Пиарщики вермахта

990 2

В этом материале речь пойдет не о российских либералах или неовласовцах (как можно подумать из названия). Нет, речь как раз о тех, кто создавал не только красивые эсесовские мундиры (привлекая к работе германского дизайнера Хьюго Босса), но и продумывал рекламную компанию вермахта. То есть – армии нацистской Германии.
Думаю, что любой, кто интересуется историей и ведет «битвы» за историческую правду в интернете, получал в качестве «аргумента» оппонентов красивое фото. На нем германский солдат в окружении жителей Украины (Белоруссии, России, Польши и т.д.). Миролюбивая картинка – жители рады, угощают солдата, мирно беседуют.
Все это фотографии были не просто постановочными, но тщательно планировались и разрабатывались заранее!
Так вот сегодня рассказ о тех, чья работа и состояла в том, чтобы создавать такие фото. Формировать образ, который потом перекочевывал на пропагандистские нацистские плакаты.

Источник: WarSpot.RU


Пиарщики вермахта

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2020/05/xPiarshhiki-vermahta-750×311.jpg.pagespeed.ic.0yOnMphJf3.jpg

Большинство появлявшихся в печати во время Второй мировой войны немецких фотографий были сделаны пропагандистскими ротами — специально созданными подразделениями вермахта. Многие снимки изображают немецкого солдата как безупречно воспитанного и дисциплинированного бойца, несущего свет культуры на «дикий» восток и противостоящего нашествию варварских орд. Посмотрим, кто занимался производством таких фотографий, насколько эти снимки соответствовали действительности и в каком контексте их необходимо рассматривать в наше время.

Репортёры или идеологи?

Долгие годы об этих войсках рассказывали лишь сами служившие в них солдаты, а взгляд со стороны отсутствовал. После войны многие служащие рот пропаганды (РП), а также руководитель отдела пропаганды вермахта Хассо фон Ведель публиковали мемуары и писали статьи, в которых пытались оправдать РП и отделить их от преступного национал-социалистического государства и его идеологии, представив роты как независимый объективный источник, показывавший миру правдивую реальность. Созданная в Гамбурге в 1951 году организация Wildente («Дикая утка») объединила в своих рядах ветеранов РП и стремилась показать их свободными от идеологического давления репортёрами. Однако недавние исследования историков Даниэла Юзиэла и Бернда Болля доказывают, что служащие РП вовсе не были аполитичными журналистами, которых заставили надеть военную форму. Исследователь Винфрид Ранке отмечал, что многие фотографы РП разделяли национал-социалистические взгляды и рьяно исполняли приказы начальства, желая продвинуться по службе. Они конкурировали между собой, пытаясь пробиться со своими снимками на обложки немецких СМИ.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/091/content/linija_stalina-47355075fe35eb98ef8f08b210abda53.jpg

«Это была Линия Сталина». Коллаж из нескольких фотографий был помещён на развороте журнала Ilustrowany Kurier Polski от 27 июля 1941 года. Солдаты стоят спиной к фотографу, что должно было создать у зрителя эффект присутствия на поле боя. Вверху добавлены фотографии бомбардировщиков, а с помощью дыма прикрыты линии монтажа. Коллаж демонстрировал доблесть немецких солдат, прорывающих Линию Сталина, и заставлял поверить в неизбежную победу вермахта

После войны Хассо фон Ведель уверял, что сделанные его ротами в Польше фотографии были в большинстве своём объективными, однако историки Альрих Майер и Оливер Зандер доказали, что это не так. Фон Ведель писал даже о «пассивном сопротивлении» рот пропаганды расовой идеологии. Однако, по замечанию Бернда Болля, в задачу рот не входил объективный показ событий Второй мировой — напротив, они были оружием, помогавшим вермахту выиграть войну. Сделанные ими фотографии были не произведением искусства или зеркалом повседневности, а идеологическим инструментом.

Организация войск пропаганды

Начало кооперации между НСДАП, министерством народного просвещения и пропаганды и министерством обороны Рейха было положено в 1933 году. В дальнейшем сотрудничество крепло и привело к созданию войск пропаганды. Весной 1938 года начальник штаба Верховного командования вермахта (ВКВ) генерал-полковник Вильгельм Кейтель выпустил меморандум, в котором заявлял, что в будущем тотальная война будет вестись не только на полях сражений — важную роль станут играть экономика и пропаганда. 19 августа того же года штаб выпустил постановление, в котором говорилось, что РП, будучи составной частью войск связи, подчиняются командованию своих армий, однако указания о форме и содержании своих репортажей будут получать от министерства народного просвещения и пропаганды. Ответственность этого ведомства за создание пропагандистских материалов закрепляли Правила ведения пропаганды на войне, изданные ВКВ 27 сентября 1938 года. Для воплощения этих правил в жизнь ВКВ 1 апреля 1939 года основал отдел пропаганды вермахта, ответственный за военную цензуру и ведение репортажей с мест событий. Возглавил его полковник Хассо фон Ведель.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/090/content/hasso_von_wedel-b1583a099647149b4e6a74d3a58d80ed.jpg
Майор Хассо фон Ведель, ноябрь 1938 года. Источник: BArch, Bild 146-2002-005-22A/Stiehr/CC-BY-SA

Отбирая персонал для РП, министерство делало акцент не только на профессиональном уровне фотографов, но и на их политической благонадёжности, рассматривая журналистику как пропагандистскую службу на благо национал-социалистического режима. Каждый кандидат проходил тщательную многоуровневую проверку: по линии НСДАП, министерства обороны, министерства народного просвещения и пропаганды и, наконец, в штабе заместителя фюрера. Кандидатуру командира РП утверждал лично министр пропаганды Йозеф Геббельс. Министерство ежедневно выпускало указания для РП, в которых очерчивало актуальные тенденции и называло темы требуемых статей и фотоснимков.

Начало боевого пути

Фотографы заступили на службу в 1936–1937 годах — они освещали ход военных манёвров. Первые пять рот пропаганды ВКВ создало в августе 1938 года — незадолго до того, как войска вермахта вошли в Судетскую область. Перед нападением на Польшу в 1939 году были созданы дополнительные РП. По штату одна такая рота насчитывала 150 человек: 4–7 из них были фотографами, а остальные — обычными солдатами.

Если фотограф прежде не служил в вооружённых силах, ему присваивалось звание зондерфюрера. Когда его работы появлялись в прессе, он «вырастал» до унтер-офицера. По данным Федерального архива Германии, если фотограф был унтер-офицером и его работы получали известность, он мог продвинуться до офицерского звания и получить статус специального корреспондента (Sonderberichter).

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/082/content/1-d23dd76d912142fffe7e7a0a64ee1342.jpg
Украинские жители встречают немецкого фотографа из РП (рота пропаганды — Propagandakompanie, сокращённо PK). Источник: Bundesarchiv, Bild 101I-187-0203-23 / Gehrmann, Friedrich / CC-BY-SA 3.0

В 1939 году у каждой армии была своя РП. Вместе с немецкими войсками на территорию Польши вступили пять из семи РП вермахта и одна РП флота. В том же году в Потсдаме была создана учебная РП, в которой проходили подготовку пропагандистские подразделения союзных Рейху государств — Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии.

Во время нападения на СССР в июне 1941 года действия вермахта освещали 13 РП сухопутных войск, четыре РП военно-воздушных сил, две полуроты пропаганды военно-морских сил и три РП СС. В 1942 году контингент пропагандистских подразделений насчитывал примерно 15 000 человек. В следующем году у отдела пропаганды вермахта появился собственный штаб, и РП превратились в отдельный род войск. Хассо фон Ведель получил звание генерал-майора и переехал в ставку фюрера.

Задачи РП

Отдел пропаганды вермахта ставил РП задачу улучшить репутацию вооружённых сил. Снимки РП проходили строгую цензуру, которая, с одной стороны, не позволяла показывать ничего лишнего, а с другой — определяла темы, которые надлежало осветить. Фотографии, сделанные пропагандистскими ротами, стали для немцев важнейшими источниками информации о событиях в оккупированных регионах. У них складывалось впечатление, что вермахт несёт культуру в дикие края, освобождает страдающие от тирании народы и помогает местным жителям. Работы фотографов РП должны были показать превосходство немецкой нации над народами востока.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/083/content/92064_bildarchivaustria_preview_1084079-db9c484b80a4c26fde9d340e59d4004f.jpg
Русские крестьянки чистят картошку для солдат вермахта.
Источник: Providing institution Österreichische Nationalbibliothek — Austrian National Library, Creator Scherl Bilderdienst

Верховное командование вермахта и министерство народного просвещения и пропаганды контролировали все снимки, публиковавшиеся в прессе на оккупированных территориях. Отметим, что на страницы газет могли попасть даже фотографии, сделанные гражданскими фотографами, если они соответствовали той картине, которую руководители пропаганды хотели нарисовать. Правда, с 1941 года частным лицам было запрещено иметь фотоаппарат в личном пользовании.

Фотографии РП не только информировали население — в будущем они должны были послужить источниками для написания истории. Все снимки хранились в государственном фотоархиве (Reichsbildarchiv). Бернд Болль пишет, что туда же отправлялись и фотографии, изъятые у местных жителей.

От щелчка фотоаппарата до публикации

Темы будущих фотографий отдел пропаганды вермахта обсуждал с министерством народного просвещения и пропаганды. Затем министерство формулировало заказы для РП и давало чёткие указания: например, нужен снимок для первой полосы, на котором будет изображено не больше двух человек. Бывало, заказы получали конкретные фотографы.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/085/content/bild_1-b595042609044666fa6b8ed9d9ead28d.jpg
Постановочный снимок был сделан на польской границе. Фотография должна создать впечатление, будто Польша была взята практически без боёв. Фотограф Ханс Зённке (Hans Sönnke). Источник: BArch, Bild 183-51909-0003/Sönnke/CC-BY-SA

Стремясь обойти конкурентов, некоторые фотографы похвалялись, что их фото не постановочные, хотя это было совсем не так. Случалось, напротив, что фотографии отбраковывались, так как их постановочный характер слишком уж бросался в глаза. Некоторые мастера славились умением безупречно расставить в кадре людей и предметы. Например, фотограф Георг Шмидт-Шеедер сделал в Дюнкерке немало снимков с британскими военнопленными. На самом деле, когда он приехал туда, то нашёл совсем немного англичан — основную массу пленников составляли французы. Фотограф не растерялся: он сделал несколько снимков британцев крупным планом на фоне размытых фигур французских солдат.

Фотографы пользовались камерами типа Leica III и Contax III. Снимки делались форматом 24×36 мм, а потом из негативов они превращались в позитивы подходящего для прессы формата 13×18 см. Однако сами фотографы не имели права передавать свои работы в СМИ — фотографиям предстояло проделать долгий путь. На оборотной стороне снимка наклеивался сопроводительный ярлык с описанием того, что на нём запечатлено. Цветом ярлыка обозначался уровень доступа: например, жёлтый означал «только для служебного пользования», а белый — «для прессы». Далее снимок попадал в министерство просвещения и пропаганды, где специально подготовленные сотрудники проверяли фотографию на соответствие поставленным задачам и на политическую благонадёжность. Если снимок проходил это частое сито, на его оборотной стороне ставилась печать, и фотография отправлялась в бюро фотоновостей (Bildnachrichtenbüro), где её снова обозначали цветом.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/088/content/foto_5-69bcb5907e2b317058c978950f667807.jpg
Сделанный РП снимок и сопроводительный ярлык на его обратной стороне. Описание гласит: «Солдатская могила у Кроне. Одна из первых жертв во время немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине принадлежит сапёру, 2 сентября отдавшему свою жизнь за фюрера и за свой народ». Фотограф Хайнц Бёзиг. Источник: BArch Bild 183-2008-0415-507/CC-BY-SA

Снимки публиковались в иллюстрированных журналах и на страницах примерно сорока газет, на плакатах, открытках, листовках и стенгазетах в оккупированных регионах. Выпускались и фотокниги — одна такая, например, была посвящена Польскому походу вермахта.

Пример использования фотографии в интересах немецкой пропаганды можно увидеть в советском фильме «Судьба» (1977). Жена секретаря обкома, врач психиатрической больницы, не эвакуируется и вместе со своими пациентами попадает в плен. РП фотографирует её вместе с немцами и передаёт снимок в стенгазету, чтобы сформировать впечатление, будто она сотрудничает с оккупантами, и тем самым подорвать авторитет секретаря обкома — партизанского командира.

Верю-не верю

Фотографии РП, по мнению Болля, в основной своей массе нельзя назвать достоверными. Например, как следует из указа отдела пропаганды вермахта от 24 ноября 1939 года, для иллюстрации боёв на территории Польши использовались снимки с манёвров предвоенного времени. Зачастую фотографии проходили дополнительную обработку, чтобы добавить им драматизма (например, в сценах боёв могли дорисовать пламя) и выставить вермахт в выгодном свете.

В ходе Польской кампании 1939 года снимки РП стремились убедить поляков в их окончательном поражении и в непобедимости вермахта. По утверждению некоторых польских исследователей, немецкие фотографы создавали в общественном сознании оккупированного населения образ врага — это были евреи, англичане и русские — и накачивали поляков национал-социалистическими идеями. В оккупационной прессе фотографии транслировали населению антисемитские и антисоветские установки, при этом авторами снимков якобы были не военнослужащие РП, а сотрудники иных служб — например, американского информационного агентства Associated Press.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/092/content/rece_do_gory-7965bc0cc450ae59ce6aa56fb8abaea4.jpg
Коллаж из журнала Ilustrowany Kurier Polski от 21 сентября 1941 года. Слева композиция «Руки вверх»: несколько снимков сдающихся советских солдат рядом со снятым крупным планом человеком в грязных лохмотьях — подпись к фото сообщает,что это взятый в плен советский еврей. Справа композиция «В атаку»: немецкие солдаты ведут огонь по врагу

В производстве фотографий часто использовался приём, основанный на противопоставлении. Фотографы играли на контрасте между «грязными», подобными животным, советскими гражданами и «чистыми» немцами, рисуя картину расового превосходства немецкой нации. Истоки такой иконографии уходят в 1937 год, когда были изданы Указания для антибольшевистской пропаганды. Позже их закрепил указ министра пропаганды Йозефа Геббельса от 5 июля 1941 года, гласивший:

«Важно противопоставлять изображения озверевших большевиков свободно и открыто глядящим немецким рабочим, грязные советские бараки — немецким поселениям и разбитые заболоченные тропы — хорошим немецким дорогам».

В прессе Германии и оккупированной Польши использовался и другой приём: акцент на растиражированные пропагандой особенности внешности, присущие тому или иному народу. Такие фотографии должны были вызывать у читателя отвращение. При этом важно было использовать громкие слова — например, «орда» — и наделять советских солдат азиатской внешностью, подчёркивая «расовую неполноценность» военнослужащих Красной армии.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/089/content/fotomontazh_ordy-b3c484692dae9e15371faaee26de6caf.jpg
Обложка журнала Ilustrowany Kurier Polski от 12 июня 1942 года. Подпись гласит: «С помощью таких полчищ Сталин хотел захватить Европу, а Рузвельт и Черчилль сочли этот план «очень вдохновляющим»

Наступление вермахта на восток подавалось как героический поступок: солдаты преграждали дорогу диким восточным ордам, желавшим захватить Европу, и выступали освободителями этнических немцев, преследуемых в Польше: РП исправно поставляли в прессу фотографии, «свидетельствовавшие» об уничтожении живших здесь немцев. Во время Французской кампании 1940 года пропагандистские роты клепали снимки темнокожих французских солдат, представляя их как расово чужих и низкосортных людей. В Польше такая роль отводилась евреям, а в СССР — евреям и азиатам.

Террор против гражданского населения редко попадал в объектив фотокамеры, и эти снимки не появлялись в прессе.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/084/content/asiaty-09a362a08f074b5cb8ba5ee792783aff.jpg

На обложке журнала Ilustrowany Kurier Polski были изображены сдающиеся в плен советские солдаты азиатского происхождения

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/087/content/evrei_v_kaftane-fd4223f71f560299f34b49c166259ca7.jpg

Еврей из Лодзинского гетто попал в объектив сразу двух фотографов РП благодаря своему характерному внешнему виду. Источник: BArch Bild 101I-133-0703-19/Zermin/CC-BY-SA

Итоги

При анализе сделанных ротами пропаганды фотографий важно понимать, что они служили инструментом психологической войны. Продвигавшийся на восток вермахт должен был представать в глазах соотечественников в образе блистательного освободителя — в этом и заключалась задача РП. В прессе широко тиражировались фотографии, на которых жители СССР с радостью встречали немецких солдат, а также снимки военных врачей вермахта, заботливо оказывавших помощь гражданскому населению.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/093/content/vstrecha-e179913776e8e6f7f66950b8bc93766b.jpg

Жители Западной Белоруссии встречают солдат вермахта. history.nn.by

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/082/086/content/doktor-849e8f3193be3fc773e750a455b09b5b.jpg

Немецкий врач осматривает ребёнка. foto-history.livejournal.com

Работы фотографов РП продолжают оказывать влияние на умы и в наше время: нет-нет да может вдруг показаться, что солдаты вермахта были совсем не так жестоки, как уверяют учебники истории. У кого-то может даже сложиться впечатление, что национал-социализм вовсе не так уж плох, а его приверженцы несли культуру и просвещение в «дикие» земли: не зря простой народ приветствовал немецких солдат.

Однако, как видим, над таким впечатлением трудились специально отобранные и проинструктированные люди, создававшие и распространявшие требуемые образы в соответствии с национал-социалистическими директивами. Важно помнить, что эти фотографии постановочные и не соответствуют действительности, что снимки проходили строгую цензуру, а погибшие от холода и голода, замученные эсэсовцами мирные жители оккупированных территорий не попадали в объектив немецкого фотоаппарата и не давали интервью немецкому журналисту.

Источники и литература:

  1. Доклады РП 637, осень 1939, Bundesarchiv.
  2. M.Y. Arani. Fotografische Selbst- und Fremdbilder. — Hamburg, 2008.
  3. Ahlrich Meyer. Der Blick des Besatzers. Propagandaphotographie der Wehrmacht aus Marseille 1942–1944. — Bremen, 1999.
  4. Bernd Boll. Das Bild als Waffe 1938–1945 // Zeitschrift für Geschichtswissenschaft 54 ​​(2006).
  5. Daniel Uziel. The Propaganda Warriors. — Oxford and Bern, 2008.
  6. Winfried Ranke. Fotografische Kriegsberichterstattung im Zweiten Weltkrieg // Fotogeschichte. — 1992. — № 12.
  7. Hasso von Wedel. Die Propagandatruppen der Deutschen Wehrmacht. — Gilching 1962.
  8. Oliver Sander. Deutsche Bildberichter in Polen // Im Objektiv des Feindes. Die deutschen Bildberichterstatter im besetzten Warschau 1939–1945. — Berlin, 2008.
  9. Doris Heidi Kohlmann-Viand. NS-Pressepolitik im Zweiten Weltkrieg: Die «Vertraulichen Informationen» als Mittel der Presselenkung. — De Gruyter Saur, 1991
  10. Lucjan Dobroszycki. Die legale plnische Presse im Generalgouvernement 1939–1945. — München, 1977.
  11. Lars Jockheck. Propaganda im Generalgouvernement 1939–1945. — Osnabrück, 2006.
  12. Edmund Dmitrów. Obraz Rosji i Rosjan w propagandzie narodowych socjalistów, 1933–1945: Stare i nowe stereotypy. — Instytut Studiów Politycznych Polskiej Akademii Nauk, 1997.
Метки: блог
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru