Сибирский Перун
Слева хакасский Малокетский идол, рубежа 19-20 века, и деревянный нож, справа Новгородский идол 10 века
В Малокетской тайге на границе с Пировским районом состоялась крупная аохеологическая находка: в дупле сосны находился идол высотой 34 см. представляющий собой верх груди, щею и голову мужчины в остроконечном головном уборе, вытесанные из цельного кедрового полена. На щее и груди идола находятся потемневщие следы жира. Под этим дуплом из ствола торчал деревянный штырь-шкант длинной 4 см., на который отверстием в деревянной рукоятке был надет кедровый цельнодеревянный нож длинной 23 см.
Находка была сделана волею случая участковым милиционером посёлка Малая Кеть Николаем Владимировичем Барановым из Бирилюсского РОВД при посещении тайги. Идол, штырь и нож были доставлены в Бирилюсский краеведческий музей и размещены в его экспозиции с надписью: «Идол чулымских тюрков конца XIX начала XX веков».
Местные учёные, правильно определив, что идол принадлежит культуре чулымцев, не смогли определить божество, изображением которого он является. Моя роль в судьбе этой находки сводилась к роли эксперта–религиоведа. Я идентифицировал, что этот идол является изображением бога грозы Кугурт–хана — хакасского эквивалента славянского Перуна.
Констатирую: эта находка имеет колоссальное значение для науки! В Новгороде при археологических раскопках А.В. Арциховский обнаружил такой же (но маленький, высотой 4,5 см) деревянный идол; его датировали серединой X века н.э., а Б.А. Колчин, Б.А. Рыбаков и Л.С. Клейн идентифицировали, что подобные идолы являются изображениями так называемых «домовых». Малокетская находка является неоспоримым опровержение этого заключения.
Идол сделан из дерева и был помещён в дупло дерева. Кыргызы, являющиеся одними из предков чулымцев, сопрягали дерево с культом огня; они не делали деревянных седалищ, в качестве жертвоприношения огню бросали в него жир, жиром они смазывали почитаемые деревья, а также деревянные элементы конструкции жилища. Этим и объясняется жир на найденном идоле. Когда грозовая молния воспламеняла дерево, хакасы зажигали от него очаги своих юрт, считая этот огонь священным; щепки разбитого молнией дерева они брали домой на счастье, так как, освящённые громовержцем, они служили оберегом против болезней.
Известно, что с помощью шамана все взрослые мужчины–чулымцы приносили жертву и вешали на ветки кедра шкурки пушных зверей. Найденный чулымский идол тоже сделан из кедра. Известно, что культ бога Солнца, огня и грозы был культом армии: древнерусские воины поклонялись Перуну, древнеримские — Митрасу, а эзельские восклицали в бою: «Таара, помоги!».
Малокетский идол имеет остроконечную шапочку. Её прототип — фригийский колпак Аттиса. Тождественный Аттису древнеримский Митрас тоже изображался в этом колпаке.
Идола нашли в дупле сосны. Во Фригии сосна считалась священным деревом Аттиса и использовалась в церемониях его культа.
На Руси и ныне жив обычай не оставлять на ночь в доме ножи открыто лежащими, потому что считается, что это помешает домовому защищать жилище. Следовательно, снабжённый ножом и помещённый в чаще, в дупле сосны, Малокетский идол не может быть изображением домового. Нож сделан цельнодеревянным и на нём нет следов крови и следов, указывающих, что им что–то резали. Следовательно, он, подобно стрелам в колчане Артемиды, является кукольным атрибутом скульптуры божества, а не орудием церемониального действа. Древнеегипетский бог Маахес, как и тождественный ему древнеримский Митрас, изображался с ножом в руке.
Бог Солнца, огня и грозы считался богом армии, справедливости, закона, карателем, судьёй народов и Мессией, который в конце времён повергает Диавола и завершает эру грешников. Он нигде никогда не считался покровителем охотников; об охотничьем улове, процветании скотоводства и урожае молили его сестру–близнеца, с которой он образовывал дуальную пару противоположностей: Солнце/Луна, свет/тьма, день/ночь, жизнь/смерть, бог скопцов/богиня эроса, огонь/вода, молния и гром/туча и туман. Пара этих божеств почиталась всеми культурами и известна, в частности, под именами: Аполлон/Артемида, Вахагн/Астхик, Тешуб/Хебат, Шива/Кали, Кугурт–хан/Ымай, Перун/Дана (в поздние времена Дану стали именовать Марой).
Исследователи хакасской мифологии часто ошибочно называют божеством огня богиню Ымай. Ымай считается богиней домашнего очага и в этом качестве её именуют От Ине. ВАЖНО, что в древности домовым и божеством домашнего очага, печки, считалась ТОЛЬКО богиня смерти. Гимн Орфея XXVI (античный текст) недвусмысленно отождествляет богиню смерти Кибелу с домовым — богиней домашнего очага Гестией. Мудрая мифология коми разъясняет, что она (коми называют её Кулэм) «инеем покрывает печь», т.е., будучи богиней домашнего очага, она остаётся богиней воды, а бог огня — это её брат–близнец — бог грозы. В загадках коми печка метафорически сопоставляется с пожирающей пастью чёрной медведицы Кулэм.
Как сказано выше, во всех мифологиях бог грозы (он же Мессия) образует с богиней смерти дуальную пару противоположностей. В базовых мифологиях считается, что они — брат и сестра близнецы. Будучи богом скопцов, Аттис считался вечным мальчиком и изображался ребёнком. Известны изображения Кибелы и Аттиса, где они предстают в облике дамы с младенцем. Мифологии, в которых сущность этих божеств утрачена, тоже изображают их как даму и младенца, однако, черты ребёнка иногда принимаются за гнома (например, Трауко), и его объявляют то мужем (в мифологии чилийского острова Чилоэ, Трауко якобы муж Фьюры), то сыном богини смерти (в мифологии Сальвадора, Ципитио якобы сын Сигуанабы). Образ Мессии в облике младенца на руках у богини смерти был заимствован из древних культов Христианством, превратившись в иконы Девы Марии с Иисусом. Бог грозы в облике младенца в поздние времена стал восприниматься как гном, а его сопряжённость с богиней смерти, которая, как сказано выше, считалась домовым, стала причиной путаницы. Так возник современный, ошибочный образ домового в облике гнома (в действительности, этот «гном» — бог грозы, а бог грозы нигде никогда не считался домовым). Обнаружение Малокетского идола, обладающего однозначными чертами бога грозы, позволяет разоблачить эту ошибку.
У хакасов существовали статуэтки родовых предков (такой предок назывался «тёсь»; русский вариант этого термина — «тёзка»). У кыргызов существовали статуэтки вместилища душ умерших (такая статуэтка называлась «тул»). Статуэтки тёсей чаще всего имели облик деревянной рогатины, радикально непохожий на Малокетского идола. Тул же на церемонии, эквивалентной нанайско–ульчским последним поминкам («каса»), либо сжигался, либо отправлялся на кладбище (но не в тайгу с ножом).
В заключение я выражаю бесконечную благодарность Валентине Александровне Деньгиной за то, что в ответ на мою просьбу она сделала и бесплатно предоставила мне для исследования множество фотографий Малокетского идола, его ножа и шканта с разных ракурсов; будучи мастером по деревообработке, резчиком по дереву и агрономом, изучила эти изделия и подробно ответила на множество моих вопросов о жире, смоле и других чертах этой находки.
Ныне, когда наука на Руси практически уничтожена, «затребовать» и принудить предоставить информацию о находке академическим путём невозможно; Валентина Александровна не обязана была реагировать на мои просьбы. Однако, благодаря предоставленной ею информации мне удалось дать заключение не только о Малокетской находке, но и о других статуэтках, подобных вышеописанному Новгородскому идолу, идентифицировав, что это — изображения бога грозы.
Примечание: на приведенной фотографии через отверстие в рукоятке ножа продета нитка; этой нитью к ножу привязали прямоугольную бирку с кодом этого экспоната в Бирилюсском краеведческом музее, то есть этой нити не было на ноже тогда, когда идол находился в Малокетской тайге.
Базовая статья об этом исследовании опубликована в Красноярской газете №10 (1993) от 14 февраля 2012 года.
Авак Авакян
Комментарий редакции
Ключевые тезисы:
1. Находка в Малокетской тайге:
- Деревянный идол высотой 34 см из кедра
- Деревянный нож длиной 23 см
- Найдены в дупле сосны участковым милиционером
- Датируется концом XIX - началом XX века
2. Идентификация идола:
- Автор определил его как изображение бога грозы Кугурт-хана
- Является хакасским эквивалентом славянского Перуна
- Имеет характерную остроконечную шапочку (фригийский колпак)
- На идоле обнаружены следы жира, что связано с ритуальными практиками
3. Научное значение находки:
- Опровергает теорию о том, что подобные идолы являются изображениями домовых
- Схожий идол был найден в Новгороде (высотой 4,5 см, X век)
- Деревянный нож является атрибутом божества, а не ритуальным инструментом
4. Религиоведческий контекст:
- Бог грозы считался божеством армии, справедливости и закона
- Образует дуальную пару с богиней смерти во многих культурах
- Связь с культом огня и деревьев у хакасов и чулымцев
Вывод:
Малокетская находка имеет важное значение для понимания религиозных верований сибирских народов и их связей с другими культурами. Она позволяет пересмотреть некоторые устоявшиеся теории о древних идолах и демонстрирует культурные параллели между разными народами в отношении почитания бога грозы. Автор подчеркивает универсальность образа бога грозы в различных культурах и его устойчивую связь с военной, правовой и карательной функциями, а также постоянное сопряжение с женским божеством в дуальной паре. Находка также помогает прояснить ошибочную интерпретацию подобных идолов как домовых в более поздних культурных традициях.
Дэву Марию с Иисусом олицетворяет культ богородичности, который древнее христианства, а вот повелитель грозы был архангел Гавриил, покровитель всех электриков, который спустился в виде белого голубя и сообщил… 4,5 см что-то не очень тянет на идол, хотя куклам всегда предавали магическое значение. Какая связь с ножом в дупле?
Длоса, спасибо за комент как повод объяснений. Во первых крупных идолов жгли начиная с средневековья по всей Европе. В Азию культурологи добрались позже. Почему идол в дупле, а нож на шканте на дереве? Потому что итернета не было, нельзя было просто написать – я язычник-арий и на этом Вася. Чувак владелец реально верил и ходил к идолу типа молится. Есть большие каменные бабы в Хакассии, их культурологи у народа отобрали, часть стащили в музей, часть продали немцам. Часть осталась, но не бесхозно, а как достопримечательность у кафе и шиномонтажки. Однако каменные бабы Хакасии это не идолы Перуна, а идолы Венеры. Поэтому находка Перуна в дупле, с его атрибутом ножом-мечем очень ценная ибо редкая. Культурологи посчитали что эта кукла для барабашки, но Авак урезонил пацанов.
У нас живёт странная легенда про спящую безпробудным сном Богиню. Пережиток матриархата. Наверное, её Рерих называл “Матерь Мира”?
а можете кратенько суть легенды изложить?
Подробностей нет. Или они слишком сокровенные. И каждый по-своему её представляет – Рерих по-своему. Я в цветах, как у “Царевны-Лебедя” (или “Демона”?) Врубеля – в разноцветных камнях на тёмном фоне, огромная, лица не видно. Похоже на смутный образ из сновидения.
У нас сейчас на раскопках городища предыдущего Минска (сгоревшего в 1067 году) находят дубы с вживлёнными челюстями кабана (вепря).
У нас под прикрытием архираскопок третий год не строят метро, которое по чести и не нужно. Но губернатора избирали этим метром, плюс деньги мрачно хочется пилить. И вот раскопки, остатки костей, обломки кирпичей, горлышко стеклянной бутылки, и все такое лет восемь подряд. Не удивлюсь если потом из этого сделают для миссии Архимида морсианский грунт и будут китайцам продавать. Китайцы закопают и выдадут это за свое. А кобан в дубу это прикольно и поэтично. Тут один член союза писов накропал стихо, как они в детстве на хлеб мазали печень печенега. Я пародии не пишу, но кобан в дубу это стимул.
Торможение усиленной гигантомании не улучшится если метром выбирать губернатора.
Вот тебе полезная ссылочка про Перунову топонимику:
https://www.ufo-com.net/publications/art-7922-perunova-toponimika.html
Но если перейдёшь на “Главную страницу”, или в раздел “Книги/Загадки истории и археологии”, там найдёшь много сведений про литературу соответствующего рода.
Прочтёшь, и у тебя появится много новых творческих идей.
В Добрый путь!
Саныч эту топонимику можно долго изучать, да толку не будет. Нет изначального понятия о сущности языческих богов, о культе, о этносах изначального их действа. Бал Тилак нашел отправной момент ценный, в подробности, мало читали Тилака. Тилак описал сам культ, а Авакян триаду главных богов, место старта и происхождение рун. То что в обычной литературе даже научно-исторической имеет чисто обзорный характер. На вопрос так есть ли в натуре Перун, Кулем, Мара или Макош? наука не ответит. Т.е. изучаем незнамо что, но в деталях. Даже на вопрос, а как созданы черты божеств культов, у науки ответа нет, кроме солнышко светило это Ра, громик грянул Зепс, паучек прополз Макош, урожай вырос или сгнил Венера. Поэтому мир изо иллюзий и жур уток процветает.
читал за такое в изысканиях Храма Рэтры, был такой культ, чревовещателей что-ли, не припомню уже точно. Но факт того, что придавали деревьям животные черты “вживляя” звериные атрибуты.
Немецкие хронисты не могли произнести “Радогощ” или “Радогост”, исказили до “Ретры”. Но это город так назывался. А храм был посвяшён Сварогу.
помоему это древнее название позже стало звучать как Терра