“Склоки на пустом месте …”. Е.Ю.Спицын Красная история в программе “Прямой эфир: вопросы и ответы
Запись прямого эфира на канале Красная история от 17 мая 2022 г.
Поддержи канал: моя карта Сбербанка – 5336 6903 1682 6694 (Евгений Юрьевич С.)
https://www.donationalerts.com/r/spicyn_e_y
✔️ Дзен: https://dzen.ru/istorik115
✔️ RuTube: https://rutube.ru/channel/2811621/
Все площадки: https://taplink.cc/spicyn
Тайм-коды:
00:00:00 – приветствие;
00:01:03 – "План Даллеса" – вымысел или реальность;
00:10:15 – существовал в СССР реальный шанс реформирования советской идеологии в высших эшелонах власти после 1953 года;
00:21:43 – какие экономические и социальные меры предпринимала царское правительство помимо репрессии для борьбы с революционным движением в России со второй половины XIX века;
00:32:29 – о статье замечательного советского историка Андрея Матвеевичв Анфимова;
00:38:03 – про мнимый "Голодомор" на Украине в 1930-х годах, его причинах, масштабах и оценках;
00:55:25 – как прошел Фестиваль радио "Аврора" и о причинах вашей "ссоры" с Н.Н.Платошкиным;
01:03:36 – какие фильмы о В.И.Ленине вы бы посоветовали посмотреть.
Е.Ю.Спицын на канале "Красная история" в программе "Нет фальсификации истории". Все выпуски:
https://rutube.ru/plst/196325/
Е.Ю.Спицын на канале "Красная история" в программе "Прямой эфир: вопросы и ответы". Все выпуски:
https://rutube.ru/plst/307018/
Е.Ю.Спицын на канале "Красная история" в программе "Настоящая история Украины". Все выпуски:
https://rutube.ru/plst/312706/
Е.Ю.Спицын на канале "Красная история" в программе "Легендарные сталинские наркомы". Все выпуски:
https://rutube.ru/plst/203080/
#Спицын #ЕвгенийСпицын #Краснаяистория #Прямойэфир
Комментарий редакции
Основные тезисы беседы
1. План Даллеса как миф и литературная конструкция
– Беседа начинается с обсуждения «плана Даллеса», который часто воспринимается в российском обществе как реальный исторический документ, лежащий в основе западной политики по развалу СССР.
– Спицын подробно объясняет генезис этого мифа: план появляется сначала в литературных произведениях, а позже становится частью массового сознания и конспирологии.
– Он подчеркивает: настоящего, документально подтвержденного плана не существовало. Его путают с реальными стратегическими документами США (например, меморандум 20/1), но сам «план Даллеса» — художественный вымысел, активно используемый для манипуляций.
2. Реформируемость советской системы после 1953 года
– На вопрос о шансах реформирования советской идеологии после смерти Сталина, Спицын отмечает: вопрос стоял не о глубокой реформе, а о создании механизмов для коллективного руководства и институционализации преемственности.
– Внутри партии практически не осталось настоящих теоретиков-марксистов, а попытки создать научную теорию «движения вперед» не были реализованы.
– Разрыв между теорией и практикой привел к формализму, а к концу советской эпохи — к идейному кризису, что облегчило проникновение западного влияния.
3. Социальные меры и реформы в России дореволюционного периода
– История дореволюционной России полна мифов. Помимо репрессивных мер, существовала прогрессивная бюрократия, стремившаяся к реформам (аграрная реформа Столыпина и другие инициативы ряда министров и чиновников).
– Государство пыталось снизить социальное напряжение смягчением условий для крестьян, переселением на новые земли, созданием заводского законодательства, легализацией профсоюзов и социальной поддержки.
– Однако реформы часто буксовали из-за бюрократизма, медлительности и внутренней противоречивости элит.
4. Мифология и манипуляции вокруг дореволюционной и советской истории
– Современные псевдо-монархические и ультраправые движения часто строят свою агитацию на идеализированных образах последнего царя Николая II, эксплуатируя малоизвестные «документы» и документы-самоделки для массовой аудитории.
– Подобные мифы, по Спицыну, это результат сознательной манипуляции и интеллектуальной лени — люди предпочитают «простые» версии событий сложной реальности.
5. Голод 1930-х годов и его причины
– Спицын указывает на политическую природу термина «Голодомор»; тема массового голода в Украине становится инструментом националистического мифостроительства уже после Второй мировой войны, активно подхвачена западной пропагандой.
– В действительности, массовый голод был многогранным по причинам, связанным с несурожаевыми годами, климатическими условиями, последствиями коллективизации, но не был «геноцидом» украинцев как нарочито политики.
– Сравнение с регулярными голодовками в царской России помогает увидеть исторический контекст явления и избежать однобокой интерпретации.
6. О склоках среди историков и внутри патриотических площадок
– Обсуждается конфликт вокруг фестиваля «Аврора» и личных разногласий между отдельными спикерами. Спицын отказывается делать из этого трагедию, призывает не выносить ссоры на публику и видеть за личными амбициями общую цель — развитие прозрачных медиаплощадок и диалогов.
– Он подчеркивает важность «многоголосия» и свободы мнений для оздоровления дискуссионного пространства.
7. Культурное наследие и советское кино
– Завершая беседу, Спицын советует внимательнее относиться к богатому советскому кинематографу о Ленине. Он видит в этом жанре не только художественную, но и важную просветительскую функцию для новых поколений.
---
Выводы и философское осмысление
Беседа Спицына — это путешествие по мифам и реальностям российской и советской истории. Сквозная мысль: наше историческое сознание часто определяется не фактами, а коллективными иллюзиями, литеризациями и политическими мифами, которые выполняют функцию моральных костылей или инструментов манипуляции. Истину в истории, как и в психологии, трудно рассматривать вне контекста — она всегда ситуативна, порождена нуждами и перспективой времени.
Аналогию можно провести с нейронными сетями: если в машинном обучении фейковые данные создают ложную картину мира, так и в массовом сознании мифы, не подкреплённые реальными исследованиями, подменяют анализ и критическое мышление. Только практическая внимательность к фактам и постоянная готовность пересматривать свои взгляды позволяет обществу двигаться к более осознанной и свободной позиции.
Важен посыл к принятию сложности и неоднозначности: как историк, Спицын призывает наличие сомнения, проверку источников и здоровую дистанцию от разного рода «простых» объяснений. Истина о прошлом не может быть окончательна — она всегда результат коллективной работы умов, разности интерпретаций, и лишь в диалоге рождается нечто приближённое к реальности.
Вместе с тем важен и гуманистический аспект — истинная забота о культуре памяти и стремление говорить о трудных вопросах честно, даже если это разрушает приятную, но иллюзорную картину мира. Не идеалы спасают общество, а умение видеть себя и свою историю без самообмана, но с любовью к правде.
---
Открытый вопрос для размышления:
Если наша историческая память всегда частично строится на мифах, где проходит линия между необходимой для самоидентификации "легендой" и опасной подменой реальности, превращающейся в инструмент манипуляции? Как нам, индивидуально и коллективно, учиться различать эти границы, чтобы строить общество на честности, а не на самообмане?