Главный признак советского детского кино

707 3

Полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях.

«А пока мы только дети,
Нам расти ещё расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди».
Песня из кинофильма «Приключения Электроника»

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь, точнее – пересматриваешь советское кино для детей, это – полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях. Всегда найдётся умный и добрый взрослый, который возьмёт за руку и поможет. Конечно, дядьки могли быть гадами, как в фильме «Серёжа» (1960), где некий лощёный хохмач подзывает мальчика и протягивает ему фантик заместо конфеты.

«Дядя Петя, ты дурак?» – звучит откровенный вопрос, но при этом транслируется мысль: Серёжу никто в обиду не даст, а надёжный Коростылёв – идеал мужчины-защитника – встаёт на сторону обделённого пасынка: «И правильно. Справедливая критика». И тот понимает: мир – честен, а дядя Петя – реально идиот.

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2020/12/glavnyiy-priznak-detskogo-kino-3.jpg

Любая, самая насыщенная приключениями, кинокартина, дышала спокойствием, и Неуловимые Мстители казались ещё и неуязвимыми – они же дети, а наше детство должно быть укрыто от бурь – пусть над землёй грохочут громы и несётся тачанка Гражданской войны. В сюжетах о мирной жизни ребёнку вообще ничто не угрожало. Малютка Наташа из комедии «Подкидыш» (1939) может не беспокоиться – её везде примут, и сходу, радостно удочерят. Кроха бегает по городу, попадая в забавные ситуации, но пугается ли зритель, видя, как Наташу берёт за руку странная тётка, нервированная дядей-Мулей? Киднеппинг – не советская тема! Это у них-там-в Америке воруют дочерей ответственных работников.

Включаем «Первоклассницу» (1948) - тут размеренно-плавная бытность упитанных девочек. У них всё прекрасно, за исключением некоторых проблем с чистописанием. Единственный ужас — метель в предвечернем лесу, но мы-то с вами понимаем, что они там не замёрзнут и их не будут …откапывать по весне с занесением факта в протоколы. Их спасут. Их отогреют. Иначе-то не бывает.

«Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) – фильм ещё и о том, что советский ребёнок может не бояться ощеренного мегаполиса. Москва-реальная не была оазисом в те годы – молодёжная преступность и безотцовщина таились в каждой подворотне. Вместе с тем, общество старательно оберегало детвору – Алёша Птицын тренирует волю на фоне благополучной столицы – и в кадре нет никакой жути – кроме страха «не выработать характер» и остаться расхлябанным толстяком. Весёлые «Приключения Толи Клюквина» (1964) тоже не опасны – что может случиться с маленьким гражданином, пусть и любящим создавать себе проблемы? Солнечные «хрущёвские» новостройки, где всё ровно и ясно, как на полотнах Юрия Пименова!

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2020/12/glavnyiy-priznak-detskogo-kino-4.jpg

Разумеется, нам показывали группки хулиганов и двоечников, готовых дать подзатыльник слабаку или отнять велосипед у хорошенькой отличницы. Но малолетние «жиганы» смотрелись комично, а предводительствовал ими великовозрастный полудурок в неизменно-дивном исполнении Савелия Крамарова.

В картине «Друг мой, Колька!» (1961) трудный подросток мечется в путах сложнейшего выбора – то ли стать уличным балбесом, как Вовка Пименов (да-да, Савелий Крамаров), то ли пойти иным путём. К дурной компании Кольку подталкивает и формалистское равнодушие педагогов. Но это же советское кино и «хороший взрослый», воплощающий самоё Советскую Власть, уже спешит на помощь! Колька не будет свистеть блатные песенки и отбирать мелочь у пацанов.

Попадая в страшную сказку, дети чувствовали незримую поддержку. Оля и Яло остаются пионерками, даже в королевстве Кривых Зеркал и – борются с кривомыслием (sic!), побеждая его. «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Пока бьют часы» (1976), «Тайна железной двери» (1970) – о том, как советские дети рушат и добивают фантазийно-потустороннюю «систему», враждебную советской морали. Октябрята и пионеры действуют в одиночку, без пап, мам, пионервожатых, но за ними всегда стоит некая большая сила.

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2020/12/glavnyiy-priznak-detskogo-kino-2.jpg

В «Приключениях Электроника» (1979) ловкий гангстер Урри чувствует себя по-дурацки, ловя «железного парня» и пытаясь найти, где же у того кнопка, ибо Урри должен выкрасть не набор деталек, но робота, сделанного по образу и подобию хомо-сапиенса. В глазах общества он бы выглядел, как обидчик мальчишки! И везде-то у Электроника стоят «предохранители» в виде окружающих людей и благополучной городской среды. И юный Эл поёт песню о крылатых качелях – искреннюю оду счастливому детству.

Но вот что-то нарушилось… В мини-сериале «Гостья из будущего» (1985) есть незначительный персонаж, который так испугался космических пиратов, что предложил им свою помощь в похищении Коли Герасимова. Да, шестиклассников во главе с Алисой, этот господин тоже испугался. Нам дали понять, что мир взрослых теперь жёстче, а мир детства не такой уж безопасный.

Примерно в то же время на экраны выходит «Чучело» (1984) – здесь не только «детки из клетки» по меткому определению одной из героинь. Тут – равнодушные поколения отцов и дедов. Убогая училка с мещанским душком, инфернальная директриса (она адски улыбалась при входе!), туповато-рыхлая парикмахерша, не въезжающая в то, что происходит; эстет-Бессольцев, погружённый в свои коллекции и внезапно! – узнающий, что у его единственной внучки — серьёзнейшие проблемы. Мы увидели, что детство может быть раненым, битым, покалеченным. А там – взметнулась всепожирающая Перестройка, и детский Эдем полинял, сменившись молодёжными трагедиями в стиле рок, в манере «трэш»…

Источник: Завтра

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
3 Комментария » Оставить комментарий
  • 4369 3961

    Главный признак – добро!

  • 3251 2823

    №29 Яшмаа
    Пользователя нет Сегодня, 11:50 +3

    Во дворе играли в домино, лото, карты. Дети в городки, лапту, асыки и лянгу (в Средней Азии), футбол – естественно.

    Ну рогатки, воздушные змеи, самострелы. Часто праздновали всем двором.

    Ночью бродили гармонисты в компаниях и в одиночку, позже пели в подъездах под гитару.
    На внешний вид дети особо не обращали внимания. Кирзовые сапоги с кожаной подошвой без протектора(у меня такие были), на них очень далеко катишься по раскатанному льду на тротуаре или хорошо катиться с горки на ногах.
    Телогрейка мне очень нравилась своей практичностью. Самокаты на подшипниках самодельные, зимой тарантас (железный прут(15 мм) согнутый так, что получаются сани для езды стоя).

    Много читали. Кто-нибудь читает в подъезде, вкратце объяснит содержание, другим тоже хочется, потом читает весь двор из рук в руки.
    Там “Аэлита”, “Гиперболоид инженера Гарина”, Александра Беляева (3-х томник избранное), “Три мушкетера”, “Ричард львиное сердце”, Джек Лондон, “Кортик”, “Бронзовая птица” и много еще чего (что у знакомого попросил почитать, что в библиотеке взял, ну и свое было).

    В любом киоске можно было купить за 20 копеек журнал “Техника молодежи”, “Юный техник”, “Моделист-конструктор”, “Крокодил”, “Вокруг света” и т.д. и т.п..

    Какое-то время питался по пути в школу в заводской столовой: полборща 3 копейки, две котлеты(или гуляш) 10 коп., гарнир – 5 коп., компот 3 коп., а хлеб был бесплатный, лежал горкой в центре каждого стола, ну еще уксус, перец и горчица.

    Время было счастливое, несмотря на относительную бедность (хотя никто от голода не умер, или под забором не замерз).
    Телевизор был в одной семье из пяти, вот у них всей толпой смотрели, сидя на полу.

    Пропасть никому не давали. Были конечно и драки, и воры были, и криминал, но они и сейчас есть. Но, тем не менее, мы детьми по улицам ходили без опаски по ночам тоже. Это я про Алма-Ату.

    Первоисточник публикации: https://politikus.ru/video/123955-moskva-poslevoennaya-v-cvete.html
    Politikus.ru

  • 1614 759

    Но вот что-то нарушилось… И мы просто увидели реальность

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru