Может ли государство само себя реформировать?
Одним из самых распространенных заблуждений является представление о государстве как об организации, то есть о системе (квадратики со стрелочками), которая может быть создана или изменена по желанию тех, кто ей управляет. Эти квадратики и стрелочки между ними не имеют никаких собственных интересов, считается, что цели и интересы вкладывают в них те, кто их создает или использует.
Это представление настолько распространено и обыденно, что в его ловушку регулярно попадаются даже весьма продвинутые умы. Разумеется, все это можно и нужно подробно исследовать, здесь я просто хочу обратить внимание на эту проблему.
Опять ничего не получилось
Представление о государстве как о системе, призванной решать именно те задачи, которые официально им провозглашены, не просто заблуждение, а заблуждение опасное. Опасность состоит в том, что такое представление заставляет вновь и вновь наступать на одни и те же грабли и не искать других путей. Ведь если государство всего лишь система, которую мы можем менять по своему желанию, то у нас есть всего лишь две проблемы — правильные люди в системе и правильная система, то есть правильные квадратики и стрелочки между ними. Если государство — единая, хоть и весьма обширная, организация, то тогда наши усилия следует направлять на совершенствование доступа к системе (всех этих выборов и референдумов), чтобы привести правильных людей и на рисование квадратиков и стрелочек.
Сила этого заблуждения такова, что она заставляет «прогрессивную общественность» усердно заниматься этими самыми правильными людьми и квадратиками со стрелочками из года в год, несмотря на то, что статистика ее усилий чуть более чем полностью описывается формулой «опять ничего не получилось». И если государство — это всего лишь организация, то вывод, который делает прогрессивная общественность из этого факта, выглядит как «нужно больше стараться». Вот и стараются.
Прогрессивная общественность обычно игнорирует опыт «развитых стран», она просто в них верит, и верит, что там хорошо. Если бы она дала себе труд ознакомиться с реальным положением дел в этих странах в области «государственного строительства», она бы с ужасом обнаружила там не только «бардак и шатания», но и до боли знакомые ситуации и тенденции. То есть речь идет не о каких-то сугубо местных особенностях, а о системных закономерностях.
Самая изобретательная доходная система
Попробую максимально коротко показать, в чем суть проблемы.
Та или иная устойчивая структура и образуется вокруг деятельности, приносящей регулярную прибыль (неважно, в чем она выражается). Например, лавка, продающая некие товары, включает продавцов, хозяина и, возможно, неких управляющих, занимающихся поставками, хранением и т. п. Говоря строго экономически, лавка — это лишь часть структуры, но нам для наших целей достаточно и обычного бытового подхода. Скажем, книжный магазин «Black books» может быть описан как «покупаем книги — продаем книги», и его в качестве организации нетрудно изобразить в виде нескольких квадратиков и стрелочек.
С государством все не так, поскольку оно ничего не производит и не несет издержек. Но тем не менее, здесь структура точно так же образуется вокруг деятельности, приносящей прибыль. Прибыль эта является доходом от налогообложения в широком смысле слова. Для того, чтобы ее получить, нужно в первую очередь расширить поводы для нового налогообложения.
Очень давно в 1997 году старшая дочь учась в 9 классе принесла учебник “Обществоведение” в котором я в 37 лет впервые для себя прочел определение что такое государство. Своими словам для всех НАС: ГОСУДАРСТВО ЭТО ГРУППА ЛИЦ КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ЖИТЬ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ.
Ответьте мне Так кто же устанавливает правила жизни на территории России?
Если по основному закону нашей страны КОНСТИТУЦИИ мы все живем как люди второго сорта или недоделанные аборигены страны третьего мира, значит надо менять КОНСТИТУЦИЮ.