Красная жара в Голливуде. 1930—1950-е / Михаил Трофименков и Егор Яковлев
Егор Яковлев и историк кино, кандидат искусствоведения Михаил Трофименков ведут беседу о политической борьбе в Голливуде в период с 1930-х по 1950-е годы. В те времена на знаменитой «фабрике грёз» разворачивались драмы и трагедии, о которых даже самые смелые сценаристы не могли бы и мечтать.
История политической борьбы в Голливуде — это не просто повествование о забастовках, пленумах Коммунистической партии или заседаниях комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Это история, наполненная страстью, политической и человеческой, предательством, алчностью и борьбой за власть.
XIX научно-популярный фестиваль Цифровой истории «Судьба человека» к 80-летию Победы: https://vk.com/wall-144904445_748864
Экскурсии «Цифровой истории»: https://vk.com/egortrip
Уникальные ролики и тексты, которых нет в открытом доступе — на наших платных платформах:
«Boosty» — https://boosty.to/d_history
«Sponsr» — https://sponsr.ru/dhistory/
Комментарий редакции
Тезисы беседы:
1. Игорь Яковлев и проект "Цифровая история":
– Руководитель проекта Игорь Яковлев представил свою команду, которая делает историю интересной и доступной через бесплатные видео в социальных сетях и платный контент на платформах "Спонсор" и "Бусти". Контент включает интервью с историками, ответы на вопросы подписчиков, закулисье экскурсий и уникальные текстовые материалы.
2. Михаил Трофименков и его книга "Красный нуар Голливуда":
– Гость беседы — историк кино Михаил Трофименков, автор книги "Красный нуар Голливуда", посвященной политической борьбе в Голливуде 1930–1950-х годов. Первый том называется "Голливудский обком" и описывает деятельность голливудских коммунистов.
– "Красный нуар" — это жанр повествования, сочетающий элементы документального романа и нуара, отражающий страсти, предательства и борьбу за власть в реальной истории Голливуда.
3. Коммунисты в Голливуде:
– В 1930–1940-е годы в Коммунистической партии США состояли многие известные фигуры Голливуда (например, Теодор Драйзер, Лилиан Хеллман, Далтон Трамбо), а также звезды вроде Чарли Чаплина и Орсона Уэллса, чья партийность часто скрывалась.
– Во время "охоты на ведьм" (маккартизм) сотни людей из шоу-бизнеса, включая технических работников, попадали в черные списки, теряли работу или даже садились в тюрьму.
4. Чарли Чаплин:
– Чаплин не был официально членом Компартии, но симпатизировал левым идеям и пострадал за это, будучи фактически высланным из США. Его скупость делала его бесполезным для партии в финансовом плане, хотя он устраивал приемы для коммунистических лидеров.
5. Политическая борьба и влияние в Голливуде:
– Голливуд 1930–1950-х годов был ареной драм, сравнимых с сюжетами нуарных фильмов: страсть, предательство, алчность и борьба за власть.
– Во время Второй мировой войны Голливуд поддерживал антифашистскую пропаганду (например, "Великий диктатор" Чаплина), часто под патронажем президента Рузвельта и британской разведки.
6. Пропаганда и цензура:
– До 1941 года голливудские магнаты сотрудничали с нацистской Германией ради немецкого рынка, подвергая фильмы цензуре германского консула Гислинга. Еврейские персонажи исчезли из кино в 1934–1937 годах.
– Антинацистская лига Голливуда (создана Отто Кацем) боролась с пронацистскими симпатиями, организовав бойкоты Лени Рифеншталь и Витторио Муссолини.
7. Уолт Дисней и профсоюзы:
– Дисней был известен пронацистскими симпатиями, но избежал серьезных последствий благодаря своему обаянию и уникальной студии, где до 1941 года не было профсоюзов. После забастовки аниматоров он пошел на уступки, а позже мстил "красным", давая показания против них.
8. Социальные фильмы 1930-х:
– Фильмы вроде "Хлеб наш насущный" и "Гроздья гнева" отражали идеи Нового курса Рузвельта, но часто снимались реакционерами (Кинг Видор, Джон Форд), а не коммунистами, из-за коммерческого спроса.
9. Известные коммунисты Голливуда:
– Фрэнсис Скотт Фицджеральд вступил в Компартию перед смертью, разочаровавшись в цензуре. Далтон Трамбо, автор "Джонни получил винтовку", получил два "Оскара" под псевдонимами, работая в подполье. Орсон Уэллс и Рита Хейворт были под подозрением из-за левых взглядов. Шелл Хэммет активно участвовал в партийной работе, сидел в тюрьме, но сохранял юмор.
10. Зиро Мостел:
– Комик Зиро Мостел, звезда политического кабаре, пытался превратить допрос в комиссии в шутку, но попал в черные списки. Позже вернулся в кино, став прототипом героя в "Продюсерах" Мела Брукса.
Вывод:
Беседа раскрывает сложную картину политической жизни Голливуда 1930–1950-х годов, где переплетались коммунистические симпатии, антифашистская борьба, цензура и репрессии маккартизма. Многие звезды и кинематографисты, несмотря на талант и популярность, становились жертвами "охоты на ведьм" из-за своих убеждений или сочувствия левым идеям. Голливуд был не только фабрикой грез, но и ареной идеологических конфликтов, где коммерческие интересы магнатов часто преобладали над моралью, а творческая свобода ограничивалась политическим давлением. Трофименков подчеркивает, что эта история полна драматизма, достойного нуарных сюжетов, и продолжает вдохновлять на исследования и дискуссии.