7 зодчих, создавших архитектуру Советского Союза

693 0
Перед авангардистами, классиками и конструктивистами стояла одна общая задача – создать идеальные города для советских граждан. Рассказываем, кто были эти люди.

1. Алексей Щусев: от Мавзолея до самой красивой станции метро

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1f85600a64846d5fd1.jpg

Станция метро «Комсомольская» по праву считается самой роскошной: мраморные колонны, хрустальные люстры, искусные мозаичные панно. Настоящий дворец! Эта станция была последним проектом Алексея Щусева (1873-1949), обладателя множества высоких титулов. Он работал в разных стилях: модерн, ар-деко, конструктивизм. До революции он весьма успешно проектировал храмы и усадьбы (включая Марфо-Мариинскую обитель).

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1f85600a64846d5fd0.jpg

В СССР к нему пришла известность после строительства Мавзолея Владимира Ленина на Красной площади (1926-1930). По его проекту было построено также здание Казанского вокзала (начато в 1912 и закончено в 1940), Москворецкий мост (1938), гостиница «Москва» на Охотном ряду (1930-е, сейчас на том же месте ее копия 2013 года) и несколько жилых домов. 

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1f85600a64846d5fcf.jpg

Но отдельными зданиями Щусев не ограничивался: под его руководством вместе с командой других архитекторов был создан проект генеральной реконструкции Москвы. Они хотели превратить советскую столицу в город-сад: администрацию перенести на Ходынское поле, чтобы сохранить старинную архитектуру центра, построить комплекс центральных вокзалов, соединить железные дороги разных направлений, чередовать жилые кварталы с парками. Однако план Щусева не был принят (хотя некоторые пункты были и включены в план 1935 года, например, радиально-кольцевая планировка города). И Москва в итоге, к сожалению, все-таки лишилась многих архитектурных шедевров (они были снесены для расчистки пространства для новых строений): Китайгородской стены, Сухаревой башни, Страстного монастыря. 

2. Иван Фомин: создатель «пролетарской классики» 

Что будет, если скрестить строгие конструктивистские формы с античными колоннами? Именно так представлял себе Иван Фомин (1872-1936) идеальные здания для советского человека. Свой стиль он назвал «пролетарской классикой», или «красной дорикой».

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1e85600a64846d5fcd.jpg

В ранние послереволюционные годы он занимался генеральной реконструкцией Санкт-Петербурга (современный вид Марсово поле обрело благодаря ему), но особенно интересно его концепция воплотилась в жизнь в городе Иванове – текстильной столице СССР. Там он построил целый университетский квартал, в том числе, учебные корпуса и библиотеку.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1e85600a64846d5fcc.jpg

В Москве самыми известными его работами стали жилой дом общества «Динамо» на Большой лубянке и офис РЖД на Красных Воротах. «Визитной карточкой» Фомина можно считать парные колонны, которые он очень любил добавлять к своим творениям. 

3. Константин Мельников: главный авангардист в архитектуре

Москва 1920-х годов была городом авангарда, а его лидером был, безусловно,  Константин Мельников (1890-1974). Он работал вместе с Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским надо архитектурным обликом Москвы, и занимался, по большей части, проектированием клубов для культурного досуга (например, Дом культуры имени Русакова) и гаражей для московского транспорта (трапециевидный Бахметьевский гараж, гараж Госплана с круглым окном-фарой сегодня считаются памятниками культуры).

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1d85600a64846d5fc9.jpg

Но самым необычным зданием, которое построил Мельников был, пожалуй, его собственный дом-мастерская (конец 1920-х) в виде цилиндра. 

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1d85600a64846d5fca.jpg

Мельников спроектировал и центральную часть Парка Горького, которая сохранилась до наших дней почти сто лет спустя. В последние годы жизни он преподавал архитектуру студентам. 

4. Лев Руднев: ведущий архитектор «сталинского ампира»

По предложению Иосифа Сталина, в послевоенные годы в Москве должны были появиться восемь высотных зданий, которые бы символизировали 800-летие города (успели построить семь из них – «семь сестер»). Одним из основных архитекторов проекта стал Лев Руднев (1885-1956), который работал с Фоминым над планировкой Марсова поля.

Руднев спроектировал главное здание МГУ на Воробьевых горах, Дворец культуры и науки в Варшаве, Военную академию и здания Министерства обороны в Москве, Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1c85600a64846d5fc6.jpg

Все эти сооружения выполнены в канонах «сталинского ампира». Архитектор пережил блокаду Ленинграда и после войны активно принимал участие в восстановлении Риги, Воронежа и Москвы.

5. Иван Жолтовский: от богатых особняков к промышленным объектам

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1c85600a64846d5fc5.jpg

До революции Иван Жолтовский (1867-1959) возводил преимущественно загородные виллы и городские дома для богатых жителей Москвы. В советские годы он вместе со Щусевым занимается крупными строительными проектами в своем любимом неоклассическом стиле.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1c85600a64846d5fc3.jpg

Так, он спроектировал здание старейшей тепловой электростанции страны на Раушской набережной (она до сих пор снабжает энергией Кремль!), перестроил Московский ипподром, построил несколько санаториев в Крыму, Ривьерский мост в Сочи и ряд домов для партийных работников.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1c85600a64846d5fc4.jpg

Самым грандиозным из жилых строений Жолтовского стал «дом с башенкой» на Смоленской площади: это одно из редких зданий, которое имеет собственный вход в метро. После войны мастерская Жолтовского принимала участие в одном из первых конкурсов на строительство панельных домов.  

6. Виталий Лагутенко: автор первых «хрущевок»

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1c85600a64846d5fc2.jpg

Послевоенную советскую жилую архитектуру нередко упрекают за серость и обезличенность, однако именно панельные дома позволили в короткий срок решить «квартирный вопрос» миллионов граждан. Над типовыми быстровозводимыми домами работали многие архитекторы, но в итоге самым удачным оказался проект Виталия Лагутенко (1904-1969).

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1b85600a64846d5fc1.jpg

Первые дома серии К-7 появились в 1960-х в Москве, Саратове, Петербурге, Мурманске и других городах. Идею Лагутенко стали развивать и другие архитекторы, а для строительства домов в крупных городах организовали комбинаты по выпуску железобетонных панелей. 

7. Михаил Посохин: олимпийская Москва

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1b85600a64846d5fc0.jpg

Советская столица необычайно преобразилась к летним играм 1980 года. Иностранные гости, которые попадали в закрытую страну, должны были увидеть ее во всем блеске. Под руководством Михаила Посохина (1910-1989) был построен Олимпийский стадион – самый большой на тот момент в Европе (на 35 тысяч зрителей), который поражал воображение.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1b85600a64846d5fbf.jpg

По проекту Посохина был застроен Новый Арбат домами-книжками, на Красной Пресне появился Экспоцентр и Центр международной торговли, а в Северном Чертанове возвели экспериментальный образцово-показательный микрорайон, представляющий собой жилые дома разной этажности с необходимой инфраструктурой.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2021.07/original/60fa7c1b85600a64846d5fbe.jpg

Кроме того, Посохин занимался и проектированием зданий для государственных нужд: так, в Кремле по его проекту построен Дворец съездов, а в Вашингтоне – российское посольство.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru