Источник: specnaz.ru @ Павел Евдокимов
Одним из тех, кто в морозном декабре 1979 года непосредственно руководил в Кабуле операцией «Шторм-333», был генерал Юрий Дроздов (1925—2017). Человек-легенда, ветеран Великой Отечественной войны и начальник нелегальной разведки КГБ.
НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
— Юрий Иванович, где и в каком качестве Вас застали события в Афганистане?
— В ноябре 1979 года я еще находился в США. Домой вернулся 14-го. Месяц ушел на решение кадровых проблем. В конце ноября я был назначен на должность начальника Управления «С» в ранге первого заместителя Первого Главного управления КГБ.
19 декабря меня вызвал Ю. В. Андропов. На встрече присутствовал Крючков. «В Афганистане сложная обстановка, там уже работают люди из твоего управления, — сказал Юрий Владимирович. — На сегодняшний день из участников Великой Отечественной войны ты у нас один остался, кто по-настоящему воевал».
— Но ведь в руководстве КГБ были и другие ветераны. Например, Пирожков.
— Сказал так, наверное, чтобы подготовить дальнейший разговор. В последний период...
Читать далее 4892 слова 97%.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Генерал Юрий Дроздов, ветеран Великой Отечественной войны, сыграл ключевую роль в операции Шторм-333 по захвату дворца Тадж-Бек в Кабуле в декабре 1979 года.
2. Обстановка в Афганистане была крайне напряженной, и КГБ, зная о растущей угрозе со стороны противника, отозвал Дроздова для выполнения важной задачи.
3. Участие советских войск в Афганистане было спорным решением, и несмотря на некоторые предупреждения о возможных негативных последствиях, высшее руководство приняло решение о вводе войск.
4. Дроздов не имел возможности отказаться от миссии, так как в разведке принято подчиняться приказам вышестоящих.
5. Успех операции был обеспечен совместной работой различных подразделений спецназа и четким планированием.
6. Дроздов выражает сомнение в том, что ввод советских войск был необходим, и считает, что следовало бы развернуть активную акцию по разоблачению действий противника.
7. Операция длилась всего 43 минуты, но была хорошо спланирована и выполнена с минимальными потерями.
8. Друзья и коллеги генерала формируют образ преданного и мужественного командира, который знал, на что шел, и понимал всю серьезность ситуации.
Вывод:
Статья подчеркивает ключевую роль генерала Юрия Дроздова в операции по захвату Тадж-Бека в Афганистане, представляя его как опытного и преданного командиру, который действовал согласно приказам высшего руководства, несмотря на спорность принятого решения о введении войск. Автор выражает мнение, что, возможно, ввод войск был ненужным и что операция могла быть осуществлена без долгосрочного пребывания советских сил в этом регионе.
Вывод редакции:
Тезисы автора в значительной степени отражают мысли историков и военно-политических аналитиков о событиях, связанных с вводом советских войск в Афганистан. Хотя в целом соглашение с мнением о ненужности ввода войск является распространенной точкой зрения, действия и решения списка советского руководства на тот момент лучше изучены, и это мнение не может рассматриваться как абсолютно объективное. Таким образом, статья завершается некоторой долей критики и рефлексии по поводу советского подхода к кризису в Афганистане, что делает её актуальной для анализа исторических событий.