О времени и о себе. Николай Заболоцкий (1986)
О времени и о себе. Николай Заболоцкий
Год производства: 1986
Фильм-концерт из цикла “О времени и о себе”. Стихотворения Николая Заболоцкого читает Михаил Глузский.
Гл. ред литературно-драматических программ 1986
Автор сценария – Константин Антропов
Режиссер – Константин Антропов
Оператор – Юрий Назаров
Комментарий редакции
1. Жизнь природы и её таинственность.
Заболоцкий открывает повествование наблюдением за животным миром — коровы, кони — их образы наполнены символикой, самодостаточностью и внутренней мудростью. Особенно выделяется сравнение коня, видящего "говор листвы и камней", "знающего всё", но не способного передать свои чудесные видения человеку. Эта граница между внутренней жизнью природы и человеческой рефлексией поднимает вопрос: возможно ли истинное взаимопонимание между разными формами бытия?
2. Скованность языка и преодоление ограничения слов.
Поэт мечтает услышать "язык волшебного коня", чьи слова были бы "густые, как мёд", "вонзающиеся как пламя". Он противопоставляет это косноязычью и бессилию человеческого языка выразить чудо бытия. Указывается на неполноту человеческой речи в передаче глубинных смыслов и на ограниченность коммуникации между мирами.
3. Восприятие времени и неизбежность перемен.
В поэтической манере Заболоцкий размышляет о переменах, происходящих и в природе, и в человеке: "Как мир меняется и как я сам меняюсь…". Прошлое, настоящее и будущее словно наслаиваются друг на друга: "нас много — я живой". Личность поэта не статична — она расщепляется, перетекает в другие формы, как кровь, остывающая не успев.
4. Бессмертие и цикл перерождений.
Лейтмотив — идею "бессмертной" природы поэт раскрывает через метафору гербария, превращений — птица становится книгой, мысль цветком. Заболоцкий видит в природе и в самом себе многослойность, цикличность, воссоединённость жизни и смерти.
5. Поиск гармонии и конфликт внутреннего мира.
Автор откровенно признаётся, что не способен найти гармонии ни в природе, ни в себе самом. Мир неуправляем и чужд для "стройных голосов". Однако именно в моменты покоя, созерцая природу вечером или на закате, он находит точку соприкосновения с большим, коллективным человеческим опытом боли, труда, надежды.
6. Образы труда, созидания и духовного поиска.
Изображая природу как "безумную, но любящую мать", Заболоцкий связывает реальность с трудом, с движением индустриализации ("вал турбины, пенье труб"), противопоставляя этому природу как нечто живое и женственное. Он размышляет о том, как человек и мир меняются вместе, словно мать и сын.
7. Тема самоидентификации и множественности Я.
С помощью мистических образов ("то, что именуют мной — не я один, нас много…"), он размышляет о том, как личность состоит из множества "тел", каждый опыт порождает новое "я", и даже после смерти что-то сохраняется — хоть в растениях, хоть в птицах, в "чудной архитектуре" мира.
8. Эстетическое и смысловое наполнение поэзии и живописи.
Поэт глубоко ценит живопись как особую форму постижения мира, мимолётность и изменчивость "души". В то же время он предостерегает — поэзия не должна становиться пустой забавой, игрой, "щебетанием щегла", а должна "ставить преграды нашим выдумкам", сохраняя связь с глубинным смыслом и истинностью жизни.
9. Тема труда души — центральное кредо.
Один из заключительных призывов — не позволять душе лениться, "душа обязана трудиться и день, и ночь". Тут слышится не столько нравоучение, сколько философское напутствие: душа через труд (и внутренний, духовный, и внешний, деятельный) преодолевает бессмыслицу и становится причастной вечному круговороту жизни.
Выводы и философские размышления:
В этом видео (или лекции) Заболоцкий глубоко и с болью размышляет о времени, о природе, о сущности человеческой личности. Поэтическими образами он иллюстрирует ограниченность человеческой коммуникации, несовершенство языка, разрыв между созерцанием и действием, внутреннее раздвоение "я".
Можно провести аналогию с идеями буддизма и нейронауки: субъект никогда не тождественен себе, "я" изменчиво и множественно — в каждый момент времени мы уже другие, и наше прошлое умирает, чтобы на его месте росло новое бытие. Аналогично, зрелище природы или созерцание искусства способствуют обновлению личности, создавая "место встречи" для времен, форм и смыслов.
Лейтмотив труда души отчётливо отсылает к идеям стоицизма, йоги, а также христианской аскезы — реальное освобождение достигается не праздностью, а ежедневным внутренним усилием и вниманием к смыслу жизни.
При этом Заболоцкий ограждает поэзию от превращения в бессмысленный набор звуков: "поэзия ставит преграды нашим выдумкам". Это обращение актуально и сегодня — в век информационного изобилия, когда форма часто поглощает содержание, а истина размывается в шуме.
Наконец, видео оставляет чувство покоящейся неудовлетворённости:
достичь полной гармонии невозможно, смысл всегда ускользает, истина прячется между строк. Но, возможно, в этом постоянном стремлении, в обновляющемся труде души, заключается подлинная красота бытия.
Открытый вопрос для размышления:
Может ли человек, вечно стремящийся к гармонии, к пониманию себя и мира, когда-либо найти истину — или же истина есть сам живой процесс поиска, в котором душа "трудится и день, и ночь"? Какой смысл для себя вы находите в этом бесконечном движении перемен — и достаточно ли этого для ощущения полноты жизни?