Михаил Алексеев. Дедушкин сад. Радиоспектакль
Михаил Алексеев. Дедушкин сад. Радиоспектакль
Радиоспектакль по роману "Драчуны", повести "Карюха", роману "Вишневый омут". Звучит вступительное слово автора о своем творчестве.
Автор инсценировки Синицын Виктор.
Режиссер Сергачев Виктор
#Радио-детям
В ролях: Миша – Рязанова Наталья; Николай, отец Миши – Никифоров Борис; Ефросинья, мать Миши – Гуляева Нина; Дед Михаил – Сергачев Виктор; Ваня Жуков – Королева Елена; Григорий, отец Вани – Беляков Виталий; Вера, мать Вани – Минина Ксения; Иван Павлович Наумов – Пеньков Николай; Миша Тверсков – Гнилова Людмила; Спиридонов, председатель сельсовета – Десницкий Сергей; Дядя Павел – Петров Виктор; Варламов – Невинный Вячеслав; Дядя Петр – Борзунов Алексей; Акулина, его жена – Кудрявцева Людмила
Год производства: 1986
Мы в соцсетях:
Яндекс. Дзен – https://zen.yandex.ru/fond
Telegram – https://t.me/gosteleradiofond
VK – https://vk.com/teleradiofond
OK – https://ok.ru/gosteleradiofond
Комментарий редакции
1. Природа и Родина как опора детства.
Автор с глубокой теплотой вспоминает о своем детстве, о близости с дедушкой, который после матери был для него самым дорогим человеком. Дедушка не только учил уважению к окружающему миру, но и формировал душу внука. Природа — сад, речка, родная земля — стала для мальчика в буквальном смысле врачевательницей детских тревог, школой человечности и любви. Здесь подчеркивается личностная связь с маленькой родиной на фоне большой страны, что резонирует с универсальной человеческой потребностью принадлежности и укоренённости.
2. Забота о будущем и ответственности перед Природой.
Сквозь сюжет проходит мысль о ценности сохранности природы для следующих поколений. Автор сетует, как с течением времени загрязняются реки, исчезают рыбы, как "металл пришёл на помощь человеку" ценой нанесения ран природе. Он обращается к слушателям — детям — с призывом становиться защитниками природы, начинать с малого: собственных луга, реки, села, двора. Это воспитывает в детях чувство гражданского долга, осознанности и преемственности.
3. Быт и нравственная атмосфера деревни.
В повествовании органично сплетается частная жизнь, разногласия, ссоры и примирения детей и взрослых, недоразумения и предвзятость — как в семье, так и между односельчанами. Сад дедушки — не только пространство физическое, но и метафора доброты, мира, согласия, простых человеческих ценностей. Здесь раскрывается идея, что отпущенная обида, даже ссора между ребятишками, может перерасти в разлад среди взрослых и даже породить социальное напряжение. Разногласия родителей “перекидываются” на детей, а бытовая недоброжелательность оборачивается потерями для всей общины.
4. Идея взаимного уважения, миролюбия и деятельной любви.
Дедушка призывает внука к наблюдательности и бережному отношению к жизни, помогает детям помириться, учит видеть ценность в каждом дне и каждом создании — от человека до летучей мышки. Зрелость для автора не в обладании “железом” или материальными ресурсами, а в внутренней осознанности и ответственности: умение прощать, жить не для будущего “города-счастья”, а в простых радостях настоящего, в труде и заботе.
5. Исторический фон и социальные перемены.
Рассказ не изолирован от исторического времени — звучит тема коллективизации, конфликта между частной и коллективной собственностью, сложные отношения между поколениями и новая моральная атмосфера эпохи. Это напоминает о неоднозначности исторических перемен: старое и новое сталкивается, не всегда гармонично сливаясь, но живое человеческое начало способно сохранять человечность даже в бурный век перемен.
Выводы и размышления:
В этом произведении через простые деревенские сюжеты, голоса взрослых и детей раскрывается глубокий вопрос: как человеку не быть равнодушным ни к природе, ни к друг другу? Дедушкин сад — это не только воспоминание о потерянной идиллии, но и призыв к действию: защищать свою землю, учиться прощать, беречь живое, быть “разумнее из разумных”, думая не только о себе, но и о тех, “которые придут вслед за нами”.
Радиоспектакль затрагивает универсальную дилемму: как совместить технологический, хозяйственный прогресс с бережным отношением к природе и человеческому сообществу? Ответ Михаила Алексеева — в личной ответственности, эмпатии, стремлении к согласию и заботе о будущем.
И здесь возникает более глубокий, открытый вопрос: может ли человек, став частью огромной цивилизации, сохранить глубокую связь со своим “дедушкиным садом” — с личной и общей природой, с корнями, с простыми источниками радости и смысла? Где пролегает граница между необходимостью развития и ответственностью за тех, кто придёт после нас? Как мы сегодня можем сделать выбор в пользу мира с собой, с людьми и с землёй — практически, а не только в воспоминаниях?