Конкурентноспособность: формула из 12 слов
Написав о Корпоративной Книге, я сразу же задумался над тем, как повысить конкурентоспособность в ситуации, которая совершенно неизбежно возникнет через какое-то время…
Ведь, смотрите, само по себе наличие у фирмы Корпоративной Книги как некой коллективной памяти того социального организма, каким является фирма, даёт повышение конкурентоспособности за счёт обеспечиваемого такой Корпоративной Книгой более высокого уровня приспособляемости фирмы к постоянно меняющемуся рынку, а также за счёт принципиально более высокого уровня взаимопонимания между её сотрудниками…
Но если вдуматься, то обнаружится, что конкурентоспособность фирмы в таком случае повышается именно по сравнению с теми фирмами, которые о формировании своей Корпоративной Книги пока ещё не задумались…
Но и ежу понятно, что неизбежно настанет момент, когда Корпоративные Книги будут практически у каждой фирмы. Ведь вспомним, что в России когда-то собственные сайты были буквально только у нескольких фирм, а сейчас свой сайт есть практически у каждой фирмы. Поэтому логично предположить, что абсолютно так же будет и с Корпоративными Книгами…
Так вот, постановка задачи такова: как обеспечить повышение конкурентоспособности фирмы в условиях, когда все её конкуренты так же, как и сама эта фирма, уделяют внимание формированию собственных Корпоративных Книг?
* * *
У меня с самого начала, когда я стал думать над этой задачей, было чувство, что решение кроется в той же самой Корпоративной Книге, и я стал Книгу анализировать… Точнее, я стал анализировать тот ПРИНЦИП, по которому Книга формируется.
Итак, что мы делаем, когда, скажем, формулируем и вносим в Книгу миссию компании? Или, например, что мы делаем, когда вносим в Книгу удачную фразу, которая позволила менеджеру Иванову снять сомнения, которые возникли по такому-то конкретному вопросу у потенциального клиента? Или же что мы делаем, когда, скажем, в описание процедуры контроля качества вносим уточнение, позволяющее в будущем избежать пропуска дорогостоящих ошибок?
Так что мы делаем? Мы описываем / уточняем / совершенствуем одну из сотен или тысяч частных концепций управления (концепций управления для достижения той или иной частной цели — скажем, во время переговоров побороть какое-то определённое возражение или, например, залатать прореху в системе контроля качества).
А что такое согласованная и внутренне непротиворечивая совокупность частных концепций управления? Это совокупная концепция управления (или просто — концепция управления).
Но тогда что же получается? Получается, что, формируя Корпоративную Книгу, мы описываем управление фирмой по полной функции управления.
* * *
Для справки:
Полная функция управления — это, согласно Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ), иерархически упорядоченная последовательность разнокачественных действий, включающая в себя:
- Опознавание фактора среды, с которым сталкивается интеллект управленца, во всём многообразии процессов Мироздания.
- Формирование стереотипа распознавания фактора на будущее.
- Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей своего поведения (самоуправления).
- Формирование целевой функции (концепции) управления на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения.
- Организация целенаправленной управляющей структуры, несущей целевую функцию управления.
- Контроль (наблюдение) за деятельностью структуры в процессе управления, осуществляемого ею.
- Её ликвидация в случае ненадобности или поддержание в работоспособном состоянии до последующего использования.
* * *
Итак, формула конкурентоспособности выглядит следующим образом:
«Корпоративная Книга — это подробное словесное описание управления фирмой по полной функции управления».
Что даёт эта формула?
Во-первых, если сравнивать с теми фирмами, у которых Корпоративная Книга является всего лишь коллективной памятью для хранения всяких работающих фишек и потому заполняется бессистемно и заполняется лишь теми данными, с которыми управленцы сталкиваются непосредственно в процессе функционирования фирмы, то в данном случае Книга заполняется системно (что уже плюс по сравнению со стихийностью) и, кроме того, прорабатываются те моменты, с которыми ещё на практике не столкнулись (и, соответственно, ещё не потеряли деньги в случае, если при первых практических столкновениях с этими моментами, будучи к ним не готовыми, приняли ошибочные управленческие решения). И в таком вот упреждении событий — первое слагаемое конкурентоспособности.
Во-вторых, эта формула содержит в себе методику формирования Корпоративной Книги — понимая суть управления по полной функции и как это управление выстраивается, мы таким образом имеем перед собою план того, что и каким должно быть в Книге, чтобы её содержимое было бы внутренне непротиворечивым. Те же, кто пишут свою Корпоративную Книгу чисто формально, не понимая сути собственных действий, непротиворечивости вряд ли достигнут… И во внутренней непротиворечивости руководства для персонала, каким является Корпоративная Книга, — второе слагаемое конкурентоспособности.
И, в-третьих (а на самом деле — во-первых), вдумайтесь: Корпоративная Книга является ОПИСАНИЕМ управления фирмой, т.е. Книга ОТРАЖАЕТ уже существующее положение дел в управлении фирмой и/либо отражает то, каким это управление должно быть… Иными словами, данная формула является одновременно и формулой ПОСТРОЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ. То есть по данной формуле мы проектируем и совершенствуем управление фирмой.
И, с этой точки зрения, Корпоративная Книга становится проектной и одновременно рабочей документацией ВСЕГО управления фирмой (т.е. во ВСЕЙ полноте рассмотрения).
Что является третьим (и самым главным) слагаемым конкурентоспособности, поскольку позволяет грамотно выстраивать реальное управление фирмой.
* * *
Поскольку:
- в программу большинства ВУЗов курс ДОТУ включён, к сожалению, ещё долго, полагаю, не будет (и потому конкурентоспособность России будет повышаться не столь быстрыми темпами),
- многие фирмы всё ещё действуют, увы, по принципу: «Думать некогда — работать надо!», и потому осваивать ДОТУ руководство таких фирм явно не будет и, соответственно, и к построению управления фирмой, и к Корпоративной Книге никаких особых требований предъявлять не будет,
и
то, даже создавая свою собственную Корпоративную Книгу, но создавая её просто как коллективную память для хранения работающих фишек, такие фирмы, действуя стихийно, никогда не смогут выстроить такое оптимальное и внутренне не противоречивое управление, какое смогут выстроить те, кто на данный момент способен воспользоваться формулой: «Корпоративная Книга — это подробное словесное описание управления фирмой по полной функции управления».
* * *
Очевидно, что и предложенное решение является лишь временной мерой повышения конкурентоспособности, поскольку всё быстро меняется и общий уровень управленческой культуры в обществе неуклонно повышается… Но этой «временной меры» хватит, по моим прикидкам, ещё на несколько десятков лет, как минимум.
Источник http://mera.com.ru