На дне. Максим Горький. Театр “Современник”. В ролях: Евстигнеев, Мягков, Кваша, Дорошина (1972)
Телевизионная версия спектакля Московского театра "Современник" по пьесе Горького
Пьеса Горького "На дне" и по сей день входит в школьную программу по литературе. История ночлежки и ее нищих обитателей, написанная на заре XX века, известна во всем мире не только литературными переводами, но и благодаря театральным постановкам. Под разными названиями – "Ночлежка", "Без солнца", "Дно" – пьесу играли в Берлине и Токио, Лондоне и Нью-Йорке, Кракове и Париже, в Финляндии и Тунисе. В годы правления царя в России, конечно, с постановкой жесткой в своей правдивости пьесы были проблемы, приходилось вырезать целые куски. Что, впрочем, не помешало самим Станиславскому и Немировичу-Данченко режиссировать спектакль на сцене Московского художественного театра в 1902 году, причем Станиславский еще сыграл в той постановке Сатина.
В 1966 году Галина Волчек, несколько ломая традицию московского "Современника" играть исключительно современный репертуар, вдруг обращается к классике. Она ставит Горького "На дне" с поистине мощным актерским составом, который творит на сцене чудеса. До сих пор считается, что это одна из самых сильных постановок советского периода, поэтому мы очень рады тому, что спектакль был снят на пленку. Телезрителю повезло еще и потому, что значительная часть фильма-спектакля смонтирована на крупных планах.
Сценическое пространство было использовано весьма необычным способом – три деревянных яруса во всю ширину сцены с лестницей в центре словно втягивали зрителя внутрь убожества ночлежного дома, где постоянно происходит действие то в одной, то в другой стороне декораций, так похожих на вертикально разрезанный дом.
Предлагаем вам посмотреть этот легендарный спектакль, пугающе актуальный своими диалогами и монологами и сегодня, спустя столетие.
Режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин
В ролях: Евгений Евстигнеев (Сатин), Андрей Мягков (Барон), Нина Дорошина (Василиса), Валентин Никулин (Актер), Валерий Хлевинский (Васька Пепел), Петр Щербаков (Бубнов), Лилия Толмачева (Настя), Алла Покровская (Наташа), Виктор Сергачев (Клещ), Олег Табаков (Татарин), Игорь Кваша (Лука), Людмила Иванова (Квашня) и др.
ТО Экран, 1972
Комментарий редакции
1. Жесткая обнаженность жизни "дна"
Действие пьесы разворачивается среди обитателей ночлежки — на самом социальном "дне" человеческого существования. Здесь с предельной откровенностью звучат мотивы отчаяния, усталости, разочарования, бессилия что-либо изменить.
2. Поиск достоинства и смысла даже в нищете
На фоне бытовой нужды, грязи, пьянства и разгула человеческих слабостей, персонажи пытаются найти смысл, веру, оправдание своей жизни и оправдание себе — зачастую через фантазии о "праведной земле", идеи будущего счастья, мечты о “лечебнице” и поиски любви.
3. Правда, ложь и подкрашенная реальность
Много говорится о правде и лжи — персонажи признают склонность лгать себе и другим, чтобы скрыть уродство жизни или украсить свою душу. Самообман, самооправдание и иллюзии помогают пережить суровые будни, но в то же время мешают измениться. Вспоминается почти буддийская идея: "Румянец на душу наложить, чтобы не видеть серость внутри".
4. Вера, утешение и спасение
В контексте отчаянного положения часто всплывают темы веры — каждый ищет свой внутренний смысл. Есть разговоры о Боге, о совести, об уважении к человеку, о возможном утешении в смерти и устремленности к лучшему миру (в “праведной земле” или в мечтах о перерождении).
5. Тяжесть человеческих отношений и невозможность гармонии
Жители ночлежки постоянно выясняют отношения: любовь часто оказывается “неправильной”, зависть, ревность, подозрения и грубость ломают любые начинания. Здесь нет простых “плохих” и “хороших”, иронично обнажаются ложные надежды и неспособность быть счастливыми вместе, но, несмотря на это, проявляются порывы понимания, принятия, жалости.
6. Социальный комментарий — уважение к человеку как высшая ценность
Один из ключевых лейтмотивов — уважение к человеку независимо от его положения. В финале звучит мысль: “Не жалеть, а уважать человека”, каждый платит сам за свою жизнь, свои поступки, свою веру или неверие.
7. Пародия на поиски “истинного” и “правильного”
Персонажи обсуждают свои мечты о "праведной земле" — утопии, где люди живут честно и счастливо. Но ученый с картами не находит такой земли, и герой разочаровывается. Эта аллегория парадоксальна: стремление к истине, к “месту силы” и гармонии оказывается вечной погоней за недостижимым.
---
Выводы и философские размышления:
В этом спектакле Судьба словно надевает на людей маски отчуждения и вынужденного самообмана, но в то же время каждый герой то вопрошает, то мучительно ищет собственное оправдание в этом мире, раз за разом разбиваясь о быт и тщетность.
Что здесь особо интересно с точки зрения природы истины? Персонажи (так, как их видят Горький и режиссеры) намного ближе к “живой правде”, чем к “идеалу”: они не столько сталкиваются с правдой, сколько вынуждены выдумывать для себя ее версии, чтобы выжить, найти хоть немного смысла. Рассуждения, что “правильной земли нет”, удивительно совпадают с современными подходами в философии познания: истина желанна, но ускользает, остается только движение, процесс поиска — и редкие моменты внутреннего достоинства.
Здесь можно провести аналогию с алгоритмами: как в нейросети, каждый герой обучается на собственном опыте, совершает ошибки, иногда обновляет свои “веса” — взгляды и ценности, но условий для настоящей гармонии в среде ночлежки практически нет. Вся система работает “на выживание”, не на развитие, хотя отдельные вспышки прозрения возможны.
Отдельно важна тема уважения к человеку: она проходит и как критика (жалость унижает), и как практический нравственный ориентир — “уважать, а не жалеть” человека, как главный моральный принцип даже на “дне”.
И самое пронзительное: каждый герой мечтает быть “человеком” — не по паспорту или положению, а по осознанной внутренней свободе и ответственности. Как ни парадоксально, именно на этом "дне" остро ощущаются и иллюзорность, и уникальная ценность стремления к правде, любви, добру.
---
Открытый вопрос для размышления:
Если “правильной земли”, идеального порядка и абсолютной правды не существует ни на карте, ни в реальной жизни, то что же остается человеку на дне? Можно ли построить внутреннюю “праведную землю” хотя бы внутри себя — и станет ли эта истина “истинной”, если никто ее не увидит и не подтвердит?
Всё, не могу больше. Тяжело это смотреть.
Лучше уж Чехова, что ли…
Эхх, когда же экранизируют Ивана Ефремова? Ведь он создал самый притягательный образ будущего.