Главная » Мировоззрение, Сказки и былины, Славянские традиции

Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

18:46. 30 сентября 2016 Просмотров - 1,172 3 коммент. Опубликовал:
Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

    Все мы в детстве любили сказки. Эти истории казались нам близкими и понятными, а их герои привлекательными. Даже среди взрослых найдутся те, кто отдаст предпочтение сказке. Так почему и за что мы их любим? Что за тайное очарование и мудрость скрыты в их повествовании?


    В русских сказаниях почти каждое слово несёт определённое значение. Нам и невдомёк, что речи героев, их поступки и задания, которые они выполняют по чьему-либо поручению, должны иногда восприниматься не буквально, а символично. Порой даже «декорации» повествования – время года, лес или болото, обстановка избы – могут нести смысловую нагрузку.

    Вот, например, времена года символизировали творческий и созидательный путь: от молодости-весны, до глубокой старости-зимы. Они расскажут о душевном состоянии героя или о тех морально-нравственных изменениях, которые его ждут. Различные стихии олицетворяли деятельность и характер персонажа: лёгкий, как воздух или разрушительный, как огонь.

    Давайте рассмотрим символизм времён года.



    Осень. В это время с полей собирался урожай, устраивались богатые празденства – свадьбы, ярмарки и другие праздники. Поэтому для славян одним символом осени стало изобилие и богатство.

    Также в эту же пору улетают на юг птицы, деревья теряют листву, а некоторые звери ложатся в спячку. И осень стала олицетворять закат, угасание жизни – приближение старости и пожинание плодов предшествующей жизни.

    Но старость – это ещё и глубокие размышления о жизни. Это успокоение после работы и покой в душе. От этого Осень-старость подразумевала мудрость, глубокомыслие. Не зря избушку Бабы Яги художники часто изображают в осеннем лесу.



    Зима. Природа замирает, затихает и обволакивается белым, чистым снегом. День очень короток, а тёмная ночь морозна и длинна.

    Главные атрибуты зимнего времени – белый снег, холод и тьма – наводят на мысли о смерти природы. А с наступлением весны все в мире опять пробуждается. Поэтому зима стала олицетворять: смерть или сон, очищение от старого опыта и обновление. Недаром именно Морозко наделён правом губить нерадивого персонажа и давать новую жизнь положительному герою.



    Что олицетворяет весна, всем давно известно – пробуждение природы и души человека. Также она знаменует радость жизни, новые начинания, благоухание и цветение. Во многих сказках добро приходит с весной.



    Лето. Это время цветения жизни и тяжёлых трудов. В поле разгар работ, а в природе птицы и звери кормят своих детёнышей. Поэтому лето – символ солнца и жизни, символ моральной зрелости человека и расцвета его физических сил.

    Славяне выделили в природе 4 стихии: земля и воздух, огонь и вода.

    Стихия Земли мыслилась славянам сферой человеческих дел и творчества. Ведь всё, что нужно для работы и творчества (рабочие и музыкальные инструменты) невозможно создать без физических материалов.

    Земля была символом рождения и перерождения – она принимает тела животных и растений и трансформирует их в новую жизнь. Её называли Матерью, её любили и поклонялись ей (вспомните множество праздников, посвящённых ей, и обычай целовать землю). Находя различные драгоценные камни и металлы в земле, славяне верили в её способности одаривать трудолюбивых людей.

    Стихия Воздуха – это сфера души и мыслей человека. Как ветры приносят на землю дожди или ураганы, так и мысли то вдохновляют, то угнетают человека. Поэтому Воздух казался славянам пульсом и дыханием Земли, всей жизни на ней и наших душ. Воздух связывал Землю с божественным небом, и мог проносить людям вести, провидения, свежие мысли и вдохновения.



    Стихия Огня – символ направленности человеческой души в разрушительную или созидательную сторону. Также Огонь означал разрушение или очищение.

    К нему было особое отношение. Его сравнивали с Солнцем, его уважали, но одновременно и остерегались – ведь если не уследить за ним в очаге, может вспыхнуть пожар. Ещё более разрушительны лесные пожары или те, которые возникают от молний. Неуправляемый и всепожирающий характер такого огня стал символизировать буйную разрушительную силу. (Это относится и западным народам – их огнедышащие драконы несут лишь разрушение)

    Тем не менее, наши предки чаще изображали Огонь символом не разрушения, а созидания. Они видели в нём огромную животворящую силу. Огонь дарит тепло и свет, даёт золу, которой можно удобрить почву, он уничтожает болезни (раньше с холерой и чумой боролись только с помощью огня). Очаг был сердцем дома. Он и согревал, и готовил пищу, и уничтожал всякий сор…

    СтихияВоды, как и Воздуха, была сферой души человека, но она имела не вдохновляющий характер, а очищающий.

    Почему славяне сравнивали душу с водой? Человеческая душа отражает действительность, как и поверхность воды. Душа также переменчива, как текучая вода. Душа, как и вода, может быть тёмной и мутной, чистой и сверкающей.

    Стихию Воды славяне почитали особо. Ей приписывали способность хранить в памяти все события, оживлять и умерщвлять, очищать и нести божественную истину.

    Благодаря своему жизнелюбию и оптимизму, славяне видели мир вокруг себя полным жизни и сознания. Себя они мыслили маленькими частичками этого прекрасного мира, детьми своей Земли и всей природы.

Метки: славянские символы

3 коммент.»

  • 3646 1939

    Сегодня в школе сказки “изучаются” очень поверхностно,вскользь( если вообще изучаются)…а ведь в них столько Мудрости зарыто…Детям надо не просто читать сказки,но по мере их взросления раскрывать их сакральный смысл…для этого нужно другое умонастроение и родителей,и учителей…Почему-то принято считать,что сакральный смысл – это удел давно прошедших времён…мифы…Сакральность,познание того,что сокрыто в ГЛУБИНЕ,настраивает на размышление и является узелками,связывающими настоящее и прошлое…( с удовольствием заменила бы в школах беЗтолковую и лживую историю на изучение сакрального смысла сказок…

  • 2722 1750

    Горно-алтайцы считают, что мать-землю оплодотворяет Ах-Хутай огромный белый сперматозоид.
    А у славян кто оплодотворяет землю?
    Земля же не гермафродит?

  • 2722 1750

    Вот нашёл в нете древнее заклинание-замаскированное под песню.

    Вижу я белый шатер,
    Вкопан осиновый кол,
    Медвежьи шкуры вокруг,
    У входа магический круг.
    В шатре одноглазый шаман.
    Табачной воды чан.
    Плетет узловатую плеть,
    Плюет за плечо на смерть..

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>