Огонь искания

125 1

- Захар, мы знаем литераторов, художников, которые литературу сделали своей жизнью. И любое событие превращалось у них в роман, рассказ, эссе. Но, наверное, бывают какие-то предельные опыты, которые не переплавляются. Является ли таковым пережитый вами теракт? Что по этому поводу скажете о себе как о художнике? И что думаете вообще о военной прозе как явлении?

- Это сложный вопрос. Действительно, когда я думаю о Саше с позывным "Злой", погибшем рядом со мной во время теракта, то я ещё не готов в какой-то форме написать произведение о нём. У меня пока не нашлось для этого ни интонации, ни пригодных слов. Вместе с тем я чувствую здесь свою обязанность. Ведь невозможно сказать: "Саш, я был так огорчён, что ничего про тебя не написал". Русские писатели всегда находили слова даже для самых трагических моментов жизни. Вспомним фронтовиков Юрия Бондарева, Константина Воробьёва, Виктора Некрасова с их беспрецедентными судьбами. Они воевали по-страшному, рядом с ними целыми ротами погибали люди. Но через 5–10 лет про эти события были написаны великие книги. То же ранее было и с "Севастопольскими рассказами" Льва Толстого, описывающими оборону города и просто чудовищные человеческие потери.

Поэтому и мы обязаны найти правильные слова, интонации, подобрать музыку и кисть, чтобы запечатлеть сегодняшнюю войну с её удивительными людьми. Увековечить и Александра Захарченко, и Арсена — "Моторолу", и Сашу — "Злого", и "Графа", и всех других героев. Это люди, не имеющие аналогов, в них была какая-то поэтическая черта, какой-то огонь искания. Сложно объяснить. Я уже многие годы хочу написать книгу про Арсена "Моторолу", которого хорошо знал, у нас складывались прекрасные отношения. Пока не получается подобрать нужные слова для этого. Но я обязан их найти.

Что касается моей жизни, то все мы, художники, любим сами с собой возиться, но история с покушением, наоборот, отбила у меня тщеславие. Мне расхотелось думать про себя, это стало менее интересно, чем до того происшествия.

То, что сегодня разворачивается и на поле боя, и в мировой политике, ещё предстоит осмыслить. И эта задача должна стоять не только перед писателями, но и перед живописцами, режиссёрами. Желательно, чтобы вообще деятели культуры были к этому причастны. Но нужно честно признаться в том, что, к сожалению, сегодня буквально единицы творческих людей имеют отношение к отражению идущей войны. Например, на фронт из литераторов приезжал Михаил Тарковский и ещё, может быть, человек пять. Дмитрий Филиппов с несколькими нашими ребятами воюют. Их можно по пальцам пересчитать. Хотя в Союзе писателей состоит 10 000 человек. То же самое и в Союзе художников, и в Союзе кинематографистов.

Я постоянно спрашиваю: если в России снимается 100 художественных фильмов в год, назовите мне имена двух именитых режиссёров, которые готовы сделать фильмы про СВО. В ответ — молчание. Говорят, мол, что-то кем-то там снимается. А нужен человек, который уже состоялся в профессии и может себе позволить, невзирая на сообщество, снять качественный фильм о Донбассе.

Всегда крупные события и поэтически, и прозаически описывались в живом режиме. Да, "Войну и мир" Толстой создал позже, но "Казаки"-то он начал сочинять сразу же, по свежим следам, когда служил на Кавказе. И "Севастопольские рассказы" писал с фронта.

Вспомните Великую Отечественную войну. В самом её начале была написана пьеса Леонида Леонова "Нашествие" и сразу же поставлена в театре. Михаил Шолохов в 1942 году во время приездов с фронта приступил к роману "Они сражались за Родину". Фильм "Два бойца" сняли в 1943-м. С первых минут войны на фронт начала работать вся культура. Задействовали композиторов, фронтовые концертные бригады. Живописцы приезжали непосредственно в состав подразделений, была задействована вся Студия военных художников имени Грекова.

Сегодня же просят время, "чтобы осмыслить события". Много мы осмыслили Приднестровскую войну, Абхазскую, Осетинскую, даже Чеченскую? Сколько у нас об этом написано прозы? Один Александр Андреевич Проханов, по сути, тащит все эти темы на себе. Слава моему учителю!

Захар Прилепин

Комментарий редакции

Основные тезисы статьи:

1. Захар Прилепин чувствует обязанность увековечить в своих произведениях память о погибших на войне героях, таких как Александр Захарченко, Арсен "Моторола", Саша "Злой" и другие.

2. Русские писатели всегда находили слова даже для самых трагических моментов жизни, будь то Толстой с "Севастопольскими рассказами" или фронтовики-писатели времен Великой Отечественной войны.

3. Деятели культуры должны быть причастны к осмыслению и отражению современной войны, но, к сожалению, сейчас лишь единицы из них делают это.

4. В прошлом крупные события описывались в литературе и искусстве в режиме реального времени, а не после длительного промежутка, как это часто бывает сейчас.

5. Прилепин критикует отсутствие фильмов и произведений от именитых деятелей культуры о текущих событиях.

Вывод:
Захар Прилепин подчеркивает долг деятелей культуры, особенно писателей и режиссеров, увековечить в своих произведениях память о героях современной войны и события, происходящие на поле боя. Он призывает коллег-литераторов и кинематографистов не откладывать осмысление этих событий, а запечатлевать их уже сейчас, следуя традициям прошлого, когда великие произведения создавались в режиме реального времени.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 3932 2731

    …”Поэтому и мы обязаны найти правильные слова, интонации, подобрать музыку и кисть, чтобы запечатлеть сегодняшнюю войну с её удивительными людьми”….
    Вы Двуногие Совсем Умом Тронулись???
    “вдохновлять” Друг Друга на,Уничтожение Себе Подобным????
    Что,с Той с Этой Стороны!!!
    И Наплевать Помочь Ближнему Направить Внимание в Глубину Себя!!!
    Где, Нет ни Единого Повода на Желание “уничтожить” Себе Подобного!!!
    Но,”игра” есть,”игра”))))))
    Вам по Ходу Дела,Не х.й больше
    Делать.Или Пока не Дошло Что делать!!!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru