленные предприятия и поддерживать уже существующие. Как российские предприятия выгодно было продавать на металлолом, думаю, помнят многие. Это в том числе и отголоски деятельности ВТО. Кстати очень забавно, что решения данной организации РФ выполняла даже не будучи её полноправным участником.
“b) продвижение и поддержка крупных инфраструктурных инвестиционных проектов континентального масштаба в секторах транспорта, энергетики, связи (коммуникаций), НИОКР;”
Комментарий: Это попытка обеспечить скачок в технологическом развитии и выйти из зависимости от добычи сырья. Ресурсы планеты не бесконечны – чтобы выжить, необходим поиск новых источников энергоснабжения. В связи с ростом населения необходим контроль практически за каждым человеком. Экономическая глобализация создаёт потоки движения рабсилы, которые необходимо контролировать. НИОКР призвана все эти проблемы решить – человек связался с каким-либо предприятием в любой точке планеты, заключил контракт и в поезде на водородном топливе по подземному туннелю добрался за пару часов до нового места работы, находящегося за тысячи километров. Россия может использовать эти возможности в целях возрождения былой славы нашей науки и подъёма национальной экономики – благо инфраструктурные проекты континентального масштаба у неё имеются.
“c) создание финансовых институтов, кредитующих указанные сектора с помощью проектных облигаций В соответствии с идеями плана Жака Делора {председателя Европейской комиссии (1985-1995)} и др.;”
Комментарий: Жак Делор, социалист, бывший банкир и министр экономики и финансов Франции, его план позволил решить задачу введения единой европейской валюты. (ист. Википедия).
Как видно, социалистические идеи нынче пользуются большой популярностью в мире, как единственно возможный вариант избежать глобальных потрясений и войн. Ну что ж – мы можем подсобить и поведать всему миру и, прежде всего самим себе о Сталинском рывке, дабы избежать негативных перекосов при очередном социалистическом строительстве. А оно будет. Это точно.
Кстати слова В.В.Путина на Давоском форуме – «Убежден, мы можем формировать более справедливую и эффективную мировую экономическую архитектуру… Считаю, что экономика XXI века – это экономика людей, а не заводов. Интеллектуальная составляющая в глобальном экономическом развитии неизмеримо возросла … нам нужно, чтобы российские граждане получали самое качественное и самое современное, востребованное на рынке труда, образование. Такие профессиональные навыки, которые будут широко востребованы в сегодняшнем и в завтрашнем мире» – в некотором ракурсе можно рассматривать как продолжение работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».
“d) проведение налоговых реформ, способствующих инвестициям и эффективному реинвестированию прибыли в производство;”
Комментарий: Наряду с решением проблемы преодоления инвестиционных пиков производственных предприятий за счёт денежных вливаний налоги – это один из самых мощных механизмов развития реального сектора экономики. Присутствие в списке мер – обязательно. Россия уже очень давно присматривается к снижению НДС. Неплохо было бы ввести дифференцированный налог на прибыль, дабы бешеные сверхприбыли сырьевиков шли на устранение структурных перекосов российской экономики.
“e) определение таможенных правил, мер социальной защиты и гарантий по охране окружающей среды в рамках всемирного торгового союза.”
Комментарий: Конечно, рабсила должна быть сыта, одета, пристроена к своему рабочему месту, а отсеки на подводной лодке должны быть надёжно задраены и открываться только «по расписанию». Ну а охрана окружающей среды это большая головная боль, особенно у европейцев. Как видим ВТО перепрофилируется в ВТС, а главенствующей ролью США будут вынуждены поделиться… России технологическое переоборудование производства также пойдёт на пользу. Во-первых, мы сможем внедрить у себя более энергосберегающие технологии, что повысит КПД нашей промышленности, а во-вторых, мы сможем сохранить экологию для будущих поколений.
Как видно из этого беглого комментария первоочередных мер предложенных в рамках российско-итальянского обмена мнениями, данные мероприятия больше на руку нашим европейским партнёрам, которые не прочь пошатнуть позиции США в мире, а также обеспечить образование нескольких равнозначных центров силы. Так ВВП ЕС уже сравнялся с ВВП США, а между тем влияние ЕС на мировые процессы очень низкое, что никоим образом их не устраивает. Кроме того, с каждым днём положение в ЕС становится всё более напряжённым, обостряются социальные противоречия, а экономический раздрай, устроенный миру США в виде надутого спекулятивного пузыря (в котором, кстати, европейцы с удовольствием поучаствовали), грозит разрушить все достижения европейской интеграции и экономического развития. И их можно понять, как примерно можно понять «Аирбас», у которого по сути один конкурент – «Боинг», но проиграть которому – означает для европейцев полное банкротство.
Кроме того, американцы не хотят прислушиваться к европейцам при решении экологических проблем, а тихоползущая военная оккупация грозит вылиться в новое «Гуантанамо» в европейских масштабах, где репрессиям может быть подвергнут любой несогласный с «миролюбивой» политикой американских друзей и, конечно же, абсолютно легально в рамках борьбы с международным терроризмом и т.д.
Продолжать можно долго, однако, это не цель статьи. Цель познакомить читателя с документом, о котором нам довелось услышать на днях. Думем, многим его упоминание также ничего не скажет. А, между прочим, вещь это очень серьёзная, т.к. при её принятии полностью перекроит сложившуюся мировую кредитно-финансовую систему и закрепит статус-кво достигнутый в рамках развития реального сектора экономики разных стран, что несёт несомненные преимущества для России на первом этапе её возрождения. Не по душе такая система в основном США, которым придётся снизить своё потребление как минимум до размера ВВП своей экономики. Но до этого им уготовано пройти через очень неприятные процедуры. Конечно они начали сопротивляться этой инициативе. Первого удара-предостережения от них долго ждать не пришлось. Нападение Грузии на Ю.Осетию, можно считать ответом России, а газовую войну в начале 2009 года – ответом сразу и ЕС, и России. Приезд же В.В.Путина на Давоский форум в свою очередь является необходимой ответной реакцией, которая призвана убедить наших европейских коллег в приверженности России достигнутым договорённостям в г. Модена и ускорить дальнейшие взаимоотношения и принятие решений в рамках Моденской декларации.
Источник http://mera.com.ru