Народное Единство: Что случилось в 17 веке в Москве на самом деле? | Максим Невенчанный
В лекции Максима Невенчанного рассматривается День народного единства через идеи Александра Пыжикова. Анализируются причины Смутного времени, роль «выезжан», планы «царя Владислава», влияние Филарета и Тушинского лагеря. Особое внимание уделяется внутренним противоречиям среди бояр и их влиянию на распространение польского влияния в стране, причинам неудач первого ополчения, успеху второго ополчения и его осаде Кремля. Также обсуждается изменение символики Романовыми и сохранение целей элиты.
Смотрите все наши ролики без цензуры по ссылке на Delib.ru: https://delib.ru/video
Смотреть видео без цензуры на DeLib.ru: https://delib.ru
Boosty: https://boosty.to/den_club
Мы в других соцсетях
Telegram https: https://t.me/knijnij_den
VK https://vk.com/knizhnyjden
Дзен https://dzen.ru/knijnij_den
Сайт издательства "Тион" https://idtion.ru/
Книжный магазин "День" https://den-magazin.ru/utm/87
Встречи с авторами: https://den-magazin.ru/utm/97
00:00:00 — Праздник, «почему не освобождение?» и два ключевых вопроса
00:03:36 — Взлёт Московии и интерес Польши: территория и население
00:06:03 — «Выезжане»: пропольское лобби как прототип «пятой колонны»
00:11:08 — Самозванчество как инструмент Речи Посполитой: Лжедмитрий I
00:21:19 — Тушино: Филарет — «наречённый патриарх», внутренняя война за грабёж
00:24:05 — Договор 1610 и проект «царя Владислава»: цена суверенитета
00:29:27 — Второе ополчение Минина и Пожарского: осада Кремля и сдача
00:36:21 — Итог по Пыжикову: «пятая колонна» меняет флаги, но не цели
#МаксимНевенчанный #ДеньНародногоЕдинства #Смута #АлександрПыжиков #Минин #Пожарский #Филарет #Романовы #Лжедмитрий #Владислав #РечьПосполитая #ИсторияРоссии #Кремль #Тушино
Комментарий редакции
Ключевые идеи видео
1. Актуализация понятия "народного единства":
- День народного единства связан с событиями 1612 года — освобождением Москвы народным ополчением Минина и Пожарского от польских интервентов.
- Сама необходимость праздника "единства" подразумевает, что единства когда-то не было, и его пришлось восстанавливать.
2. Перестройка историографического взгляда:
- Максим Невенчанный с опорой на взгляды профессора Александра Пыжикова предлагает пересмотреть привычную версию Смутного времени.
- Речь идет о том, чтобы фокусироваться не столько на внешней интервенции, сколько на внутренней "пятой колонне" — боярской элите, игравшей активную роль в этих событиях.
3. Роль Польши и пропольского клана:
- Польша выступала как основной представитель "Запада" в то время, имевший прагматичный интерес к расширению влияния и захвату ресурсов Московии.
- Через систему клановых и миграционных связей (выезжане), в московском государстве сформировался прочный слой пропольски настроенной аристократии, игравшей за кулисами ключевую роль.
4. Механизмы внешнего управления:
- Концепты современные (пятая колонна, иноагенты, НКО) Пыжиков проецирует на XVI–XVII век, отмечая сходство механизмов влияния (и тогда, и сейчас).
- Важнейшую роль в развитии Смуты играл "клан Романовых" через своего лидера Филарета и его взаимодействие с польскими элитами.
5. Лжедмитрии и сценарии политических кризисов:
- Явление самозванства — не столько уникальный случай, сколько технология ("фирменный почерк" Речи Посполитой), аналог цветных революций или координированных попыток смены власти извне.
- Реальные бенефициары кризиса — внутренние кланы и боярство, сотрудничавшие с внешними силами, а не народ.
6. Миф об ополчениях и народном единстве:
- Первый "народный" бунт (Зарудского и Трубецкого) не был подлинно народным, часто конфликтовал с народом и демонстрировал классовое отчуждение.
- Второе ополчение (Минина и Пожарского) было по-настоящему народным, возникшим "снизу", вне сценариев элит. Именно оно смогло изгнать поляков и вернуть суверенитет.
7. Трансформация пятой колонны:
- После поражения польского сценария та же аристократия, что искала опоры у Запада, просто изменила флаги — теперь во главе с Романовыми и под лозунгом национального единства, но с теми же целями (грабеж, личные интересы).
8. Критический вывод о власти и истории:
- По мнению лектора и Пыжикова, выиграли не столько народ и идеалы справедливости, сколько определённые кремлёвские кланы, которые сохранили власть, просто сменив декорации и внешних партнеров.
---
Выводы
Эта лекция — своеобразная попытка деконструкции официального нарратива о Смутном времени и Дне народного единства. Чтобы глубже понять прошлое, автор предлагает рассмотреть не только внешнюю агрессию, но и внутренние механизмы предательства, клановости и манипуляций. История, по Пыжикову, зачастую писалась победителями — а потому отображает их интересы и с удовольствием "забывает" неудобные детали, например, тесные связи бояр с иностранным влиянием и их действительную роль как "пятой колонны".
Видно, что идеи Пыжикова — это своеобразная попытка применить современные понятия ("иностранные агенты", "гибридная война", "цветные революции") как оптику для анализа событий XVII века. Можно вспомнить аналогии с работой современных социальных сетей и нейросетей: чужое влияние органично вплетается в ткань общества через человеческий фактор и те механизмы, которые всегда существовали — кланы, выгода, жажда власти.
Праздник "народного единства" с такой точки зрения оказывается не столько праздником действительно непрерывного единства, сколько редким моментом, когда народ как бы "проснулся" на фоне конфликтов элит и внешнего вмешательства. И, как только кризис был преодолён, прежние кланы вернулись к власти, лишь сменив вывеску.
На практике этот взгляд не отменяет героизма и подвига, но предлагает относиться к истории более трезво: идеализация прошлого часто скрывает очень земные, прагматические интересы. Принятие реальности таковой, какая она есть, позволяет сохранять уважение к фактам, избегая некритичного патриотизма и исторических мифов.
---
Для размышления
Возможно, главный вопрос для каждого, кто заинтересован в поиске истины: можем ли мы, сталкиваясь с потоками интерпретаций и новых "правд", нащупать хоть промежуточное понимание подлинного единства — или оно всегда будет лишь кратким эпизодом в долгой истории борьбы интересов, манипуляций и случайностей? Как нам строить память, чтобы не повторять циклы самообмана и чтобы единство было не фикцией, а прорастало сквозь осознанность и принятие несовершенства мира?
Упущено участие Швеции. Активное участие принимал шведский корпус Делагарди. Король Швеции с той же целью и поддержке продвигал на Московский престол своего сына. Именно тогда, для обоснования своих претензий, была сфабрикована норманистская версия происхождения Рюрика. Она стала официально Российской при первых Романовых и потом, после Петра 2, Гольштейн Готторпских.