Денег нет, но вы платите

1648 4

b_1ef4dbab64a9b7d15a3e7257e92f3b56.jpg

Почему конкурс в педагогические вузы - шесть-семь человек на место, а талантливых учителей в российских школах - единицы?

Давняя народная примета: только на календаре приблизится 1 сентября — жди руководящих указаний по улучшению жизни учителей. Так оно было и нынче. Селекторное совещание по теме «О готовности системы образования к началу учебного года», проведенное премьером Дмитрием Медведевым, подтвердило, что примета действует.

Жанр таких совещаний тоже свято сохраняется. Пиеса сия в трех актах. Сначала глава правительства отчитывается сам — то есть зачитывает подчиненным справку, составленную ими же. Затем предоставляет слово приглашенным — для «отчетов с мест». Завершается высокое собрание суровым отчитыванием выступавших, в чьих докладах упоминалось о недостатках и проблемах. По принципу: у вас есть проблемы — почему же вы их не решаете?

Какая польза от такой говорильни — неизвестно. Но... Не нами придумано, не нам и отменять.

Сначала Дмитрий Анатольевич доложил семи чиновникам, присутствующим в зале, и 85 участвующим в режиме видеоконференции губернаторам или их замам, что в сентябре за парты сядет 15,5 млн школьников — почти на миллион больше, чем год назад, а первоклассников — на 100 тысяч больше. Напомнил, что «мы должны обеспечить им качественное образование». Сообщил, что в стране почти 94 тысячи образовательных учреждений, из них 42 тысячи школ. Добавил: «Столько школ, сколько мы построили за последние два года, мы не строили никогда. Я часть из них посещал и, естественно, эту практику продолжу...» И так далее.

И под конец обратил внимание на больную проблему — с заработной платой для учителей. «В некоторых регионах с этим есть проблемы. Хотел бы услышать и от глав регионов, и от министра о том, что делается для того, чтобы погасить задолженность в кратчайшие сроки». Это была первая часть.

А далее министр образования Ольга Васильева поправила премьера. По ее данным, долги по зарплате погашены. «Есть текущая задолженность 6 млн, и она будет выплачена в течение нескольких последующих дней».

Министр также сообщила, что в рамках исполнения указов президента среднемесячная заработная плата по всем уровням образования выросла: в дошкольном образовании — на 5%, до 29 300 рублей, в общем образовании «все регионы обеспечили выполнение установленных показателей». Ныне, по словам Ольги Васильевой, «заработная плата наших учителей составляет 33 200 рублей (на тысячу с лишним больше, чем в прошлом году)».

В министерстве считают, что российские школы не испытывают острого дефицита в кадрах — он менее 1%. А приемная кампания 2017 года также показала, что вырос конкурс в педагогические вузы: от шести до семи человек на место. «Это идут лучшие выпускники наших российских школ», — заявила глава ведомства.

Победные рапорты звучали и с мест. Из выступивших шести представителей регионов лишь однажды прозвучало признание в проблемах с зарплатой педагогам — от губернатора Забайкалья Натальи Ждановой. В целом же на совещании рисовалась вполне благостная «картина маслом».

Зато педагогическая блогосфера и региональная пресса разразились гневными комментариями, обвиняя министра в незнании реального положения дел и даже приписках. Начиная с того, что в соответствии со знаменитым майским указом президента Владимира Путина средняя зарплата педагога уже должна составлять 100% от средней зарплаты по региону. Но средний заработок в России, по последним данным Росстата, составляет 39 331 рубль. Почему же у педагогов он почти на 16% меньше?

И почему во многих регионах учителя не живут, а выживают. В Курской областисредняя зарплата 25 456 рублей. А вот, скажем, у завуча Рышковской средней школы Валентины Бочаровой ежемесячный доход — около 21 тысячи рублей чистыми.

«На еду хватает, — говорит завуч. — Мы-то получаем еще коммунальные, нам выплачивают за электричество и за газ. Я еще и пенсионерка, получаю пенсию 10 037 рублей... Огород сажаем, конечно, огурчики, помидорчики...»

А если педагог молод? И без огорода? На что и когда ему «расти интеллектуально»?

Удивительно ли, что в российских школах средний возраст учителей — 52 года, десятая часть приходится на пенсионеров, разменявших седьмой десяток. Не забывается история о встрече выпускников Иркутского госуниверситета с замминистра образования области Евгением Торуновым. Говорили о будущем трудоустройстве и услышали: зарплата будет — 5 тысяч! На вопрос, почему так мало, последовал ответ: «Разве вы, когда поступали в пединститут пять лет назад, не знали, что у преподавателя маленькая зарплата? На что же тогда рассчитываете?» — было сказано с сарказмом и насмешкой. В реальной жизни им, конечно, подкинут больше обещанной чиновником «пятерки». Но за счет чего?

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказывает, как учительскую зарплату подгоняют к цифрам президентского указа: «Первый метод фиктивного повышения зарплаты — отсутствие отдельного учета совместительства. Зарплаты учителя, который работает на нескольких ставках в нескольких местах, считают как одну. Кроме того, в оплату труда вписывают другие внебюджетные доплаты. Школа берет с родителей за платные дополнительные услуги, и эти деньги тоже входят формально в зарплату педагога. Но президент-то имел в виду, что учителям надо платить из бюджета!»

То есть в реальности, при нынешней системе оплаты педагогического труда, для выполнения президентского указа средняя нагрузка на российского учителя должна составлять 28-30 уроков в неделю, то есть 1,7 ставки. Скажете, немного? Но пусть тогда российский чиновник за свою нынешнюю зарплату (значительно выше учительской) будет работать не семь, а 12 часов в день. Не хотят, не смогут?

А педагогам деваться некуда — терпи или уходи из профессии. Потому вопреки победному содокладу министра Васильевой лишь 20-25% выпускников педвузов идут после учебы работать по специальности. Остальные — кто куда.

Об этом письмо из соцсетей, размещенное школьным педагогом с 14-летним стажем: «Ежегодно принимаю на практику студентов педуниверситета. В ответ на вопрос, куда работать планируете, дружный ответ: только не в школу! Анализирую наш выпуск 1994 года: 75 человек, треть с красными дипломами. А в школе остались человек 10-15. Где работает большинство? Банки, органы госвласти и местного самоуправления, кадровые агентства, редакции, полиция, сетевой маркетинг, юридические конторы...

И дело не только в зарплате. Социальный статус учителя в нашем обществе слишком низок. Учитель часто рассматривается как синоним неудачника...»

Но обо всем этом ни слова не говорилось у премьера на совещании, посвященном Дню знаний. Зато была третья часть — воспитательная. После сообщения губернатора Забайкалья Натальи Ждановой о накопившихся до ее назначения на должность долгах по зарплате педагогам (в том числе за 2015 год учителям задержали заработную плату почти в 500 млн рублей).

«Там ваши предшественники понаделали всяких разных дел, — сурово сказал глава правительства. — Но это уже давно было. Надо эту тему зачистить полностью. Вот рассчитываю на то, что в ближайшее время ничего от прежней задолженности даже с учетом исполнительных листов и так далее не останется!»

Как тут не вспомнить, что именно при премьерстве Дмитрия Медведева финансирование образования сокращалось начиная с федерального уровня. В нынешнем году, в частности, расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие образования» запланированы в сумме 466,1 млрд рублей — на 35,6 млрд меньше, чем в 2013 году. И это без учета инфляционных потерь за четыре минувших года.

Что тут добавить? Разве что перефразировать известную формулу, адресовав ее местным властям: «Денег нет, но вы платите!»

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
4 Комментария » Оставить комментарий
  • 217 180

    А как понять, что в этом году школьников на миллион больше, а первоклашек на сто тысяч больше? Я так понимаю, что и первоклашек должно быть больше на 1 миллион, а не на 100 тысяч, получается что 900 тысяч это дети приезжих из бывших республик? У кого с математикой плохо?

  • 24645 16416
  • 5781 4607

    Учителя и школы это обуза для власти. Сокращая финансирование образования, власть постепенно доводит отупление молодежи до американского уровня. Не может народ колонии быть образованнее народа метрополии. О каких фантастических зарплатах говорит министр. Мы наверное в разных странах живем. Или они там свое считают, а учителя получают совсем другое. Какое то королевство кривых зеркал.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)