Сабина Шпильрейн Продолжение с загадками.
Сабина Шпильрейн. Продолжение с загадками.
Если есть возможность и желание поддержать автора канала, это можно сделать здесь: https://yoomoney.ru/to/4100116592555073
и здесь, карта Сбера: 5336690111152924. Причем это никого ни к чему не обязывает. Сердечная благодарность тем, кто считает, что мой труд чего-то стоит.
Все материалы, указанные здесь опубликованы в журналах ВАК: http://service.naukaip.ru/track/redirect/e9739c35099f559a4ec3f914825d75631e49bdceff5caafce739e96e6efee229?num=3
http://service.naukaip.ru/track/redirect/e9739c35099f559a4ec3f914825d75638313db0ab072e21a0d7e31172703dd3f?num=1
http://service.naukaip.ru/track/redirect/e9739c35099f559a4ec3f914825d75638bd2efe7306693ab71e1f04689a5bd16?num=1
Список источников
1. Лотан Г.Ц. «За кулисами психоанализа». Неизданные дневники и письма Сабины Шпильрейн, ученицы К. Юнга и З. Фрейда. Восточно-европейский институт психоанализа. ИздательскоТорговый дом «Скифия». Санкт-Петербург. 2023 г.
2. Бермус А.Г. Шпильрейн Сабина (Шейвэ) Николаевна (Нафтульевна): данные биографии #1 /
А. Г. Бермус // История российской психологии в лицах: Дайджест. – 2017. – № 2. – С. 14-57. – EDN
YRMZYT.
3. Автономная некоммерческая организация «Союз десантников и спецназовцев «Дон». «Запрос об обоснованности установки мемориальной доски Сабине Шпильрейн». Входящий Министерства
культуры Ростовской области № 23.01-05/1182 от 25.12.2023 г.
4. Ответ Управления Культуры г. Ростова-на-Дону. Исх. №59.33/30-ОГ-6 от 15.01.2024 г.
Управления Культуры г. Ростова-на-Дону.
5. Рихебехер С. «Сабина Шпильрейн: почти жестокая любовь к науке». Издательство «Феникс». 344082, г. Ростов-на-Дону. 2007 г.
6. Дореволюционная газета «Приазовский край» №105 от 21 апреля 1907 г. Раздел «Хроника».
г. Ростова-на-Дону. Донская публичная библиотека. С. 2.
7. Екатерининская женская гимназия. г. Ростов-на-Дону.1900 г.
https://pastvu.com/p/753367?history=1522420846831. Дата посещения 21.04.2025 г.
8. Волошинова Л.Ф. «Пушкинская улица». Донской издательский дом. г. Ростов-на-Дону. 2000 г.
ISBN 5-87688-250-X.
9. Усачёва Л.И. Путешествия по городу Ростову-на-Дону. г. Ростов-на-Дону. 2002 г.
10. Гаррабе Ж. ‹‹История шизофрении›› 2023 г. ИД «Алеф-Пресс». Официальный сайт ФГБНУ
11. Горохов, В. М. Корректность Протокола допроса Хильченко А.А. От 18.10.1943 Г. О массовых
расстрелах еврейского населения 11 августа 1942 Г. В Змеевской балке (г. Ростов-на-Дону) / В. М. Горохов // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП
Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 89-99.
12. Туров Н. Падение Ростова. Новый журнал. г. Нью-Йорк. 1975 г. Книга №105. С.183.
13. Воззвание к еврейскому населению г. Ростова о явке на сборные пункты для перемещения в
безопасные районы проживания. Государственный архив Ростовской области. ГАРО. Ф. 3613. О. 1. Д.
19. Л. 1-1а.
14. Горохов, В. М. Войны памяти в современном мире (на примере Мемориала памяти жертв
фашизма в Змиевской балке” Ростова на Дону) / В. М. Горохов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – № 2-2. – С. 13-19. – DOI
10.37882/2223-2982.2022.02-1.10. – EDN SVEYDA.
15. Сборник материалов Нюрнбергский процесс. М.1954. Государственное издательство юридической литературы. Т.1. с. 52-55 и 69-70.
16. Горохов, В. М. Уточнение места расстрела 150 советских граждан 11 августа 1942 года у
Змиевской балки в Г. Ростове-на-Дону / В. М. Горохов // Восточно-Европейский научный журнал. – 2023.
– № 7(92). – С. 11-15. – DOI 10.31618/ESSA.2782-1994.2023.1.92.379. – EDN SOUELN.
17. Постановления Исполнительного комитета Ростовского городского совета депутатов трудящихся от 18 мая 1943 г. ГАРО.Ф.Р-1817. Оп.4.Д.3., л.101.
18. Паспорт памятника от 02.07.1949 г. Музей Мемориала памяти жертв фашизма в Змиевской
балке. г. Ростов-на-Дону. Форма №1.
19. Акт Чрезвычайной государственной комиссии №1231(237/331) от 23/30 ноября 1943 г. Центр
документации новейшей истории Ростовской области. ЦДНИРО. Ф. 1886. О. 1. Д. 10а. л. 138-142.
20. Горохов, В. М. Исследование происхождения и подлинности “Воззвания к еврейскому населению Г. Ростова о явке 11 августа 1942 года на сборные пункты для перемещения в безопасные районы проживания” / В. М. Горохов // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2022. – Т. 12,
№ 8(89). – С. 2851-2861. – DOI 10.35775/PSI.2022.89.8.010. – EDN ANEESN. л.142
21. Горохов, В. М. Отражение войн памяти в документальных свидетельствах геноцида русского
народа в период Великой отечественной войны (на примере мемориала памяти жертв фашизма в Змиевской балке Ростова-на-Дону) / В. М. Горохов // Власть истории и история власти. – 2022. – Т. 8, №
3(37). – С. 65-78. – EDN BDDNSS. л.142.
и др.
Комментарий редакции
1. Сомнительность биографии Сабины Шпильрейн:
Автор усматривает множество противоречий и мифов в известной биографии Сабины Шпильрейн. Были выдвинуты сомнения в корректности мемориальной доски в Ростове-на-Дону: по мнению автора, Шпильрейн, возможно, вовсе не Сабина и не Шпильрейн, не проживала по указанному адресу, не была психологом или психоаналитиком и не имела университетского образования.
2. Мифологизация личности:
Легенда вокруг Шпильрейн, по мнению автора, сформирована через "три волны" мифо-творчества:
- как невинная жертва сталинских репрессий,
- как жертва Холокоста,
- как великий, но забытый учёный-психоаналитик, что имеет целью вытеснение русских имен из мировой психологии.
3. Сомнения в исторических источниках:
Автор усматривает фальсификацию в ряде документов (например, акт ЧГК №1231 о расстрелах евреев в Ростове) и высказывает предположение, что многие "факты" о жизни и смерти Шпильрейн исходят не из советских архивов, а из зарубежных спецслужб и пропаганды.
4. Критика Фрейда и Юнга:
Зигмунд Фрейд объявляется не реальной фигурой, а псевдонимом группы психоаналитиков, а его учение — инструментом психологических войн и пропаганды, созданным для деструкции русской и советской духовности и психологии (местами доводя идею до конспирологии). Юнг обвиняется в антисемитизме, сотрудничестве с нацистским режимом и участии в травле евреев.
5. Теория "психологической войны":
Автор утверждает, что деятельность Фрейда, Юнга, а также "мифологема" Шпильрейн — часть западных программ по психологической войне против СССР и современной России. Выдвигается мысль о специально сформированной "программе Зигмунд" и использовании западных методов по подрыву национального духа, внедрению распущенности, культа запада, искажению истории и т.д.
6. Критика процесса увековечения:
Решение об установке мемориальной доски подвергается сомнению: не представлены документы о проживании или заслугах Шпильрейн, вся биография противоречива и основана на мифах, документальной подтвержденности нет.
7. Вывод:
Мемориальная доска ошибочна и абсурдна, так как заслуги фигурантов не подтверждены, а их деятельность (по мнению автора) была вредна для советского и российского общества.
---
Философско-аналитическая рефлексия:
Это видео — яркая иллюстрация того, как восприятие исторических личностей становится ареной идеологической борьбы, где поиски истины подменяются изготовлением мифов для укрепления либо разрушения национальной идентичности. Подход автора основан на глубокой подозрительности к западным нарративам и на крайне критичном пересмотре доступных биографических сведений — что само по себе может быть полезной практикой для предотвращения догматизма и слепой веры во внешние источники.
Однако здесь мы видим интересный парадокс: борьба с мифологемами через создание других мифологем. Концептуализация Фрейда как "группы психоаналитиков-операторов", утверждения о централизованной программы психологической войны, интерпретация архивных находок как спецопераций — всё это разворачивает вопрос о природе самой истины: где граница между критической деконструкцией фактов и конспирологией, где скептицизм превращается в новый догматизм?
История здесь предстает как поле битвы нарративов и интересов, в которой объективного свода "фактов" просто нет: каждый слой архивов, каждая биография, каждая обнаруженная "пропавшая рукопись" может быть использована обеими сторонами — как кирпич в фундаменте даже прямо противоположных идеологий.
Материалисты и идеалисты, как и в философии, склонны идеализировать свою сторону и демонизировать оппонентов. Подобное мышление превращается в самоподдерживающуюся структуру, где сомнение в одном доходит до отрицания всего, и наоборот — идея собственного культурного иммунитета может стать не источником силы, а закрытостью к новому опыту.
Практический вывод здесь может быть только один: истинное познание — это не война мифов, а постоянная перепроверка сведений, открытость к различным интерпретациям, смирение перед сложностью человеческой истории. Любая доска на доме, любой учебник, любой архивный документ — лишь часть нескончаемого диалога культур и эпох, где истина всегда ситуативна и относительна.
Можно ли вообще говорить о "чистой" исторической правде, если каждый архив, каждая биография, каждое общество вплетает свои смыслы в судьбу конкретного человека? Возможно, задача не в том, чтобы демонтировать или установить мемориальные доски, а в том, чтобы учиться видеть за каждым подобным спором не только борьбу идеологий, но и трагедию человеческой индивидуальности, уязвимой перед лицом великой Истории.
Открытый вопрос:
Если вся историческая память непрерывно переписывается в интересах настоящего, можно ли человеку вообще иметь в чём-либо опору, кроме собственной внутренней честности и открытости к иной точке зрения? Где проходит грань между критическим пересмотром прошлого и утратой способности доверять чему бы то ни было?
https://dr-slabinsky.livejournal.com/396048.html
Обычный “мутняк”.