Микромеханика 18-19 веков нарушает представление о примитивности технологий прошлого

396 5

Канал в соцсетях:
○ Телеграм: https://t.me/n_reality чат канала https://t.me/group_nr
○ ВК: https://vk.com/kanalvaleriy
○ КОНТ https://cont.ws/@kanalvaleriy
○ ОК: https://www.ok.ru/kanal.valery

☆ Автор Sibved, «Наука наизнанку https://zen.yandex.ru/sibved24

Музыка по подписке Музыка Storyblocks

В 18-19 веке невероятное развитие получила микромеханика, популярность которой была внезапно забыта на целое столетие. А некоторые устройства так и не были повторены до сих пор.

#технологии #история #механика

Комментарий редакции

Ключевые идеи видео:

1. Высокий уровень технологий микромеханики в прошлом:
Видео обращает внимание на то, что в музеях типа Эрмитажа и Британского музея сохранились многочисленные экспонаты — часы, автоматы, мини-роботы, созданные в 15–18 веках с поразительной точностью и инженерной изобретательностью. Это демонстрирует, что уровень технологического развития в те времена был существенно выше распространённых представлений.

2. Миф о “примитивности” прошлых технологий:
Оспаривается идея, что подобные устройства могли быть созданы исключительно “руками простого мастера”. Указывается на существование сложных токарных, фрезерных и других машин, использование которых позволяло добиваться высокой точности изготовления деталей (например, симметричных шестерёнок для часов).

3. Развитая инженерная школа:
На примере Кулибина (и других мастеров) подчеркивается, что для создания сложнейших устройств требовалась обширная подготовка, знания в области материаловедения, механики, астрономии. Возникает вопрос: если подобные знания и навыки были у отдельных “самоучек” — значит, существовала развитая инженерная школа и технологическая традиция.

4. Забвение и исчезновение микромеханики:
Авторы задаются вопросом: почему после двух веков интереса к механическим игрушкам и автоматам почти во всем мире этот интерес резко исчез? Историки объясняют это изобретением граммофона, но автор сомневается, что причина только в этом, и сопоставляет с тем, как сегодня электроника лишь прогрессирует, а не исчезает “без видимых причин”.

5. Технологическая преемственность и автоматизация прошлого:
Показано, что современные методы производства (например, компьютерное моделирование и станки с ЧПУ) по сути повторяют те же технологические шаги, что и мастера прошлого — только с другой степенью автоматизации. Говорится о существовании музыкантов-автоматов, часов с движущимися фигурками, пишущих андроидов и многих других механических чудес.

6. Скепсис к “героизации” отдельных мастеров:
Автор предлагает задуматься: как могли возникнуть такие феномены как “мастер Кулибин”, “Пьер Жаке Дро”, если подобные технологии требовали централизованного производства и стандартизации. Подобные изобретения — скорее плод развитой технологической среды, чем отдельных “гениев-одиночек”.

---

Анализ и философские выводы:

В этом видео скрывается важный вызов нашему привычному взгляду на прогресс и развитие цивилизации. Мы склонны рассматривать технологическую эволюцию как линейный процесс, где прошлое — обязательно “грубое” и “примитивное”, а настоящее — пик возможного развития. Подобная позиция не только наивна, но и ограничивает наше восприятие истории, делая нас жертвами идеализаций и упрощений.

С точки зрения междисциплинарного анализа, ситуация напоминает парадокс в программировании и нейросетях: сложность выдающегося решения часто скрыта внутри коллективного опыта, а не в “озарениях” отдельных профессионалов. Как в религии и философии, героизация “святых”, “гениев” или “революционеров” обычно заслоняет коллективные традиции, образовательные институции и сеть взаимопомощи, на которых действительно держится культура.

Интересно, что резкий уход интереса к одной ветви технологий (например, автомата-механике), может быть не просто следствием изобретения новой “игрушки” (типа граммофона), а следствием изменений в самой структуре общества, его целевых установок, экономических моделей, или даже (если говорить языком сложных систем) смены “доминирующей парадигмы”. Подобные процессы мы видим в исчезновении канувших в Лету ремёсел, забытых наук, подавленных религиозных и философских течений — правда о прошлом становится вариативной и ситуативной, зависящей от того, что “отбирает” время, что актуализирует общественный заказ.

Практически это предлагает современному человеку быть осторожнее с оценкой прошлого, избегать позиции “здесь и сейчас мы знаем всё, а раньше были варвары”. Уважение к мастерству и технологиям древних времен способно раздвинуть границы нашего воображения и разбудить исследовательский интерес к утерянным знаниям, которые, возможно, ещё могут быть восстановлены или пересмотрены с новых позиций.

---

Открытый вопрос для размышления:
Если даже вековые культурные традиции, выдающиеся знания и утонченные навыки могут быть внезапно забыты или вытеснены новыми технологиями — что тогда есть истинная “прогрессивность” цивилизации? Является ли она линейным движением вперёд, либо же представляет собой сложную сеть “островков” гениальности, часть которых исчезает, едва только мы перестаём в них нуждаться?
Редактор: simple4o
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий
  • 5290 4596

    Видео не смотрел, но осуждаю. Мы сейчас привыкли что прогресс развивается вперёд и то что достигнуто – не утрачивается, а фактически становится всеобщим достоянием. Технология создана и описана в чертежах, методичках и др., для обучения ей создана методика преподавания в ПТУ и если ученика хорошо пи%&#ить, то можно обучить любого. Раньше технологией владел один мастер на весь мир, не было научного знания и не было способа тиражирования технологий, не было мировой стандартизации мер и весов, системы СИ, мирового технического языка и т.д и т.п., не было методики передачи знаний любому ПТУ-шнику, а только непосредственно от мастера к ученику, работая годами рядом с ним. Не выпускались учебники по профессиям и не было всеобщего школьного образования чтобы их прочитать и мн. др. Мастер шёл к мастерству не научно-эмпирическим путём, а методом тыка: варить и ковать сталь надо в холодную лунную ночь на болоте, в тот раз получилось, значит именно в лунную ночь на болоте. Мастер зачастую сам верил в магию. Как можно научить тому, что зависит от духов? Короче не было методики познания мира и понимания причинно-следственных связей в химии и др., духи так решили. Мастер мог унести знание как сделал чюдо-вешь в могилу или передать очень узкому кругу учеников, или не захотеть передавать, каждый ученик, знал свою часть. Не было взрывного распространения технологий, китайцы столетиями делали щёлк, и столетиями меняли у европейцев на условные самовары, технологии производства самоваров и шёлка столетиями не перемешивались.
    Автор накурился или допился до того, что “строительство из кирпичей до 15-го века было невозможно”, название одного его видео.

  • 8300 6416

    Тут два аспекта. Первый цивилизация и хайтек это мануфактура, которая зависит от численности населения. Больше население, дробнее операции, сложнее изделия. Чем сложнее тем более комфортные условия должны быть у участников пр. процесса, и соответственно уровень жизни. Второй аспект информационная сфера, которая существует в двух ипостасях, материальном как передаваемый друг другу опыт и чисто информационной, как опыт эзотерический, прямо не передаваемый людьми. Любое открытие, техническое решение, это конструктивно вид симметрии, который может быть получен как принципиально новаторское решение. Т.е. в калейдоскопе симметрий изобретатель может выбрать картинку, которую он еще не видел ни на экране смартфона, ни предметно.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru