Нечестные дары волхвов

4978 10

Поясную бижутерию 16-го века, разбавленную более поздними поделками, церковники гордо называют “Честными дарами волхвов”. Можно только удивляться зомбированию людей, стоящих в многотысячных очередях к этим золотым украшениям, и хитроумности кукловодов, создавших такую систему.

Рекомендуем также фильм:

Святые мощи – загубленные души

В советское время этот вопрос не вызывал особого ажиотажа, и в академических книжках, посвященных искусству Византии, просто и буднично писали: “… так называемые «дары волхвов» – разрозненные части украшения традиционного пояса византийских императоров, подчеркивавшие их сан инсигнии – золотые пластинки-нашивки, украшенные характерной поздневизантийской сканью, в основном изготовлены в XV в.”

http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/167600/167600_original.jpg

Собственно до начала нашего нынешнего “нового средневековья” так в научном мире и считалось…

Теперь, вдруг, выясняется – правда исключительно со слов чиновников от РПЦ – совсем иная датировка этого пояса! Их стараниями он “состарился” аж на 15 веков! – т.е. до тех времен, когда еще не только техника филиграни не использовалась в придворном прикладном искусстве, но когда еще и самих византийских императоров не существовало в природе…

Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя сам патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что “те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла” (< ![CDATA[]]>http://www.patriarchia.ru/db/text/3498182.html< ![CDATA[]]>)

http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/167190/167190_original.jpg
 

Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою “историческую справку”, что “по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломника» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть” (< ![CDATA[]]>http://www.patriarchia.ru/db/text/3431945.html< ![CDATA[]]>).

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов) сообщил на своём официальном сайте, что “дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи” (< ![CDATA[]]>http://www.pravoslavie.ru/news/66602.htm< ![CDATA[]]>).

Да и сами “хранители” реликвии не отстают. Один из членов греческой делегации в Москве, которая сопровождает “дары волхвов”, насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим безапелляционно заявил: “нет никаких сомнений в их подлинности“. По его словам, “на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода“.

Столь красноречивые заверения в несомненной подлинности “даров волхвов”, сделанные, хоть и по принципу “вот-те-крест”, но на самом высоком уровне, в короткий срок облетели всю паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться “святыни, которой касался Спаситель”.


http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/168534/168534_original.jpg
 

Но все же, что об этой “реликвии” говорит историческая наука?

Не будем обращать внимания на такие “мелочи”, как то, что о переносе “даров волхвов” в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы “для освящения новой столицы империи” не могло быть речи, поскольку новая столица Византийской империи – Константинополь – была официально и торжественно освящена еще 11 мая 330 г. – т.е. еще за 3 поколения до Аркадия.

Не будем придираться и к тому, что ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Не будем вдаваться в ненужные подробности и замечать, что вопреки утверждениям Синодального информационного отдела, архиеп. Новгородский Антоний (в миру – Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не видел в храме св. Софии никаких нынешних подвесок, но в своей “Книге Паломника” с чужих слов (!) мимоходом упоминает лишь некие золотые сосуды, что “во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви“.

К слову сказать, эти же сосуды упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. в “Таррагонском анониме”, созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и в “Анониме Меркати”, представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, относящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). “Таррагонский аноним” информирует, что в ризнице св. Софии хранится “золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот“. Разумеется, издавать “звон и как бы шепот” могли лишь золотые сосуды, о которых прямо и говорит Добрыня Ядрейкович (будущий архиеп. Новгородский Антоний), а отнюдь не слитки золота или золотые пластины-нашивки.

Но собственно исторический “подвох” (не буду употреблять неполиткорректного слова “подлог”) здесь именно в том, что именно в Средние века – а речь-то, напомню, идет именно об упоминаниях XI-XIII вв. – такие сосуды в форме морских раковин были модны среди европейских чернокнижников, которые, приставив сосуд-ракушку к уху, интерпретировали шумы в качестве предсказаний потусторонних сил…

Кстати сказать, и никакого литургического почитания (τιμιτικην προσκυνησιν) этих “золотых сосудов” – казалось бы, столь ценных христианских реликвий – никогда в Византии не было, т.е. если какие-то сосуды там и были, то их попросту ни разу на поклонение не выносили из ризницы св. Софии… И, стало быть, при случае рассказать о них туристам могли лишь сами работники храма.

Кстати, до последнего времени – до первой половины 1980-х – не было и каких-либо богослужебных последований и перед современными “дарами волхвов” в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен “Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла”, правда, даже для него указано благословение “только для келейного чтения”.


http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/169002/169002_original.jpg
 

А теперь перейдем к первоисточникам, касающимся того, что с такой помпой сегодня путешествует по России.

Первое историческое упоминание нынешнего варианта “даров волхвов” содержится в документе конца XV века, а подробное описание встречается лишь с середины XVIII века (!).

В частности, впервые описывает их русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., который приводит следующие сведения: “о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица – Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго” (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

Упомянутая Василием Григоровичем-Барским “Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго” это историческое лицо – Мара Бранкович, 1418 г.р., дочь сербского деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (правившего Сербией с 1427 по 1456 год) и Ирины Кантакузины (византийской принцессы), жена (с 1435 года) османского султана Мурата II. Факт принесения Марой Бранкович в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне в 1470 г. поздневизантийского золотого пояса, насчитывавшего 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, был документально зафиксирован в турецком фирмане, утраченным уже лишь в начале XX в. – во время пожара 1902 года. Правда, ни Мара Бранкович, ни турецкие хронисты еще не знали, что это были те самые “дары волхвов”. В Османской империи Мара Бранкович жила до смерти мужа, до 1451-го года. Вернувшись в Сербию, от своего пасынка Мехмеда II она получила две области, а после смерти отца стала играть важную роль в политической жизни Сербии. Но из-за конфликта с провенгерски настроенным братом Лазаром она вернулась к султану Мехмеду II. От него она получила имение в небольшом местечке недалеко от Салоников и неплохое содержание. Мара Бранкович, будучи христианкой, на регулярной основе спонсировала сербский афонский монастырь. Согласно легенде XIX в., чтобы передать афонским монахам “дары волхвов”, Мара морским путем добралась из Константинополя до берегов Святой Горы. Но после того как она ступила на сушу и приблизилась к стенам монастыря Святого Павла, ее остановила сама Богородица, сказав, что та, будучи женщиной, не имеет права идти дальше. Мара дождалась монахов и передала им “дары”… В XIX веке якобы именно на этом самом месте был установлен крест, а затем, уже на деньги Российского императора, здесь же построена часовня, на которой изображена царица Мара с вооруженными турецкими охранниками, а напротив – монахи, принимающие “дары волхвов”.


http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/167763/167763_original.jpg
 

Как видим, в XVIII в. “дары волхвов” представляли собой еще единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст – примерно 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из “даров волхвов” на Господские праздники. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее “эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода”.

Сам о. Никодим совершенно верно указывает, что орнаментация “даров волхвов” позволяет провести их научную атрибуцию. Вот только геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на абстрактных “восточных мастеров”, но на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв.


http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/168177/168177_original.jpg http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/168787/168787_original.jpg

Сравните, например, с панагией с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

В настоящее время так называемые “дары волхвов” на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером примерно 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, скрепленых серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62.

http://ic.pics.livejournal.com/stariy_khren/36132260/168290/168290_original.jpg

С 1744 г. – со времени первого упоминания и описания “даров” – стараниями “фабрики грез” к поясу добавилось еще 19 золотых пластин (которых не было в 1744 г.), и куда-то делись 7 благовонных бусин.

Таким образом, в истории “даров волхвов” из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды:

1) до XI в. никаких исторических свидетельств или упоминаний о “дарах волхвов” вообще не имеется;

2) в XI-XII вв. некие “дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви” якобы хранились в ризнице св. Софии (но без какого-либо литургического почитания);

3) в период с XII по XVIII век “дароносивые златые сосуды” (если они и были) бесследно канули в Лету (поскольку вместо них стал упоминаться византийский золотой пояс).

4) в 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне поздневизантийский золотой пояс, насчитывавший 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.;

5) после 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, пояс был расчленен на сегменты, и число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7 шт.;

6) в начале 1980-х годов “дары волхвов” начали использоваться Греческой церковью для сбора пожертвований, и к ним был сочинен соответствующий канон.

7) в начале 2014 года к “дарам волхвов” в Москве и Питере начали выстраиваться многотысячные очереди жаждущих прикоснутся к “святыни”, которой “касался Сам Спаситель”.



 

Но не надо расстраиваться! У православных, помимо Тернового венца, Даров волхвов, Хитона Господня, Туринской плащеницы, Плата и Пояса Божией матери, есть еще одно воистину бесценное сокровище, возможно припасенное на ближайшие годы заботливыми греческими монахами… Это объедки от 5 хлебов, которыми Иисус накормил 5000 израильского народу… Да, да те самые объедки! Израильтяне тогда так уверовали во Христа, что специально не доели и для будущих православных богомольцев собрали аж целых 12 корзин объедков!

Источник XI века «Аноним Меркати» – ну, тот самый, вышеупомянутый, что сообщал и о мифических “сосудах, иже принесоша Христу с дары волсви” – там же сообщает, что 12 корзин с корочками от тех самых хлебов были тщательно замурованы в Константинополе под колонной Константина! Потом эти 12 корзин с реликвиями в 1105 г. были перенесены в Большой дворец… Одним словом, лиса Алиса и кот Базилио, по-детски разведшие доверчивого Буратино на три корочки хлеба, сегодня нервно курят в сторонке, понимая, что время любителей-романтиков прошло…

Жаль, что нынешние пастыри, не ведая о планах по дальнейшему забиванию “духовных скреп”, по привычке все еще продолжают попрекать с амвона свою паству в черной неблагодарности, как якобы “были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того, чтобы их благоговейно сохранить”.

Составлено на основе материалов официального < ![CDATA[]]>Блога экспертов Музея имени Андрея Рублева ©< ![CDATA[]]>, 2014.

Послесловие…

< ![CDATA[]]>Источник< ![CDATA[]]>

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
10 Комментариев » Оставить комментарий
  • 68 45
  • 68 45

    Почитайте блог Горожанина из Барнаула. О нелюдях. Там раскрыта тема.

  • 3859 3108

    Вера – это одно, а Религия – это другое. И как сказал классик “религия – опиум для народа”. Что интересно в США собрали статистику и выяснилось, что среди научных работников, думающей интеллигенции, образованных людей в Бога верят (именно верят, а не заявляют об этом) около 10%, а среди находящихся в тюрьмах, убийц, садистов, невменяемых – около 95%. Выводы очевидны.

  • 995 661

    РПЦ, при активной поддержки правительства, зомбирует народ. Хорошая статья. К сожалению те, что стояли по несколько часов в очереди к “святыне”, ее не прочтут.

  • 3859 3108

    Притча:
    Устал народ от многочисленных религиозных постулатов, и обратились они к
    Богу: “забери ты у нас свои законы, дай нам жить вольно”. И согласился
    Бог. На следующий день приходит к Богу в ужасе Архангел Михаил, и
    говорит: “Люди навезли кучу, телег, подвод и грузовиков с различными
    религиозными свитками, книгами и писаниями. Куда нам все это девать?! ”
    И ответил ему Бог: “Я дал им лишь десять заповедей на каменных
    скрижалях, пусть они мне их и вернут, а то, что они сами понаписали для
    себя, пусть себе и оставят”.

  • 1591 1572

    Истово занимаясь подлогами и враньём, до полного непотребства, тем самым, от своей жадной глупости, невольно наталкивают и убеждают людей в своём корыстолюбии и лицемерии. Таких “отцами” как назовёшь? Настоящий Отец не соврёт детям. А те отцы, что лгут или приучают детей ко лжи, это не есть Отцы, это есть подлецы.

  • 1215 696

    Мне более симатичен следующий коммент в источнике(http://expertmus.livejournal.com/158953.html) этой статьи, кот. я и помещаю здесь-
    Гневную отповедь критикам проходящей в эти дни в Москве демонстрации христианской реликвии “Дары волхвов” выдал спецкор отдела политики “Комсомольской правды” Дмитрий Стешин. Он быстро определил, что против многотысячного паломничества к святыне выступают представители “либеральной интеллигенции”, которые заодно высказывают “крамольное” предположение о том, что “Дары” могут быть средневековой подделкой.

    Журналист знает истинную природу злопыхателей: “По странному совпадению, вряд ли кто-то из этих доброхотов является христианином, а их “ближневосточные” фамилии, в сочетании с критикой христианства, боюсь, могут вызвать в ответ лишь антисемитизм и ничего более. Потому что свои святыни, могут критиковать только свои”. Интересно, что в заголовке опуса автор называет критиков “потомками” тех самых волхвов. Чтобы задеть их за живое, он предлагает вообразить гипотетическую ситуацию.

    “В мае, в канун празднования Дня образования государства Израиль, некий Дмитрий Стешин вылезает со статьей, о том, что ключ от Сионских ворот Иершалаима, переданный англичанами еврейской общине в 1948 году – базарная подделка, необходимая для обоснования политической и исторической легитимности спешно создающегося государства Израиль, – пишет журналист. – Неплохо бы этому ключу устроить хороший химический анализ, в лучшей лаборатории мира. И если в металле ключа обнаружится ванадий и хром, то ключ – подделка. Потому что хром и ванадий 18 веков назад не добывали. А значит, святыня эта ложная и само существование государства Израиль… и т.д. и т.п. Представили? А представили, что будет потом? После такой манифестации мы бы имели множественные разрывы шаблонов, большой гевалт и даже обращение в Гаагский трибунал с жалобами на “антисемитизм”.

    Журналист “Комсомолки” ничтоже сумняшеся ставит знак равенства между либералами и евреями, но к этому привыкать не приходится: сотрудники газеты выдавали антисемитские заявления и похлеще. Пожалуй, нет нужды объяснять автору и то, что большинство ашкеназских еврейских фамилий отнюдь не ближневосточного, а очень даже европейского происхождения – не в коня корм. Но давайте последуем его риторике и на минутку представим себе, чтобы будет, если гипотетический материал “некого Дмитрия Стешина” опубликуют.

    Будет вот что: Дмитрий Стешин моментально ославится на весь свет как безнадежный невежда. К тому же не умеющий пользоваться сетевыми поисковыми ресурсами (“в Гугле забанили”). Да, в 1948 году перед уходом британцев из Старого города в Иерусалиме те действительно передали ключ от Сионских ворот главному раввину Еврейского квартала Мордехаю Вайнгартену. Вот только ключу этому даже в теории не могло исполниться “18 веков” (кстати, почему именно 18?), ведь нынешние стены и ворота иерусалимской твердыни были выстроены турецким султаном Сулейманом Великолепным… в 16 веке.

    Так что “гевалта” и “разрыва шаблонов” ожидать не приходится. Останется только посетовать на невысокий профессиональный уровень отдельных представителей центральной российской прессы – причем не только гипотетически. Не слишком хорошо знаком автор и со священными текстами религии, страстным поборником которой выступает. В Новом завете ясно дается понять, что “волхвы с востока” евреями не были и после вручения даров “отошли в страну свою” из Иудеи. Так что “потомками волхвов” критики московского действа можно называть едва ли.

    А Иерусалим на иврите не “Иершалаим”, а Йерушалаим. Кстати говоря.

  • 1 0

    И несмотря на всё вышеописанное я считаю данное мероприятие позитивным. Возвращение к истинной истории Руссов это дело не одного дня и даже поколения, важно постепенно приоткрывать завесу обмана, разоблачать фальсификации чуждых России псевдоисториков. И я увидел самое главное! Президент показал атлас с картой Тартарии (России), заговорили о ВОЛХВАХ и их дарах!!!Старинная Веда гласит:”Волхвы возглавили и организовали поход арийских племён в Дравидию, чтобы остановить распространение влияния Тёмных Сил”, события происходили примерно 35-40 тысяч лет назад.(Н.Левашов).

  • 37 6

    руские люди так устроены, что им плевать настоящее или не настоящее. они живут своими иллюзиями. да будь там хоть говно на палочке, они придут, возвысятся духом, и будут дальше жить в своей собственной вере в своего Бога. видели ли вы хоть одного простого верующего, прочитавшего Библию, Евангелие, или хотя бы понимающие, то очём и для чего там всё написано. руские люди живут своим чутьём, и своей собственной верой. это как водку пить. был бы повод, даже если его нет. кто-то развлекается, а кому-то это мероприятие помогает сконцентрироваться на своей собственной вере. не РПЦ использует людей, а руские люди, сами того не понимая, пользуются РПЦ в гораздо большей степени. так что всё у нас с вами нормально, если не сказать хорошо. идём и падаем, встаём и сново идём. и так всю жизнь.

  • 1 1

    Да, умеют попы “разводить”народ… Я верю,что Бог есть! А они не боятся жрать и жиром покрываться за счёт народа. Есть такие верующие,что последнее в храм отнесут, а эти свиньи в золотых рясах наживаются. Господь накажет,если не их самих,то их отродье… Аминь! А теперь и Путин с Медведевым из церкви не вылазят… “Воры в законе”,- а сходка у них в церкви, с себе подными обирателями народа!!!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru