Путь-8 Марко Поло по Закавказью. Часть 2. Грузия, Мосул, Багдад
Продолжим Путь Марко Поло в Закавказье. В первой части был путь Марко Поло в Армению: Айяс-Арзинга-Эрзерум-Карс-Гюмри (Ленинакан)-оз.Севан-Лор-Ереван (Бингуил)-Эчмиадзин-Армавир (Алер)-гора Арарат (Кобиас)- оз. Урмия-Зизира.
Теперь идём в Грузию, далее в Мосул и Багдад: Тифлис-оз. Паравани(Джавахети)-Кутаиси-Поти-Гори-Армази-Мцхета-Дербент-Мосул-Багдад.
ГРУЗИЯ. Гл. XXIII Стр. 21.
«В Грузии царь всегда называется Давид-мелик, что по –французски значит «ЦАРЬ Давид». Подчинён он тартарам. В прежние времена здешние цари рождались со знаком ОРЛА на ПРАВОМ плече.
Грузины красивы, мужественны, отменные стрелки и бойцы в сражении. Они ХРИСТИАНЕ ГРЕЧЕСКОГО вероисповедания. Волосы стригут коротко, как духовные.
Это та страна, через которую Александр, идя на запад, не смог пройти, потому что дорога тут узка и опасна. С одной стороны- море (Каспийское?), а сдругой-горы и верхом по ним не проехать. Между горами морем дорога очень узкая и теснина тянется на 4 лье, несколько человек тут устоят против всего света, поэтому-то Александр и не смог здесь пройти. Он выстроил тут БАШНЮ, заложил крепость. Чтобы враг не прошёл и не напал сзади. Место то назван он ЖЕЛЕЗНЫМИ ВРАТАМИ. В книге Александрия о том месте говорится, что тут между двух гор Александр заключил тартар. То были не татары, а КУМАНЫ и др. племена. ТАТАР В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО. ГОРОДОВ, городищ здесь довольно-таки: МНОГО тут ШЁЛКУ, выделывают здесь шёлковые и ЗОЛОТЫЕ ТКАНИ; таких красивых нигде не увидишь. Лучшие КРЕЧЕТЫ здесь водятся. ВСЕГО ТУТ МНОГО. Народ занимается торговлей и ремёслами. Гор, ущелий, КРЕПОСТЕЙ здесь много, и татары не могли подчинить эту страну вполне.
Есть здесь ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Св. Леонардо. И творится в нём такое чудо. Есть там БОЛЬШОЕ ОЗЕРО, куда вода набирается с гор. В первый день поста здесь набирается РЫБА, а в другое время рыбы нет. А море у самых гор называется ГЛЕВЕШЕЛАН (Каспийское?), в длину 700 миль. А другое море (Чёрное) отсюда добрых 12 дней. Евфрат (Мтквари?) и много рек сюда текут, а кругом горы и суша. Генуэзские купцы стали плавать сюда (в Пицунду?) недавно. Отсюда идёт тот ШЁЛК, что зовётся «желл».
Из текста следует, что куманы к татарам не имеют никакого отношения, хотя историки их усиленно превращают в тюрок и татар.
Большое озеро
Марко Поло упоминает женский монастырь и чудесное озеро с рыбой в Грузии-«Большое озеро» и «монастырь Леонардо». Вот это озеро на этой старинной карте Келлера.
Это сеть озёр в Джавахети- современное Джавахетское озеро (Паравани).
Там до сих пор имеется действующий женский монастырь. «Женский монастырь ФОКА Святой Нино расположен возле самого большого озера Грузии – ПАРАВАНИ, в высокогорной долине региона ДЖАВАХЕТИ». «На территории этого плато находится национальный парк Джавахети и многие АЛЬПИЙСКИЕ ОЗЁРА. Паравани - это одно из вулканических озер САМЦХЕ-ДЖАВАХЕТИ. На берегу озера в селе ПОКА (Фока) стоит монастырь СВЯТОЙ НИНО, построенный вокруг каменной церкви XI века. Помимо действующего женского монастыря, на территории комплекса есть приходская школа, больница и мастерская. Монахини также держат небольшую ферму и магазин, где продаются самодельные продукты, включая сыр, варенье, свечи и косметика. От села Тамбовка, которое находится на северо-западном берегу Паравани, есть тропа, по которой можно отправиться к мегалитической крепости Шаори».
- Вот этот мегалитический комплекс, сложенный из курумника без всякого скрепляющего раствора. «Крепость Шаори (груз. შაორის ციხე) — мегалитическое сооружение бронзового века в муниципалитете Ахалкалаки в южном регионе Грузии Самцхе-Джавахети. Циклопический форт, построенный с помощью техники сухой кладки, имеет необычную планировку: ромбовидную с круговыми пространствами, и расположен на одноимённой скалистой горе». Какой бы он имел вид, указывает подобная крепость в Абули, тоже сложенная из россыпи камней. Кто там обитал, непонятно. Какие артефакты тут найдены? Какие на них животные тотемы?
Шаори
Абули
Абули
- Но самое удивительное, это расположенные вокруг озера РУССКИЕ сёла ДУХОБОРОВ. Это озеро называли « Джавахетской Духоборией: в ней расположены сёла Владимировка, Тамбовка и Родионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне НИНОЦМИНДА), Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыково и Троицкое». Гореловка была столицей духоборов. Они христиане, но без Креста. У них символ «розетка» (Солнце в виде «колеса»). Они не признают военную службу в армии и отказываются служить. Они были сюда заселены русским царём в 1840 г. неспроста и связано это с древностью. Вот могила видного их деятеля Лукерьи Калмыковой, на могильной плите написано КОЛМЫКОВА и на плите нанесены звёздочки ( волхвов). То есть эта русская фамилия связана не с калмыками. Её называли старицей Лукерьюшкой, «родимой Лушечкой». Выходцы из Тамбова поселились в Тамбовке. В 1924 году в Тамбовку переселилась группа армян из села Хулгумо. А сейчас там в основном проживают аджарцы и армяне. Сейчас духоборы ушли отсюда и переселились в Россию. «Они (духоборы)... заставили всё окрестное население уважать себя и на далёкой окраине, казалось, высоко подняли русское знамя. Раскинувшиеся в трёх губерниях, среди нищенского туземного населения, цветущие сёла их выявляли из себя отрадный вид оазисов, а с политической стороны представлялись этапными пунктами русского дела и влияния в крае». Георгий Шервашидзе. Лукерья предсказала, что через 150 лет сюда опять вернутся духоборы.
Духоборы Джавахети
Духоборы при царе около 5 тыс. человек были выселены из центра Русской равнины в Канаду и они наотрез отказались давать присягу Канаде. Их протест против присяги Канаде поразил всех канадцев до глубины дущи. Раздетые догола женщины и мужчины вышли к властям толпой, подняв руку с указующим перстом к небу, как бы говоря-у нас присяга только богу (фото в интернете).
Могилы духоборов
Особый интерес вызывают могилы духоборов. Они устроены в виде маленького домика с греческими колоннами (у предводителей). Есть сходство с захоронением в Касимове Геналея и дольменами. По аналогии с могилами духоборов, где захоронение были под домиком, можно предположить, что и под дольменами должны быть древние захоронения-могилы.
У них устная в виде распевов традиция передачи истории-«Животная книга», из которой можно узнать о истории центральной Руси, ведь духоборы пришли из центра Русской равнины.
- Тут на этом озере засветились имена Леонардо и Фока (Пока), так как этот монастырь назван именем Леонардо, а село именем Фока. Это очень известные исторические имена древности. Колонна Марка-Льва (Лео), колонна Фока и конная статуя Нина стоят в Риме. Царь Нин имел тотем Лев на гравюрах Колларта. Посланница христиан Нино была посланницей (от потомков Лео-Нина и Фока), чтобы провозгласить новый культ Христа вместо старого культа бога Луны Армази (волхва Мельхиор, автор). Именно с Фокой (его символом было Пламя) связана Нина, так как посёлок, где она поселилась, тоже назван ФОКА. Имя Фока упомянуто у Лызлова и связано с 1500 летней цивилизацией Фока-Окса в центре Русской равнины. «Фока на все руки дока».
-На территории церкви стоит Каменный Овен. Последним сюда пришёл Илия-ОВЕН и оставил после себя каменных овнов.
- В этом же озёрном крае Джавахети на юге имеется ещё одна достопримечательность. «Еще одна достопримечательность возле Цалки находится в селе Берта на западной стороне водохранилища. Это Монастырь Трех Иерархов (Савы) был построен между VI и VII веками, а в XIX веке был перестроен местной греческой общиной. Главное здание монастырского комплекса построено прямо над источником. В этом роднике обитает речная ФОРЕЛЬ». Название «Три Иерарха» явно указывает на ТРЁХ ВОЛХВОВ. На это указывает и имя САВА.
По «Военно-Грузинской дороге» шли Волхвы и основывали по пути станы и города. Шёл огромный караван. Главным символом старого Волхва Каспара был БЫК и Звезда (Вечерняя Звезда Венериан). Поэтому Быки изображены на воротах храма СВЕТИЦХОВЕЛИ. Они первые его основатели. Должна быть изображена и звезда (Венера), как на этом подобном храме Трёх Иерархов в Румынии.
Румынский храм Трёх Иерархов
Румынский храм Трёх Иерархов
Вот как изображают Бенноцы трёх волхвов в «Шествии волхвов». Символ второго Волхва Мельхиор-Серуан это Луна и Собака. Символ третьего волхва Пламя-Петух (?), он хранитель огня (Марко Поло). Для времени волхвов характерны каменные узоры на стенах.
Дербент. Железные врата
Железные Врата, которые описывает Марко Поло, историки определяют как всем известные Дербентские Ворота, хотя в тексте говорится о Воротах между двух гор в ущелье. Здесь решили установить границу Македонский и Асы («знатнейшее русское колено словенов», п.99 «Сказание о Словене и Русе»). У Марко Поло это были не Асы, а КУМАНЫ и ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА. Куман один из 5 братьев славян и место его проживания «Кумания» на месте Восточной Украины.
«В 1355 году служащий торгового дома «Бартны» Франческо Пагалотти возвращается домой во Флоренцию после восьми лет странствий, и с собой он привозит написанный им в пути бесценный фалиант «Практика торговли или сочинение о далеких землях». В этой работе, ставшей основой для многовековых исследований ученых во всем мире, историки обратили внимание на следующий отрывок: «А потом дорога уходит резко на север и теряется высоко в горах, название которым «Кимирийские». Никто не рискует идти по ней, кроме самых отважных и отчаянных купцов и торговцев. Многие прощаются с ними перед Железными Вратами. Скрываясь в горах на несколько недель, они потом неожиданно появляются у ТЕБРИЗА, минуя все опасные земли». Здесь какие-то совсем другие Железные Ворота, через них можно выйти прямо к Тебризу у озера Урмия.
Как попасть из Тифлиса в Дербент показано на карте Келлера красными точками от города Лор через города Gorm (Джорм или Горм), Ziche (Зиче) и Exsedna (Ехседна) (карта выше). Этот путь напрямик через горы вероятно идёт уже по имеющейся сейчас дороге:Тифлис-Сагареджо (Gorm?) или Уджарма, мимо Давид Гареджи, Загатала (Ziche), Кахи или Гах (Ехседна?), перевал по реке Курмухчай, река Самур(?), Рутул (?), Ахта?-Дербент (красная кривая на карте№2 Келлера). Зич-популярная дворянская фамилия в Венгрии.
Второй современный путь по Военно-Грузинской дороге по северной дороге через Крестовый перевал и далее через Каспийск в Дербент (красная стрелка, см. карту №2 выше). На этой карте имеются крепости ЗВЁЗДОЧКИ на месте Тбилиси и на месте Гюмри (Ленинакана) в Армении. Прямо по центру карты№2 лежит знаменитый комплекс Давид Гареджи с католическими крестами (он в центре). Перевал перед Дербентом назван Окс (Фока).
Другие города.
Вот и все скудные сведения о Грузии у Марко Поло. Это какой-то «эконом» вариант книги. На самом деле его книга должна быть обширна и должна описывать другие многие её города на Торговом Пути (Волхвов), потому что к книге Марко Поло приложена карта со многими городами (карта Келлера). Полный вариант этой книги хранится, наверное, в Венеции или в Ватикане. Вот бы отыскать её. По версии автора её первый вариант-оригинал-подлинник был написан на славянском языке, потом переведённый на старофранцузский.
Проследуем сами без Марко Поло по городам Грузии, нанесённых на этой карте Келлера 1298-1590 г. и найдём их современное название. У Марко Поло эти города лежат в «Exechia» (Ехечия). Слово Exechia означает «грибные комары» (интернет). Это сейчас современная Восточная Грузия «КАХЕТИЯ». Может связана с греческими Ахейцами. Там Алазанская долина с виноградниками.
-Тифлис. Почему-то Марко Поло не упомянул главный город Грузии Тбилиси. Хотя на карте Келлера он нанесён и назван Тифлис (Tiflis). Его положение на карте очень интересно. Во-первых он лежит прямо на Торговом Пути (см. красные точки) и, судя по карте, не входит в Армению. Также не принадлежит Туркомании, горы их разграничивают. Он как бы на границе с «Strama» (греч.) (Азербайджан) и Exechia» (Восточная Грузия-Кахетия). Откуда такое название и что означает непонятно, но более вероятно то, что дано оно тремя Волхвами (о названии ниже). Волхвы строили замки и рядом ставили высокие круглые башни, как в Мцхета. В них третий Волхв Велтазар хранил некий огонь. У Марко Поло описано, как на границе с Грузией добывали МАЗЬ от коросты. Явно речь идёт о сере. Кто был в Тбилисском метро, тот почувствовал сильный запах серы. Тут есть серные бани. Всё, как описывает Марко Поло, здесь выплавляли серу. На рисунке он очень живописен с цитаделью наверху. Странный «телеграфный столб» справа без проводов стоит на пустой площади.
О названиях
Никто не может объяснить древнее имя «Тифлис» или «Теплиз». Переименование древнего Тифлиса (12 в) в Тбилиси произошло по желанию Сталина в 1936 г. Может разгадка лежит на поверхности и это просто русское слово «Тепло ис», то есть «Тёплый». Окончание слова «ис» указывает на латинян-греков как фамилии греков Хрисостамидис, Гантиадис. Подобные названия-прилагательные имеют города «Грозный», «Верный» (Алма-ата).
Герб старого Тифлиса жезл Гермеса с двумя змеями и крыльями, данный Екатериной2. Она знала истинную историю и гербы городам даны ею со смыслом. Это город для всех путников-Гермесов с кадуцеями.
Остаётся открытым вопрос, почему Георгия стала Грузией (п. 64, 65 Странности истории Грузии) Так её называет только Россия, то есть россы, а не русские. Можно предположить, что русские называли её Георгией, а новая власть росов ( словено-русов Рюрика) переименовала Георгию по- росски в Грузию в честь своего КУМИРА. Этим кумиром был Гермес-Меркурий. Так звали вождя росов Журавля (потомка от Гермеса -Меркурия). Журавль на латинском gruis (ГРУИС)-(Ибис или Журавль, Грейвс.36.Тифон, с.141). «По преданию, именно ИБИС по окончании потопа привёл Ноя от подножия горы Арарат к верхнему Евфрату, где тот поселился со своей семьёй».
Грейвс перечисляет все животные тотемы греческих богов. Как пишет Грейвс в «Мифах Древней Греции» «все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид разных животных. Зевс превратился в Барана (Овна), Апполон-в Ворона, Дионис –в Козла, Гера-в Белую Корову, Артемида- в Кошку, Афродита-в Рыбу, Арес-в Вепря, Гермес -в Ибиса (или Журавля)..» (гл. 36 Тифон, с.139,141). Здесь Зевс в этот момент проиграл первую войну «Титанам» и его соратники вынуждены были бежать в Египет на Ниле.
-Мцхета. Самое знаменитое и древнее место в Грузии Мцхета, там река Кура (Мтквари) сливается с Арагви. Но на старинной карте Келлера там ничего нет. Там область «ГАЗАРИА».
Мцхета
«Вход (в замок Мцхета)- напротив него, с западной стороны, через ворота 11 века, древний облик которых восстановили в 1964 году: Включая самую странную деталь - БЫЧЬИ головы». Бык символ Старого Волхва Каспара. Это видно в картине Бенноцы «Шествие Волхвов». «Но самое интересное сооружение на этом кадре - справа. Это и есть Светицховели, Животворящий Ствол священного кедра, или вернее – КАМЕННАЯ СЕНЬ, построенная вокруг него. Причём - вместо одной из колонн, частью которой изначально было святое бревно, а для эстетики был разобран ещё и второй столп напротив». «В Светицховели же, вроде как в алтаре от любопытных глаз подальше, находится ещё и плащ Илии Пророка, который тот снял, прежде чем вознестись». На левом столбе нарисована лестница, по которой святые Ильи взбираются на небо. Лестница его символ.
Бычьи головы на воротах Мцхета
По версии автора, тут хранил Огонь Волхв Белтазар-Сергуан или здесь была остановка «Славы Господней», грозного оружия в виде Светового Столпа, которое нести можно было только на руках в ковчеге. Они несли его в Константинополь (п.7 «Слава Господня»).
Каменная сень в Светицховели
Внутри Светицховели. Фреска Страшный Суд со знаками зодиака. Там ещё нет Овна
-Самтавро. На старинной карте Келлера1590 г. его нет. Севернее Мцхета и поселилась Нино в «Газарии». На современной карте это Восточная Грузия. Там сейчас монастырь Нино (см. карту наверху).
Она сюда пришла после пребывания в Джавахети. «Монастырь Самтавро (Нины) является одним из старейших женских монастырей в Грузии. История монастыря начинается в IV веке и связана со святой Ниной. После прибытия в Мцхету равноапостольная Нина некоторое время проживала в доме царского садовника, затем нашла уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ЕЖЕВИКИ и продолжила свою проповедь». Её символы ежевика и крест из лозы в виде человечка.
-Армази. Но зато на юге на другом берегу Куры имеется древнее Городище АРМАЗИ и оно нанесено на карте Келлера. Это город Sandu нанесён на карте Келлера и он самый древний. По- русски Санду должно значить «Святой Ду(х)». Странно в 1298 г ещё нет Мцхета, но зато есть святилище Луны (Волхва Мельхиор, автор). Луна пришла сюда первой. «Армази, столица Иберского царства». «Армази I построен из массивных каменных блоков, образующих неприступный фундамент, но стены выложены из сырцового кирпича. В нём находится большой шестиколонный зал с черепичной крышей». Артефакты, найденные там, описаны в п.64 (Странности истории Грузии). «При переносе грузинской столицы в Тбилиси в конце V или в начале VI века, Армази постепенно пришёл в упадок, но по-прежнему имел своих собственных высокопоставленных комендантов. Город был окончательно разрушен и стёрт с лица земли в 736 году арабским полководцем Мухаммадом ибн Марваном (в будущем — омейядский халиф Марван)».
Армази.
-Гори. На карте Келлера 1298 -1590 он назван Кори (Cori). Здесь, вероятнее всего, и была ставка Главного Воеводы Белтазара, он был воеводой и охранял большой караван волхвов (Шествие Волхвов. Бенноци). Она названа в честь огня-Ора. В Гори родился Сталин. Одноимённый город Гори есть в Армении. Там где-то на башне он хранил огонь. Действительно там есть разрушенная цитадель на горе.
-Кутаиси. На карте Келлера это очень большой город на перевале и назван Culourora (КулоУрОра). «Кутаиси был столицей Колхидского царства, то есть колхов — ДРЕВНИХ ГРУЗИН». В Кутаиси на скале располагался «УФИМЕРЕЙ — греческий или латинский вариант грузинского названия крепости Укимериони, которая давно находится в черте города и граничит с Собором Баграти». «В 1089 году в храме Баграта короновали будущего великого правителя Грузии — Давида IV Строителя». Он пригласил в Грузию 45 тыс. кипчаков-куманов (славян из Кумании в Восточной Украине, п.147 Лызлов.Украина). Всем вбивается мысль, что это тюрки. Хотя сам Марко Поло утверждает, что куманы это не татары (тюрки), так как в событиях с Александром Македонским, где они участвовали, татары ещё не существовали.
Храм Баграта в Кутаиси
-Поти. На карте Келлера это очень большой порт «Lonati» (транск. Лонати).
- Сурама или Хашури (Ассур?). На карте Келлера это город, в котором сходятся дороги, и он назван «Chintates» (Чинтатес).
- Ахалцихе. Он на юге озера. На карте Келлера он назван «Busachiuch» (Бусачиуч). Недалеко от крепости Рабат есть источник природной термальной воды. «В 70-е годы XVIII века, побывавший в Джавахети немецкий путешественник Иоганн Антон Гюльденштедт отмечает, что в Ахалцихе и других соседних местах «…живут грузины, которые хотя и говорят еще на своем языке, но из-за турецкого владычества отступили от христианской религии и стали магометанами». Здесь и находилась знаменитая крепость Раббат. «Первоначальное название крепости в IX векe было Ломсиа, что с грузинского переводится как львиная».
Восстановленная крепость Раббат
Заключение
Итак, Грузии на карте Келлера 1298-1590 г. ещё нет в 1298 г. На её месте несколько уделов: МЕНГРЕЛИЯ (Абхазия и Аджария), ГЕОРГИАНИЯ, ЕХЕЧИЯ (Кахетия). Центральный удел называется «ГЕОРГИАНИЯ» ( GEORGIANIA), (п.64, 65), что значит «Земля»-Гео. То есть в этот момент 1298 г. Грузия находится под властью Георгия, если названа его именем. Здесь находился он и назначенный «царь»-Давид. Происхождение Георгиев из Геи-Земли-центра Русской равнины.
Марко Поло отмечает, что здесь занимались ткачеством и другими ремёслами. Здесь ткали самые красивые шёлковые ткани, золотые и загадочный «желл».
Как утверждает Марко Поло, символом «грузин»-католиков был Орёл на правом плече. Орёл символ Зевса. На спине Орла он летал. Это явно правая рука Зевса-воевода по имени ОРЁЛ. Его историю и пишет Иоанн Богослов, восседая на Исаакиевском соборе в Петербурге, за его спиной огромный Орёл. Личность огромного масштаба. А напротив него сидит Марк-Лев (п.31, 32).
Оба имеют прямое отношение к русам, потому что Ибн-Фадлан на иллюстрации рисует русского купца с узорами на накидке-кисе в виде тела Льва с головой Орла. Когда Лев был убит, его место занял Орёл. Вот Ас с Орлом.
Асы знатнейшее русское колено словенов, так говорил Македонский (п.99). Эти Орлы-представители словено-русов и поселились в Грузии вместе со «львами». История Грузии также рассказывает о приходе сюда Кипчаков-Куманов и их связи с Давидом Строителем. Последние были происхождением от одного из 5 братьев славян из Восточной Украины-Кумании.
Марко Поло утверждает, что цари Грузии звались Давидами. Георгий Лаша (Змей) сын Тамары, когда стал правителем, получил имя Давид.
Посткриптум
Когда смотришь на карту Келлера 1298 г-1590, то видно, что на ней нет ни Грузии, ни Армении. Повторю, эта карта приложение к книге Марко Поло и действительна на момент 1298 г, когда Марко Моло уехал в Венецию, так как умер Великий Хам Кублай, которому он служил. А в 1590 г. карта была переиздана с добавлениями.
На карте есть отдельные «лоскуты» Георгия, Менгрела (Абхазия), Ехея (Кахетия), Пегого (Аджария), Зуира (Дагестан), Газара-Азара (Осетия). Тбилиси и Мцхета лежат в Ехеи, а не в Георгии. Тут даже нет сегодняшних границ. Здесь они ещё не сформировались. Но здания монастырей у всех типовые. Причём видно, что самые древние здания греческой архитектуры, разрушенные полностью. Вот такой греческий храм в Гарме в Армении, восстановленный из руин. И такой же был в Армази.
На смену им появляются «бастионы» (Фока и Льва) с множеством круглых башен соединённых стенами. Сюда же заселялись волхвы. Те ходили и «сеяли» своё семя по свету.
Потом наступает эра церквей с островерхими макушками, менее разрушенных. Работала одна бригада зодчих.
Тамара изображена без христианских символов. У неё должен быть символ «Колесо», бабочка, кокон гусенницы («турецкий огурец»), змеи. Имя её сына Лаша в «Истории Грузии» Бердзенишвили означает Змей. Здесь много народу отметилось. В Западной Грузии было много армян, «глубинных» грузин колхидских в районе Кутаиси, был народ «волхвов» (словено-русы), кипчаков (славян черноморских приднепровских) при Давиде 4, с Георгием пришли русские.
Нам повезло, что остались фрески в Гелати и Кутаиси в Грузии, изображающие элиту Давида4 (в заставке). У них европейский типаж. Давид4 женат на царевне Кипчаков. На ней корона, как у царей Константинополя. Вот они стоят в ряд: Давид4 Строитель, его Священник «Георгий Монах» (стр.162 История Грузии), Жена Кипчацкая в ГРЕЧЕСКОЙ КОРОНЕ (она царского происхождения, из черноморских славян) и рядом его сын Воевода Кипчак-просто вылитый «шлях» без бороды с усами. Перед вами европеоиды славяне, которые прогнали турок.
Сейчас Грузия маленькая страна, зажатая соседями. Но её расположение на древних дорогах Закавказья определило её историю. Не Грузия владела миром, а Мир владел Грузией. Когда-то Мир был в подчинении у Греков, потом Фока, потом Льва, Орла (Аса), Илии, «Мидии» (Змей при Тамаре), «Тартар» (казаков), турок сельджуков, России. Она лежала на Кавказском торговом пути в Багдад и в Россию и приобретала названия в зависимости от того, кто ею владел и охранял её границы. Например, пришёл Георгий с «братьями» и его «удел» стал называться Георгией. А уделы «братьев» по-своему. Это сейчас называется «оккупацией». А на самом деле всё выглядит, как формирование грузинского народа из коренных (колхов) и пришельцев, охранявших древние дороги. Первыми были греки, Фоксы, Пернатые. В Светицховели изображён "пернатый"- Павлин (символ Сима, автор).
Причина современной вражды нужно искать в древности. Просто эта земля была в владении русской державы Фока и родственных им греков и росов с древности и долгое время. Поэтому Россия к Грузии не равнодушна.
В Грузии многое должно остаться от трёх волхвов (словено-русов). Символы Старого Волхва Каспара Бык и Звезда, символ Мельхиор Собака и Луна, тотем Белтазара- хранителя огня неизвестен (Красный Петух? Пламя-Жар-Джар. Овен, Месяц).
Сейчас все разрушения приписывают «тартаро-монголам» (их Лызлов называет «некрещёнными славянами», а не этническими монголами), но в разрушении каменных бастионов какой смысл, если они в них должны были обосноваться. Всё объясняется фразой из Истории Грузии- в 1310 году все Орды и «мамасахлисы» вдруг снимаются с места и спешно уходят из Грузии, бросая всё. А в 1319 году происходит катастрофическое землетрясение, которое Лызлов связывает с падением Кометы на Землю. После её пролёта всё лежит в руинах. Мир кардинально изменился. Все долго приходят в себя. Новые силы арабские и турецкие приходят в опустевшую Грузию. Но Россия начинает бороться за возвращение своего влияния в Грузии и Армении.
О современности
Половина зала в главном музее Грузии посвящена «оккупации» Россией Грузии. Считается, что колониализм это зло. Если снести, допустим, в Грузии или Армении всё, что построено колонизаторами, под корень, то в Грузии и Армении останется чистое поле. В Якутии останутся одни юрты, в Америке- вигвамы с индейцами. В Армении в Ереване будет большая деревня с остатками древних храмов. Ведь современный облик Еревана построен при Советах. Для угнетаемых советами были построены университеты, институты, музеи, города, микрорайоны, метро, канатная дорога, проспект Руставели (бывший проспект Головина). «Индейских резерваций» тут не обнаружено. Здесь многое связано с русскими. Они, как приемники древних волхвов, стали созидателями этих земель. Но многое на юге пришлось оставить туркам.
МОСУЛ. Гл. XXIV Стр. 23 (ИРАК)
А теперь двинемся к самой южной границе Армении Мосулу. Это уже Иракская территория «Мосул- большое царство, живут тут многие народы, и вот какие: есть здесь АРАБЫ- мусульмане и ещё другой народ исповедует христианскую веру, но не так, как повелевает Римская церковь, а во многом отступает. Называют этих людей НЕСТОРИАНАМИ и ЯКОБИТАМИ. Есть у них Патриарх: зовут они его ЖАТОЛИКОМ. Патриарх этот назначает архиепископов епископов аббатов и других прелатов. Патриарх рассылает прелатов в ИНДИЮ (не Индия, а Индостан, п.159), КАТАЙ (не Китай, а Катай на Охотском море), в БОДАК (Багдад) совершенно также, как это делает римский апостол. Все христиане здешних мест, о которых я вам говорил-несториане и якобиты.
Все шёлковые ткани и золотые, что называются МОСУЛИНАМИ, делаются… Скажу вам ещё, из этого же царства-все богатые купцы, что гуртом привозят дорогие пряности и называются мосулинами.
В здешних краях живут КАРДЫ, они ХРИСТИАНЕ-несториане и ЯКОБИТЫ, но есть и САРАЦИНЫ (которые) Мухаммеду молятся. То люди храбрые и злые, ограбить купца они не задумаются».
ИТАК. Вот он Мосул на карте Келлера стоит на западном берегу реки Тигр (там аэропорт) и называется Mosul до сего времени. И вот границы этого царства. Здесь уже живут АРАБЫ мусульмане наряду с несторианами и якобитами (от Якова-«илионцы»). Живут также некие «карды», что явно ОРДА. Карды это, наверное, «пограничники»-кордонцы-орда Иилиев (Овнов-Зевсов).
Мосул сейчас принадлежит Ираку. «Мосул — город на севере Ирака. Расположен на реке Тигр в 396 км северо-западнее Багдада. Первоначально город возник на западном берегу реки Тигр, напротив древнего ассирийского города Ниневии на восточном берегу». Исторически важнейшими ресурсами Мосула являются мрамор и нефть. Жители или выходцы из Мосула называются МАСЛАВИ. До 2014 года город был историческим центром несторианского христианства и является местом захоронения нескольких пророков из Ветхого Завета, таких как пророк Иона, но его могила была разрушена террористами Исламского государства в июле 2014 года. Современный Мосул (Anabasis, III.iv.10 Ксенофонт). Имя Mepsila несомненно является корнем современного названия города. В своём нынешнем виде название Мосул, или, точнее, «Mawşil», переводится как «место соединения» (или «перекрёсток»). Мосул не следует путать с древней ассирийской столицей Ниневией, которая находится напротив Мосула на восточном берегу Тигра, на холмах Куюнджик (тюрк. ОВЕЧИЙ холм). В XI веке Мосул был завоёван турками — сельджуками. После периода правления полунезависимых атабеков в 1127 году он стал центром династии Зангидов.
Султан Египта Саладин безуспешно осаждал город в 1182 году, но в конце концов получил контроль над ним в 1186 году (википедия). В XIII веке Мосул был захвачен МОНГОЛАМИ во главе с внуком Чингисхана ханом Хулагу». Но если вы захотите найти тут монгола, то не найдёте ни одного. Личность Хулагу и его окружение не имеет отношения к этническим монголам (п.132), поэтому в Мосуле нет никаких монгол, одни арабы. «Монгольство» Хулагу это фантазии историков (его тотем Коза, автор).
«Мосул был захвачен в апреле 2003 года в рамках военной операции США и ее стран-союзников по свержению Саддама Хусейна».
Если города основывали Волхвы, то происхождение названия Мосула можно предположить от волхвов. От некого представителя волхвов Мо Сула.
БАГДАД (БОДАК). Гл. XXV Стр. 24 (Багдад)
Далее Марко Поло идёт по торговому пути в Багдад. «БОДАК-большой город. Здесь живёт КАЛИФ ВСЕХ в МИРЕ САРАЦИН. Посреди города-большая река, по ней можно спуститься в Индийское море. От Бодака до Индийского моря добрых18 дней пути. Купцы, что идут в Индию, спускаются по той реке до города КИСИ. Между Бодаком и Киси есть большой город БАСРА, а кругом него рощи, и родятся тут лучшие в мире ФИНИКИ.
В Бодаке выделывают разные шёлковые и золотые материи: нассит, нак, кремози: по ним на разный манер богато вытканы всякие ЗВЕРИ и ПТИЦЫ.
Во всей стране это самый знатный и большой город. У бодакского калифа, по истинной правде,
золота, серебра и драгоценных камней более, нежели у кого-либо.. В 1255 году Алау (Хулагу), великий царь тартар напал на Бодак и взял его силою. Запер АЛАУ калифа в башню с богатством и сказал «ЕШЬ СВОЁ БОГАТСТВО».. Умер калиф там через 4 дня.. После него не было больше калифа.
(Гл. XXVI Стр. 25) Калиф в Бодаке НЕНАВИДЕЛ ХРИСТИАН и совещался с муллами и кази. Калиф сказал христианам, если они не сдвинут гору, то он всех перебьёт. Гора была между Бодаком и Мосулом. После молитвы гора действительно сдвинулась».
ИТАК. У Марко Поло Багдад назван БОДАК, а на карте Келлера 1298-1590 г он назван БАГДЕТ. ЭТО СТОЛИЦА ВСЕХ В МИРЕ САРАЦИН. Считается, «Богом данный». На карте это абсолютно КРУГЛЫЙ город, построенный Мансуром в 7 веке на реке ТИГРИС. Это был выдающийся город с огромными стенами. Из него выходили через 4 ворота. От него НИЧЕГО не осталось! Вот он на карте. Возможно, такие города, круглые как луна, строились при культе Луны. Сарацины, как и тартары и христиане все носили бороду (Марко Поло). Это бородатый народ, поэтому ни к современным татарам, ни к монголам не должен иметь никакого отношения. Они европеоиды.
«С населением более 9 млн. человек (2015), он является одним из самых больших городов Ближнего Востока. Багдад являлся столицей АРАБСКОГО (в некоторых источниках Багдадского) ХАЛИФАТА. В 1258 году в Багдад вторглись МОНГОЛЬСКИЕ захватчики во главе с ханом Хулагу, разорившие и разрушившие город. Багдад перешёл под контроль Иранского Ильханата Хулагуидов.
Багдад известен и как главный город в сказках «Тысяча и одна ночь». Высказывание «В Багдаде всё спокойно» из фильма «Волшебная лампа Аладдина» стала названием нескольких произведений».
Из артефактов «наиболее примечательна «Золотая лира Ура» (Golden Lyre of Ur), другое название «Бычья лира» (Bull's Lyre), происходящая из «царской гробницы». Она была передана Леонардом Вулли в Национальный музей Ирака и практически погибла во время последней Иракской войны».
Судя по Быку, можно предположить, что он основан главным Волхвом Каспаром, у которого тотемом был Бык. Город был разрушен какой-то стихией. Рассыпались все стены. Не стало того древнего Багдада. Город совсем не тот. Он стал арабским. А был сарацинским с Калифом и позже пришедших сюда ордынцев Алау. Алау уморил Калифа сарацин и не стало больше калифов. Сарацины происходили от «египтянки» Агари+Авраама и их сына Исмаила (Казанская история, п.109).
Ваза, найденная в Уруке в Ираке, указывает на племена, которые пришли сюда и расселились. Самое большое племя Осёл-Мул. Осириса в Египте изображают с Ослинными ушами. Помельче –Олень, Козёл, Лев, Бык. Изображены два Рога Изобилия и Две Трубы Трубачей.
-Кис. Как пишет Марко Поло, чтобы попасть в Индию, надо было спуститься в Кис. Вот предположительное место-остров Киш. «Киш (перс. کیش) — небольшой остров в Персидском заливе, на юге Ирана. Входит в состав остана Хормозган. Является главным пляжным курортом Ирана и одним из самых популярных мест отдыха в Персидском заливе». Там «руины древнего города Харире». Это древний порт. Предположительно, на карте Келлера это остров Bezer Lar (белый круг) в Персидском заливе не далеко от Ормузда.
Кис наверху-белая линия
Город Харире на Кише
-Басра. Как пишет Марко Поло, это очень большой город и он лежит между Бодаком и Кис. На карте Келлера он назван «Balsara» (Балс(ш)ара). Это и сейчас очень большой город. Там очень жарко около плюс 50 градусов.
Заключение.
Здесь в Турции, Ираке, Аравии, Арале люди исчезли в 13 веке после катастрофы. Здесь земли были сожжены, а города разрушены, утонули прибрежные земли, исчезли многочисленные реки. И эти исчезнувшие народы европеоидные. Сюда двинулись уцелевшие в горах арабы и азиатские, тюркские народы на смену европеоидным.
Источники
1.«Сокровенное сказание монголов» в переводе Козина и Кафарова.
1* Вельяминов-Зернов «О Касимовских царях и царевичах».
1**Николас Витсен. «Северная и Восточная Тартария». Том1.
2.«Книга о разнообразии мира» Марко Поло.2015 г.
3.Карта в хорошем разрешении находится на сайте Михаила Волка и называется Карта Даниэля Келлера и Герарда Меркатора 1590 г. (7522г от сотворения мира в Звёздном Храме). Она приложение к книге Марко Поло «О разнообразии мира» и отражает обстановку 1298 г, когда Марко Поло убыл в Венецию из Орды.
4.«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».
5*Карта Московии 1706 г. На ней на Волге в устье вместо слова «Сарай» написано «Се рай».
6. «Казанская история» неизвестного автора. Автор жил 20 лет в Казани у Сафа Гирея и был очевидцем событий 1552 г.
7. «Повесть временных лет» Лаврентия 1377 г.
8. «Скифийская история» Лызлова 1692 г.
9. Гумилёв Л. Н.. Поиски вымышленного царства. Легенда о «Государстве пресвитера Иоанна». — М.: Наука. 1970. — 431 с. — 9500 экз.
10. Ремезовская и Кунгурская летописи.
Сайт Ящик Пандоры. Автор nekto.
1. В оригинале Острожской библии нет Израиля.
2. Библейские имена в России.
3. «Неиудейская война» Иосифа Флавия.
7. «Слава Господня» как непобедимое оружие в Острожской Библии.
10. «Золотое Руно». ( О Ясоне и Медее).
14. Город Самара и Древний Вавилон.
15. Восстание Магов и смерть Аса. Древний Урал. (Кир, Крёз в «Истории» Геродота)
20. Александр Македонский и Созвездие Стрелец. Геркулесовы столпы
22. Куда пропал «величайший» праздник «избиение магов» в Истории Геродота. Его празднование в Европе и России.
33. Падшие Ангелы. Восстание элит.
38 . Великое опустошение в Книге пророка Иеремии. Сербы и «Истребители народов» Лев, Волк, Барс. 28.01.2019г..
40 . Найти Иерусалим. Иерусалим в Книге пророка Иезекии и город Саратов. От 31.03.2019г.
68. «Сибирский Египет» на старой карте мира. 12 библейских родов в мифах Древней Греции. Казаки и греческие Атаманты. От 23. 01. 2021 г.
72. Гог и Магог покровители Лондона. Как Росомаха «сожрала» Гога. От 08. 04. 2021 г. Тонких Г.Л
75. Смерть фракийских вождей Рега и Реза и их могила в городе Курган. «Ослиная челюсть» Самсона. От 28.04.2021г.
79. Рай. Часть 1. Райская земля в Магаданском крае на карте Келлера 1590 г. От 19.07.2021г.
80. Рай. Часть 2. Рай в Библии, Мифах Древней Греции, мифах Славян и т.д. (Китайский Рай). От 21.07.2021г.
81. Рай. Часть 3. Где был Рай Израиля, Мусульманский Рай, Рай Индийский. От 19.08.2021г.
86. Древние города на реке Алдан на карте Келлера 1590 г. Марко Поло на Алдане? От 18. 10. 2021.
88. Марко Поло разрушает миф о монголо-татарах. От 13. 11. 2021г.
89. Путь-1 Марко Поло по древнему Таджикистану, Узбекистану, Туркмении, Казахстану и Киргизии. От 16. 12. 2021.
90. Могущественная держава Попа Ивана. Читаем только первоисточники (от Марко Поло). От 09. 01. 2022.
91. Путь Марко Поло по древней Якутии и Чукотке. Путь-2. От 20. 01. 2022.
92. Путь-3 Марко Поло от Охотского моря на озеро Байкал, реку Амур и в Маньчжурию (Китай). (Камбалу-Царьград) От 27.01.2022 г.
93. Путь-4 Марко Поло по Катаю (Охотское море). От 08.02. 2022 г.
94. Путь-5 Марко Поло в Манги (Охотское море). «Небесный город» Квинсай у Шантарских островов. От 15.02. 2022 г.
96. У кого «украли» историю, отдав её монголо-татарам (Марко Поло и Меркатор). От 15. 03. 2022 г.
97. Путь-6 Марко Поло в Индию. Русский след. От 7. 04. 2022 г.
98. Путь-7 Марко Поло в Россию. От 21. 04. 2022 г. Автор Тонких Г.Л. («Nekto» на Ящике Пандоры, рубрика «Свобода слова»).
99. Две Руси в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске». От 20.06.2022г .
109. Казань «предивная». Под властью «Змеев-Драконидов». 14.08.2023г.
110. Война Ивана Грозного за «Царский Венец» и «Камень Алатырь». 29.08.2023г. Тонких Г.Л.
112. Мамай с литовским уклоном. «Неутомимая Ехидна» и Золотая Маска Баута
115. Тунгус-«сибиряк» на памятнике 1000-летие России. Тунгусы-Маньчжуры оказались Юриями и Ильями. 17.12.2023
116. Молчание Рязани. Древняя история. 09.01.2024 Тонких Г.Л. (nekto).
117. Сокрытая тайна Синеуса, Трувора и Единорога. Олень и Медведь. 09.02.2024 .
118. Звезда Сириус и город Сурск, река Сура, ВасильСурск. 07.03.2024.
119. Серый Волк Древней Руси 16.03.2024
120. Крылатый Барс 23.03.2024
121.«Сокровенное сказание монголов» эпос светлорусых племён Оленя и Сокола, а не монгол. Ч.1. «Ван-хан» и «Поп Иван» 31.03.2024
122. «Сокровенное сказание монголов». Ч.2 Рождённые Луной. Не «монголы» и не «татары». 02.04.2024.
123. «Сокровенное сказание монголов». Ч.3 «Поскреби» Чингисхана- найдёшь «славяна». 08.04.2024 (nekto).
124. Похлеще Чингисхана - его брат Демон Хасар. Хазары. Ч.4 «Сокровенное сказание монголов». 16.04.2024, (nekto).
125. Золотая Орда и её русские Гении. Ч.5 «Сокровенное сказание монголов». 24.04.2024 (nekto).
126. Настоящие «монголы» «спалились» на дорогих шубах. Ч.6 «Сокровенное сказание монголов». 30.04.2024. (nekto).
127. Земля Ноя. Приплыли, но куда!? 19.05.2024, автор Тонких Галина.Л. (nekto).
128. Как запутать историю (на примере истории башкир). 14.06.2024 (nekto).
129. Исход «Змея-Дракона» и «Мировых уток» из Чувашии. Черемиса и Булгары. 25.06.2024.
130. Бог Яма и гора Ямантау в Башкирии. Мировая Утка. Вотяки и Удмурты. 04.07.2024, (nekto).
131. Сибирь. Чья? 29.07.2024 (nekto).
132. Что не так с летописью Рашид-ад –Дина. 14.08.2024, (nekto).
133. Русь Древнейшая и Золотой Век. 04.09.2024 (nekto).
134. Как Гумилёв русских дворян в татар и монгол превращал. 19. 09.2024, (nekto).
135. Казаки самое древнее население Восточной Сибири. 05. 10.2024 (nekto).
136. Разбор картины Блумарта «Золотой век». 10. 10.2024, автор (nekto).
137. Эдом. Русская равнина в допотопной и послепотопной истории. 27. 10.2024, (nekto).
138. В Казани в 1552 году живут «сарацины» и там нет татар. «Казанская история» 19. 11.2024, (nekto).
139. Главные игроки Мировой Истории в игральных картах. Бубе, Крести, Червы, Пики. 27. 11.2024.
140. Ответ муфтию 2024 г. 15. 12.2024, (nekto).
141. Древнейшее название Руси в «Лаврентьевской летописи» 1377 г. 04. 01.2025, (nekto).
142. Собор Нотр Дам в Париже и его 28 «иудейских» царей. 14. 01.2025, (nekto).
143. Древняя Греция и Лаврентьевская Летопись. 28. 01.2025, автор Тонких Галина (nekto).
144. В «Скифской истории» Лызлова 1692 г. Ноев Ковчег находился в России. Ч.1 09. 02.2025..
145. В «Скифской истории» Лызлова Комета 1212 стала причиной Исхода Орды. Ч.2. 12. 02.2025.
146. «Скифская история» Лызлова. Невероятная миссия Батыя и Джучи. Ч.3. 20. 02.2025 (nekto).
147. «Скифская история» Лызлова о древности Украины. Ч.4. 09. 03.2025 (nekto).
148. Родина Скифов и Амазонок в Красноярском крае и реке Лена в «Скифской истории» Лызлова. Часть 5. 22. 03.2025 (nekto).
149. Древнейшие цари Руси в «Скифской истории» Лызлова. Царь Вокса и река Ока. Часть 6. 03. 04.2025, автор (nekto).
150. Портреты Великих. Ч.1. Великий Хан Хубилай. Портрет Тохтамыша. Версии. 09. 04.2025.
151. «Великая Китайская стена» защищала колонистов от китайцев на карте Ремезова 15. 04.2025, (nekto).
152. Поп Иван. Биография. 25. 04.2025, (nekto).
153. Древность Руси до 862 г. - «тяжёлый клинический случай». Ч.1. «Симовская Русь» 23. 05.2025, (nekto).
154. Древность Руси до 862 г. Ч.2 «Афетская Русь» 05. 06.2025г. (nekto).
155. Древность Руси до 862 г. и её «Злые Силы» Ч.3 «Ханаанская земля». «ЭтРуски» 27. 06.2025, (nekto).
156. Портреты Великих. Ч.2. Чингисхан, его мать ОэЛун, сын Джучи. 03. 07.2025, (nekto).
157. Портреты Великих. Ч.3. Мамай, Узбек. 10. 07.2025 (nekto).
158. Портреты истории. Ч4. Кучум, Едигер. 16. 07.2025, (nekto).
159. Портреты истории. Ч5. Сумбека царица Казанская и Касимовская «Лапша». 25. 07.2025, (nekto).
160. Портреты истории. Ч6. Сафа Гирей и Шигалей. «Псевдотюрки». 01. 08.2025, (nekto).
161. Портреты истории. Ч7. Богдыхан и Эсыкуй. Некитайские императоры Китая. 12.08.2025, (nekto).
162. «Татаризация» истории России. Афёра века? 23.08.2025, (nekto).
163. «Страна Дивов» и «Страна Пернатых» в «башкирском» эпосе «Урал-батыр». 03.09.2025,
164. Зачем «Северных Амуров» превращают в тюркских башкир. 09.09.2025 автор (nekto).
165. А где Русская энциклопедия и википедия? 15.09.2025 (nekto).
166. «Фуфлоизация» истории на примере «Касимовского ханства». 20.09.2025 (nekto).
167. Гибель «Восточной Державы» на Тихом океане. Кто присвоил их славу . 28.09.2025(nekto).
168. Вы удивитесь, но в России нет «Центра Русской Истории». 03.10.2025 (nekto).
169. Предки Константина и Траяна изображены на барельефах. 10.10.2025 (nekto).
170. Путь- 8 Марко Поло по Закавказью. Часть1. Армения. За «час» до катастрофы 13 в.22.10.2025 (nekto).
171. Путь- 8 Марко Поло по Закавказью. Часть 2. Грузия. Мосул. Багдат. 04.11.2025 автор Тонких Галина (nekto).











































Комментарий редакции
Краткие тезисы статьи
1. Путешествие Марко Поло по Закавказью: маршрут
- Марко Поло описывает путь из Армении в Грузию (Тифлис — Паравани — Кутаиси — Поти — Гори — Армази — Мцхета — Дербент), далее — через Мосул в Багдад.- Используются источники: книга Марко Поло, старинные карты (в частности, карты Келлера 1298–1590 гг.), а также многочисленные исторические сочинения и народные сказания.
2. Культурный и этнический контекст Грузии
- Грузия описана как страна с множеством городов, крепостей, ремёсел, знаменитая производством шёлка и тканей.- Особое значение имеют монастыри, в частности женский монастырь у озера Паравани, связанный с чудесами.
- Вокруг озера Паравани были поселения духоборов — русских религиозных диссидентов, которые имели уникальные захоронения и традиции.
3. Археология и мифология
- Описание мегалитических сооружений (крепости Шаори, Абули), связь их с древними племенами, неясными артефактами и тотемами.- Много внимания символизму животных (орёл, бык, овен, лев, журавль/ибис) и легендам о волхвах (магических царях и жрецах), чьи символы часто встречаются в архитектуре и иконографии.
4. Историческая изменчивость населения
- Отмечены многочисленные смены населения и власти: от греков, волхвов, русов, куманов, «тартаров», до турок и позднее — России.- Важный момент — вопрос идентификации куман (кипчаков) и так называемых «татар»: автор подчёркивает искусственность тюркизации куман и смены этнических определений в трудах мудрёных историков.
5. Языковые и культурные преемственности и разрывы
- Выдвигаются гипотезы о первоначальном написании книги Марко Поло на славянском языке, а также объясняются этимология многих топонимов через древние русские и греческие традиции.- Анализируются переходы названий городов (Тифлис — Тбилиси, Георгия — Грузия), символика их гербов и архитектуры с точки зрения героико-мифологической парадигмы.
6. Обзор Мосула и Багдада
- Мосул — перекрёсток цивилизаций, город многонациональный, центр несторианского христианства, персидского, арабского и тюркского влияния.- Багдад (Бодак) — столица Сарацин, город, где смешиваются материальные (золото, шёлк, ремёсла) и сакральные богатства, пережил нашествия Хулагу и другие катастрофы XIII века. Круглая структура города связывается с лунным культом.
- Указывается на преемственность элит, исчезновение древних (европеоидных) народов и наступление новых, арабских и тюркских («азиатских»).
7. Общие мотивы и рефлексии над историей
- Подчеркивается цикличность истории и относительность национальных и этнических идентичностей.- История изображается сквозь призму «сменяющихся владельцев»; границы и народы постоянно меняются, формируется сложная, многоуровневая этническая ткань региона.
- Россия и её историческая роль трактуются как наследница древних магических (волхвовских), созидательных традиций.
---
Практические и философские выводы
1. История всегда многослойна и неоднозначна:
- Картина прошлого складывается из динамики многочисленных переселений, смен элит, языков и религий, где каждый пласт добавляет свою интерпретацию и символику. Это видно на примере Грузии и Закавказья: здесь греки, славяне, кумы, духоборы, армяне, турки, арабы и русские смешивали и «переписывали» пространство.
2. Миф, архетип и символ — неотъемлемая часть восприятия земли:
- Через историю животных-тотемов, монастырей и мегалитов мы видим, что человечество склонно объяснять окружающее посредством ярких образов — бык, орёл, овен, журавль — эти архетипы формируют культурную матрицу больше, чем юридические или национальные границы.
3. Относительность этнических ярлыков:
- Термины типа «татары», «монголы», «тюрки» — исторически не столь однозначны, как кажется современному обывателю. Их значения часто менялись и подгонялись под политическую конъюнктуру.
- В статье указывается, как одни и те же народы в разные эпохи назывались по-разному — и это вечная проблема исторической науки.
4. Идеализация прошлого и право на критику героической мифологии:
- Автор показывает, что даже тот облик великих городов (Багдада, Мосула, Тифлиса), который мы имеем сегодня — результат многочисленных разрушений, катастроф и перезапусков, а не органичного развития. Это призывает относиться к руинам прошлого не с тоской, а с любознательной трезвостью.
5. Роль религии, этнических меньшинств и переселенцев:
- Судьба духоборов, несториан, якобитов и других малых христианских групп — пример того, как совмещаются разные духовные традиции и идентичности на перекрёстках империй.
6. Тема колониализма и взаимообогащения:
- Автор фиксирует, что то, что современная историография называет «оккупацией», было ещё и периодом строительства и культурного обмена — как в Советской истории Армении и Грузии, так и при приходе «волхвов» или русских поселенцев в Джавахети.
---
Междисциплинарные и практические аналогии
- Как алгоритмы искусственного интеллекта «обучаются» на наложении разных слоёв данных, так и народности и культуры региона наслаивались, иногда конфликтуя, иногда гармонируя, искали баланс между прошлым и будущим.
- Подобно бицам в квантовой физике, границы этнических или религиозных идентичностей часто являются полупрозрачными и зависят от точки наблюдения — меняются при каждом новом историческом «измерении».
---
Рефлексия и открытый вопрос
В итоге, статья демонстрирует: подлинная история Закавказья и ближневосточных земель — это никогда не только борьба за границы или ресурсы, а сложнейший «код» культуры, верований, торговых путей, архитектуры, памяти и забвения.
Практический совет, вытекающий из глубины:
Прежде чем судить о «чьей» является та или иная история, важно критично относиться к источникам, замечать наложения эпох и уметь видеть за каменной архитектурой хрупкий, меняющийся мир человеческой памяти.Открытый вопрос для размышления:
Если истина о прошлом всегда многослойна и каждый новый пласт меняет рисунок целого, то можем ли мы вообще надеяться однажды «раскопать» не пристрастную, а объективную память о земле? Или путь к истине — это бесконечная игра между индивидуальным опытом, коллективным мифом и научным поиском, где важен сам процесс поиска, а не итоговая точка?