Христа – за деньги! Бесценного за мешочек серебра
В Евангелии деньги на каждом шагу. Христа искушают вопросом: Давать или не давать подать кесарю? И ответ дается через оттиск на монете. Или сборщики податей требуют взнос, и Петр по благословению вытаскивает из первой пойманной рыбы нужную сумму.
Или в притчах Царь раздает мины рабам, чтоб те трудились и прибыль принесли. Или грехи перед Богом сравниваются с тысячей талантов серебра. Или… Или…
Но еще в Евангелии рвутся обычные "цепочки поставок" и беспощадно ломается "биржевой курс". Две мелкие монеты вдовицы в глазах Иисуса Христа стоят больше, чем крупные жертвы богатых.
Женщина льет миро на Христа и это действие кажется присутствующим безумной, неоправданной тратой. Это же событие, как спусковой крючок, действует на Иуду. Его душа не выносит такой нелогичности в отношении денег, и он идет предавать.
Христа – за деньги! Бесценного за мешочек серебра.
Т.е. при помощи денег Писание объясняет механизмы духовной жизни. Но и внутри самой жизни Писание показывает, что у денег нет однозначной объективной ценности. Их могут обожествлять (как Иуда), их могут тратить, не считаясь с суммой, если речь о Боге.
Деньги могут быть цепями рабства, могут быть вожделенной целью, могут быть символом благодати, могут быть идолом.
Думать об этом нужно всегда. Но в Страстную седмицу – особенно.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Комментарий редакции
Тезисы статьи отца Андрея Ткачёва
1. В Евангелии часто упоминаются деньги в различных контекстах (вопрос о подати кесарю, сборщики податей, притча о минах, сравнение грехов с серебром).
2. Евангелие показывает, что обычные представления о ценности денег часто нарушаются в духовном контексте (мелкие монеты вдовы ценнее крупных жертв богатых).
3. Случай с миром, которое женщина возлила на Христа, выявляет разное отношение к деньгам: для одних это неоправданная трата, для Иуды - толчок к предательству.
4. Предательство Христа Иудой за деньги символизирует обмен бесценного на материальное.
5. Писание использует деньги как метафору для объяснения духовных механизмов.
6. Деньги не имеют однозначной объективной ценности в духовном измерении.
7. Деньги могут выполнять разные роли: быть цепями рабства, целью, символом благодати или идолом.
Вывод
Автор показывает двойственную природу денег в христианском понимании. С одной стороны, деньги — обычная часть жизни, упоминаемая в Евангелии, с другой — инструмент, через который раскрываются глубокие духовные истины. Главная мысль заключается в том, что ценность денег относительна в духовном измерении, и важно правильное отношение к ним. Особенно актуальными эти размышления становятся в период Страстной седмицы, когда вспоминается предательство Христа за 30 сребреников, символизирующее подмену истинных ценностей материальными.
Дополнительный вывод
Евангельская история об Иуде и деньгах представляет собой глубокую метафору о фундаментальном выборе человеческой души. Рассматривая историю предательства, мы можем увидеть универсальный духовный закон: тот, кто меняет вечное на бренное, рискует потерять и то, и другое. Судьба Иуды трагически иллюстрирует эту истину – выбрав серебро вместо Христа, он в итоге лишился и денег, бросив их к ногам первосвященников, и возможности духовного исцеления через покаяние.
В этом сюжете раскрывается вечный внутренний конфликт, присущий каждому человеку – противостояние между рациональным интеллектом и иррациональными порывами души. Иуда олицетворял рациональный подход к жизни – он стремился к контролю, экономической целесообразности, предсказуемости. Его возмущение по поводу "расточительства" при помазании Христа миром отражает эту приземленную логику. В противовес ему женщина, возлившая миро, действовала из иррационального движения сердца, готового к жертве и любви без расчета.
Эта евангельская история имеет непосредственное отношение к нашей повседневной жизни. Подобно Иуде, мы часто ищем "тридцать серебренников стабильности", предавая высшие ценности ради материальной безопасности или предсказуемости. Мы рационализируем свои решения, создаем интеллектуальные самооправдания, которые заглушают голос совести и интуитивное понимание истинного пути.
Деньги в этом контексте становятся не просто средством обмена, но символом нашего отношения к миру и духовным ценностям. Они могут быть как инструментом служения и благодати, так и идолом, требующим человеческих жертв. Настоящая мудрость заключается в умении видеть относительную ценность материального в свете вечности. Как показывает Евангелие, две лепты вдовы могут быть дороже богатых даров, а нерациональный с мирской точки зрения поступок может иметь высшую духовную ценность.
Страстная седмица, о которой упоминает отец Андрей, предоставляет особую возможность для размышления над этими вопросами. В эти дни, когда мы вспоминаем страдания Христа, предательство Иуды становится зеркалом, в котором каждый может увидеть свою собственную склонность к предпочтению временного вечному, материального духовному.
Наш ежедневный выбор между служением эгоизму, привязанному к материи, и следованием голосу души – это отголосок того самого выбора, который стоял перед Иудой. И подобно тому, как он не нашел в себе сил для покаяния после своего падения, мы часто закрываем свое сердце для преображающей силы раскаяния и примирения.
Таким образом, евангельское повествование о деньгах и их роли в истории Страстей Христовых выходит далеко за рамки исторического описания. Оно становится универсальным символическим языком, описывающим вечную борьбу в человеческой душе – между привязанностью к временному и стремлением к вечному, между рациональным расчетом и иррациональной верой, между страхом потери и мужеством самоотдачи.
Иуда среди апостолов был единственны выходцем из Иудеи. Естественно – он и заведовал кассой. В интернете разнятся мнения за курс валют по “30 сребренникам”. За эти бабки была куплена земля.
А Иуда повесился на осине. Почему именно на осине, – понятно.
У вас есть оригиналы документов купли-продажи земли, Богом избранный вы наш.
А Вы что, не верите в то, что написано в Священном Писании,-Библии ?
Бредящий Вы мой пациент .
П.С. Не забудьте подрумянить и все Ваши остальные члены (части тела).
Не хотел комментировать, ибо всё написанное, которое, если верить автору, говорит уважаемый протоиерей, считаю неверным словом.
Но, не сдержался и немного скажу. Некоторые вопросы.
Где в “писании” сказано, что деньги “могут тратить, не считаясь с суммой, если речь о Боге”?
Почему “две мелкие монеты вдовицы” (от которой, может быть, зависела ея физическая жизнь), “бесценный спаситель” не вернул обратно? Это уже вопрос риторический.
Или вот -
“Думать об этом нужно всегда”? Так простому человеку, работяге, за счет которого и существуют “проповедники”, некогда думать! На то и поставлены иереи церкви, чтобы разъяснять хитросплетения (по иному назвать не могу) “святого писания” пастве. То есть -говори прямо, в каком случае деньги есть зло, а в каком добро. А паства поверит, на то она и слушает проповеди, чтобы верить. Ей и иных, насущных дел, хватает, в добыче “хлеба в поте лиц своих”.
Хотя, можно было бы сказать проще: деньги -это всего лишь инструмент. Которым можно пользоваться двояко (как ножом или вилкой) -когда на пользу, а когда во вред “ближнему”.
П.С. И если уж стал говорить про деньги, то пусть бы сказал, откуда они вообще взялись? Кто их изобрёл, египетские фараоны? языческие “боги”?? Просветите нас…