Топи их всех! (фото)

1463 1

http://img15.nnm.me/2/d/f/e/3/690f908674106de09662e819a7c.jpg
Морской бой, определивший будущее подводного флота, в картинках

22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии германская подводная лодка U9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена атаковала и потопила три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего за час боя погибли 1459 английских моряков — почти в три раза больше, чем во время Трафальгарского сражения. Так появилось новое страшное оружие, определившее расстановку сил и характер войны на море на 100 лет вперед.

К началу Первой мировой войны подводные лодки серьезным оружием не считались и, как именно их использовать, никто толком не знал. Англичане полагали, что главная задача субмарин — защита стоянок больших боевых кораблей. А германский гросс-адмирал Фон Тирпиц даже заявлял, что «он не будет выбрасывать деньги на подводные лодки, потому что они могут плавать только у берега». Тем не менее к началу войны Британия располагала 59 (по другим данным, 68) подводными лодками, а Германия — 28.

http://img15.nnm.me/1/0/8/b/7/403995bbb04e12fa4ea170b3c86.jpg

Первая немецкая серийная подлодка U1 была заложена 1 августа 1905 года и спущена на воду в декабре 1906-го. Она имела команду из 22 человек, водоизмещение 238/283 тонн, длину 42,3 метра, ширину — 3,75, осадку — 3,17 и могла нырять на 30 метров. U1 была снабжена двумя бензиновыми двигателями для надводного хода и двумя электродвигателями для движения под водой (400/400 л.с.), что позволяло ей развивать скорость 10,8 и 8,7 узла соответственно и давало запас хода в 1500 морских миль. Вооружение U1 составляла одна торпедная труба. Палубного орудия и мин лодка не несла. В запасе имелись три торпеды, но перезаряжать торпедный аппарат под водой в то время еще не умели. Любопытно, что первым, кто смог произвести перезагрузку торпедных труб под водой, был экипаж U9 Отто Веддигена. Произошло это во время учений 16 июня 1914 года.

http://img11.nnm.me/6/d/c/7/e/ccfe04f232d0885caadb1bb9694.jpg

U9 Отто Веддигена — одна из четырех лодок серии (U9 — U12)

U9 была заложена в июле 1908 года и принята на вооружение в апреле 1910-го. От U1 она отличалась уже существенно. Вот основные характеристики U9: водоизмещение — 493/611 тонн, длина — 57,38 метра, ширина — 6,00, осадка — 3,15, глубина погружения — 50 метров, скорость — 14,2/8,1 узлов, запас хода — 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой (1000/1160 л.с.). Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Во время боя с английскими крейсерами на борту U9 находились 28 членов экипажа.

http://img11.nnm.me/3/b/d/1/1/bc32952b8be6d822acddd9d55bc.jpg

Внешний вид и схема расположения орудий броненосных крейсеров класса «Кресси»

Все три потопленных английских корабля — «Абукир», «Хог» и «Кресси» — относились к одному типу — броненосных крейсеров класса «Кресси». Всего между 1898 и 1902 годом построено шесть таких крейсеров. Это были огромные боевые корабли водоизмещением 12 тысяч тонн, почти не уступавшие по данному показателю линкорам того же периода.

http://img15.nnm.me/6/f/0/e/f/c0d69a9b737ddf03979d9f2bc99.jpg

Броненосный крейсер «Хог»

Вот некоторые характеристики броненосных крейсеров класса «Кресси»: длина — 143,9 метра, ширина — 21,2, осадка — 7,6. 2 паровые машины (30 котлов) развивали мощность в 21 тысячу л.с. и скорость до 21 узла. Вооружение: 2 орудия калибра 234 миллиметра, 12х152 миллиметра, 14х76 миллиметров и 18 — более мелкого калибра, 2 торпедных аппарата. Толщина броневого пояса — 152 миллиметра. Команда, по штатному расписанию, состояла из 760 человек.

http://img11.nnm.me/3/b/d/f/b/186b417d965dd95f8d0a03d95a8.jpg

U9 проходит через кильский канал

С началом войны Англия с целью нарушить снабжение противника объявила о морской блокаде Германии. Для этого использовались тяжелые боевые суда и эсминцы для их прикрытия. Имперский флот Открытого моря оказался заперт в портах, и лишь субмарины могли незаметно уходить в поход и возвращаться на свои базы.

http://img15.nnm.me/f/6/9/8/0/8a008ba12861c7fa5896c867259.jpg

Германская подводная лодка борется со штормом

20 и 21 сентября 1914 года в Северном море шел сильный шторм, из-за которого британские эсминцы были вынуждены оставить свои тяжелые крейсера и вернуться на базу. Считалось, что риск атаки подводных лодок в такую погоду минимален, так как на короткой и высокой волне им не удержаться на плаву. Патрулируя отведенную им акваторию, крейсера должны были ходить переменными курсами со скоростью не менее 12 узлов. И тем, и другим правилом англичане пренебрегли.

http://img11.nnm.me/2/0/0/3/e/759f6ab2f842a3aca156b858549.jpg

В 6 часов утра 22 сентября 1914 года тяжелые крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси» шли прямым курсом со скоростью 8 узлов.

U9 вышла из Киля 20 сентября и тоже попала в шторм. Гирокомпас вышел из строя, и лодка сбилась с курса, едва не сев на мель у побережья Голландии. Выйдя на глубокую воду, Веддиген приказал погрузиться на 30 метров, чтобы передохнуть, но сильное волнение ощущалось и на глубине. На следующее утро шторм стих и лодка всплыла, чтобы зарядить батареи. Вот как вспоминал об этом первый помощник капитана U9 Йоганн Шписс: «Встающее на востоке солнце заливало чистое небо ярким светом. Шторма как не было. В голубом небе ни облачка. Море было спокойным, видимость превосходной. Прекрасный день, чтобы потопить корабль». И цели не заставили себя ждать…

http://img11.nnm.me/1/c/b/6/8/3843b31869353617f6212159a91.jpg

Первой целью U9 стал «Абукир»

Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась на перископную глубину и вскоре опознала три британских крейсера, идущих с интервалом в 2 мили. Рассчитав курс, скорость и вероятность отклонения, Веддиген выпустил первую торпеду с 500 ярдов (примерно 450 метров). Через 31 секунду лодку встряхнуло: торпеда попала в цель.

http://img11.nnm.me/4/7/8/1/4/7dd77efc8142a8bb42c3af02611.jpg

Броненосный крейсер «Абукир»

В 6:20 у правого борта крейсера «Абукир» последовал сильнейший взрыв. Считая, что он подорвался на минном заграждении, капитан Джон Дрюммонд поднял сигнал «приблизиться, держаться поблизости». Крейсер начал крениться на правый борт. Когда крен достиг 20 градусов, была сделана попытка выправить корабль, затопив противоположные отсеки. Но это лишь ускорило гибель. «Хог» подошел к «Абукиру», застопорил ход в двух кабельтовых (примерно 370 метров) и спустил шлюпки. Когда они отвалили от борта, и крейсер уже был готов снова дать ход, в него врезались сразу две торпеды, а с левой стороны на поверхность моря вдруг вылетела подводная лодка.

http://img15.nnm.me/4/4/7/1/1/c665e179e96f426e8e54364a4eb.jpg

Подбитый «Абукир» пытается спустить шлюпки

Торпедировав «Абукир», Веддиген и не подумал покинуть поле боя. Обойдя гибнущий броненосец, U9 оказалась всего в 300 ярдах от новой цели — крейсера «Хог». Экипаж перезарядил торпедный аппарат, и в 6:55 Веддиген послал в путь две новые торпеды. Одновременно, чтобы не врезаться в собственную цель, U9 стала уходить на глубину и отрабатывать двигателями назад. Но этого маневра оказалось недостаточно. Освободившись от груза торпед, лодка выскочила на поверхность, задрав нос. Пытаясь выровнять субмарину, Веддиген заставил команду бегать внутри корпуса, используя своих людей как подвижный балласт. U9 полностью потеряла управление. Переваливаясь с носа на корму, она плавала всего в трех сотнях метров от подбитого ею «Хога». Крейсер быстро тонул, но оставался на ровном киле, его орудия открыли огонь по U9. Некоторое время лодка оставалась под огнем, а потом стремительно ушла под воду. Артиллеристы «Хога» были уверены, что германская подлодка уничтожена.

http://img15.nnm.me/3/4/3/1/c/e2612f0d1fbdf1a53bf816cbaba.jpg

Броненосный крейсер «Кресси»

«Абукир» перевернулся и затонул, почти тут же затонул и «Хог». На U9, электробатареи которой уже почти разрядились, было нечем дышать. Лодка плохо слушалась рулей, тем не менее Веддиген решил атаковать вновь. Развернувшись кормой к цели, субмарина выпустила две торпеды с дистанции 500-600 ярдов из своих задних труб по единственному уцелевшему пока крейсеру. На «Кресси» уже поняли, что имеют дело с подлодкой, и быстро засекли след торпед. Тяжелый корабль попытался уклониться от атаки, но одна из торпед все же ударила в правый борт. Повреждение оказалось не смертельным, и огнем артиллерии крейсер накрыл место, где только что виднелся вражеский перископ.

http://img12.nnm.me/c/2/c/b/6/14fba92b1f0d048c8d93c43f938.jpg

В этом бою Британия потеряла 1459 моряков, что почти в три раза больше, чем в Трафальгарском сражении.

У Веддигена оставалась еще одна торпеда. Ее зарядили в носовой аппарат. На десятиметровой глубине U9 обошла «Кресси» вокруг, поднялась на перископную глубину и ударила последней торпедой в левый борт обреченного крейсера. Глядя в перископ, Шписс наблюдал, как: «Четырехтрубный гигант медленно заваливается на борт. Ползавшие по палубе люди казались ничтожными муравьями. Вскоре корабль перевернулся и теперь напоминал гигантскую черепаху, которая вскоре ушла на дно». Из 2296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов. Тяжесть потери усугублялась тем, что затонувшие крейсера были укомплектованы резервистами, в большинстве своем людьми семейными.

http://img15.nnm.me/2/b/1/a/c/bd6bca670ec90f2b98a57792b74.jpg

Экипажи германских броненосцев приветствуют U9

Когда 23 сентября U9 пришла в Вильгельмсхафен, Германия уже знала, что произошло.

http://img12.nnm.me/5/4/d/9/5/232c184c6d431523088f2b89234.jpg

Отто Веддиген на германских открытках 1914 года

Отто Веддиген награжден Железными крестами первого и второго классов, а весь экипаж — Железными крестами второго класса. Позже, за потопление четвертого английского крейсера, Веддиген получит высший прусский орден — «Голубой Макс».

http://img11.nnm.me/9/3/1/8/c/c9303b700dddd40ab889424e28a.jpg

Германские открытки 1914 года

U9 и ее капитан стали невероятно популярны в Германии, чем немедленно воспользовалась немецкая пропаганда.

http://img11.nnm.me/6/8/2/6/5/ef2b381447e4710e1ec5dc5ffe4.jpg

Крейсер «Хоук»

Что же касается Отто Веддигена, то всего через три недели, 15 октября, им был потоплен четвертый британский крейсер «Хоук». Эта трагедия унесла жизни 526 моряков.

http://img11.nnm.me/6/f/c/4/3/56e82a3328a4e722e2773931901.jpg

Это не U9. В надписи на открытке — ошибка. Последняя лодка Веддигена — U29 — отправляется в поход.

Погиб Отто Веддиген 15 марта 1915 года. Подводная лодка U29, которой он в то время командовал, была протаранена британским линкором «Дредноут».

http://img12.nnm.me/2/6/b/8/c/076389b6fdf57a4bee66755362c.jpg

Британский линкор «Дредноут»

Так же как и Отто Веддиген, британский линкор «Дредноут» положил начало целой серии суперлинкоров, изменивших лицо войны на море.

http://img15.nnm.me/2/7/2/1/1/601625849d3c79157203a0643e6.jpg

Экипаж немецкой субмарины наблюдает за тем, как тонет еще одна жертва неограниченной подводной войны

И все же главным итогом боя U9 стало не потопление трех больших, но все же устаревших английских крейсеров, а грандиозная демонстрация возможностей подводного флота. Только в одной Германии до конца войны были введены в строй 375 субмарин 7 разных типов. Британское судоходство при атаках немецких подводных лодок потеряло суда общей грузоподъемностью 6 миллионов 692 тысячи тонн. Всего же подводные лодки уничтожили 5708 судов грузоподъемностью 11 миллионов 18 тысяч тонн. А сколько еще судов погибли на установленных ими минах. За это время немецкий подводный флот потерял 202 подлодки, 515 офицеров и 4894 матроса.

http://img12.nnm.me/1/3/d/6/3/817c30904d70b08a5a2486b89de.jpg

Германская подводная лодка обстреливает Архангельск. Пропагандистская открытка 1916 года.

Казалось, столь гигантские жертвы человечество никогда уже не сможет превзойти. Но началась Вторая мировая война, и вновь подводный флот Рейха принес миру ужас и опустошение, значительно перекрыв как тоннаж уничтоженных судов, так и число человеческих жизней.

Изображения из коллекции Петра Каменченко

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 1591 1572

    Если уж по-настоящему, то умеем воевать только Мы, Русские, да ещё и немцы. Когда-нибудь Наши Народы создадут военный союз и разгромят “аналосексов”, или “наглосексов”, что одно и то же, в принципе.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru