Главная » Мировоззрение, Образование

О некоторых незаметных изменениях системы образования и их далеко идущих социальных последствиях

09:22. 3 января 2020 702 просмотра 2 коммент. Опубликовал:

Тема падения качества образования заботит многих, приходящие работать молодые недообразованные кадры налицо, однако некоторые важные моменты, связанные с системой образования, ещё вроде никто подробно не разбирал. Это процесс усиления требований к родителям со стороны школы в плане гиперопёки.

Гиперопёка в качестве отдельных случаев встречалась и в позднем СССР и в 90-ые годы, но в позднем СССР это было плодом личных тараканов некоторых особенно активных бабушек и дедушек из интеллигентских семей, решивших найти в этом занятии смысл жизни. Однако это было исключением, а не правилом..

В позднесоветский период время отпуска по уходу за ребёнком постепенно увеличивалось, женщины постепенно оставались с детьми всё дольше и дольше, пока совсем на излёте СССР в 1989 году он не достиг трёх лет.

Причём такое увеличение воспринималось положительно в первую очередь самими женщинами, считавшими, что лучше посидеть с дитём подольше. Как-то не думали, что обретая право так долго сидеть с малышом, женщины автоматически теряли ценность как работницы. Ведь в СССР работу при желании мог получить любой после сколь угодно долгого перерыва, это сейчас перерыв стажа в резюме фактически приговор.


Впрочем, работа по сравнению с семьёй у позднесоветских людей всё больше отодвигалась на задний план, так как какая-нибудь работа обязательно будет, а вот семья — это негарантировано, а потому важно. Ценность семьи вырастала в глазах позднесоветских людей по мере падениях ценности товарищества.

Вспомним басню С. Михалкова «Кукушка и Скворец». Там одинокой вольной кукушке противопоставлена семья скворцов, способная благодаря сплочённости даже противостоять хищнику, а одинокую кукушку хищник легко съел. Но то, что обороняться от врага предлагали вместе с членами семьи, а не с товарищами, —тревожный звоночек.

В 90-ые годы случаи гиперопёки участились по двум причинам.

1). При деградирующей промышленности многие оставались без официальной работы, и при возможности жить на пенсию, на содержании у других членов семьи или иные источники дохода кто-то мог посвятить себя детям. Тем более что такой тренд наметился уже и в позднем СССР, когда идея «посвятить себя детям» уже вызывала понимание в обществе.

2). Уровень опасности на улицах возрос многократно, при чём эти ужасы подробно освещались в прессе, и потому многие взрослые сделали охрану своих детей жизненным приоритетом.

Кстати, очень часто говорят, что 19-миллионная КПСС растворилась в никуда, потому что там якобы совсем-совсем не было идейных коммунистов, и мол из них якобы ни один человек на защиту социализма не встал.

Насчёт «ни один» явное преувеличение, иначе откуда бы взялись РКРП и другие постсоветские компартии, однако большая часть коммунистов КПСС в них и в самом деле не пошла. Но и в бизнес из них бросились далеко не все. Большинство стали простыми обывателями.

Думаю, что многие рассуждали как мой дед. Он не потерял интереса к политике, всегда читал просоветские газеты и смотрел политические передачи, но говорил так: «Я старый, пусть этим молодые занимаются, а мне внучку охранять надо». И конвоировал меня до 18-ти лет, когда большинство моих сверстниц уже бегали самостоятельно.

Конечно, цели своей он достиг, так как под его конвоем на меня никто, разумеется, не покушался, но всё-таки задним числом я порой думаю, что те коммунисты, кто предпочёл борьбе за социализм защиту своих детей от некоторых последствий капитализма, были очень неправы, да и невозможно водить своих детей за руку вечно.

Меня он, конечно, с одной стороны убедил в необходимости ходить под его конвоем, потому что рассказал, что тех, кто без конвоя, периодически насилуют по подъездам. Но при этом я всё равно понимала, что со временем он станет совсем старый и меня конвоировать не сможет, и мне тогда всё равно придётся присоединиться к множеству этим самых периодически насилуемых по подъездам, — как хочешь, так и приспосабливай свою психику к этому факту.

Потом, правда, кодовые замки ввели, и собственно риск от подъездов уменьшился, но некоторые последствия для психики от такого воспитания неизбежно остаются.

Кстати, влияние гиперопёки на воспитание и формирование личности с марксистской точки зрения никто не изучал. Потому что во все времена гиперопекамые составляли меньшинство из привилегированных классов. И потому никто не задумывается, что рост гиперопёки может быть не менее опасен для будущего, чем снижение собственно уровня образования и грамотности.

Последнее, конечно, — процесс неприятный, но даже в неграмотной Царской России как-то сумели совершить революцию, а потом сделать ликвидацию безграмотности. Тут по крайней мере есть готовый рецепт «что делать».

Курсы подготовки не дают никаких гарантий, что при собеседовании, которым теперь сопровождается поступление в школу, школа останется довольна уровнем подготовки

А каковы последствия гиперопёки и что с ними делать, никто не знает. Как выросшая как раз в таких условиях, я на личном опыте и опыте окружения могу сделать кое-какие выводы.

Конечно, в позднесоветское время так везло, точнее, не везло, отдельным детям среди интеллигенции, и большинство из них, как минимум, осознавали ненормальность этой ситуации в сравнении со сверстниками. Эта тема рассматривалась в повести Эдуарда Успенского «Следствие ведут колобки».

Там сатирически показана такая гиперопёка над ребёнком с вождением его без продыху от секции к секции, и такой жизни не выдерживает даже занявший временно место такого ребёнка сотрудник милиции. Мальчик от такой жизни закономерно сбежал бомжевать в парк, ибо про то, что парки кишат педофилами, его всё-таки не «грузили».

Впрочем, не «грузят» вроде бы и современных детей, т. к. это теперь информация +18, им просто внушают страх перед любым незнакомцем, даже не объясняя, чем тот опасен. Хотя неизвестно, что больше давит на психику — истории про изнасилованных под кустами или некая неизвестная опасность, о которой даже взрослые предпочитают не распространяться.

Но вернёмся к тому аспекту гипеопеки, который связан с учёбной нагрузкой. В повести Э. Успенского честолюбивая «бабушка молодёжно-спортивного типа» изо всех сил вкладывается в ребёнка, так как хочет воспитать гения, и потому вместо одной-двух секций водит шестилетнего ребёнка на десять, не оставляя времени на отдых и игру, надеясь воспитать будущего гения, академика, спортсмена и музыканта.

Это не такое уж преувеличение, у друзей моих родителей тоже был в семье талантливый музыкант и отличник, которого воспитывали как гения с детства, но это считалось редким эксклюзивом, его мать говорила, что таких только десяток на всю Москву.

Так что, едва ли тогда хоть кому-то могло прийти в голову, что такая модель может стать обязательной де факто — вне зависимости от способностей ребёнка, а также желания и возможностей родителей.

Раньше в школу брали детей, не предъявляя к ним никаких требований, чисто по месту жительства и не проводя никаких собеседований.

Однако потом как-то самим собой стало считаться разумеющимся, что ребёнок до школы должен пройти курсы подготовки, где научиться читать и писать, — иначе в хорошую школу его могут и не взять, а если и возьмут, то он не будет там успевать за теми, кто такие курсы прошёл.

Впрочем, и курсы подготовки не дают никаких гарантий, что при собеседовании, которым теперь сопровождается поступление в школу, школа останется довольна уровнем подготовки, а не станет выговаривать родителям за недостаточно беглое чтение будущего первоклашки.

Дальше опять же первоклассник привыкает к тому, что именно родители в первую очередь отвечают за его грязь в тетрадках, за выполнение уроков, и за его отвод в школу — а так же и за то, чтобы его забрать из школы. В случае чего выговаривать по телефону за его учебные «косяки» будут им по телефону, а не ему.

Первоклассники ходят в школу или из школы за ручку со взрослым. Так же ходят и почти все второклассники, за исключением тех, кто живёт совсем близко.

В общем, значительная часть детей ходит под конвоем всю начальную школу — за этим следит охрана при входе. Школьник одевается и ждёт, пока на мониторе не появится его родитель. Только тогда охранник позволяет ему покинуть помещение школы.

В тех семьях, где не смогут нанять никого за деньги, дети окажутся вне системы школьного образования. Потому что школьная программа сейчас требует участия родителей или заменяющих их взрослых уже в формулировке домашнего задания

А дальше задача родителя — или посадить за уроки, или отвести к репетитору или в секцию. В общем, в современной семье требуется человек, занятый главным образом этими делами, что плохо совместимо с работой, так как трудно найти такую работу, которая совпадала бы с пребыванием ребёнка в школе.

Собственно эта система напоминает систему воспитания, свойственную господствующим классам прошлого. Ведь само греческое слово «педагог» пошло от обозначения раба, который водил за ручку сына хозяев в школу и из школы, и делал с ним уроки.

Только сейчас в роли такого «педагога» выступает неработающий член семьи, обычно бабушка или мать. Ну а те, кто побогаче, специального человека нанимают.

Это ведёт к тому, что с одной стороны в современных детях чем дальше, тем больше проявляются черты избалованных и капризных барчуков, которые привыкли, что рядом всегда есть кто-то, кто будет разруливать возникающие по жизни проблемы. В том числе и те проблемы, которые они создают себе сами.

А если такого члена семьи нет, так как все взрослые работают? Видимо, в тех семьях, где не смогут нанять никого под такую функцию за деньги, дети и окажутся вне системы школьного образования.

Потому что школьная программа сейчас требует участия родителей или заменяющих их взрослых уже в формулировке домашнего задания. «Спросите родителей…» «Сделайте с родителями…» «Попросите поискать родителей в интернете…» Именно так теперь формулируются домашние задания в современных школьных учебниках. Ну и учителя теперь спрашивают с родителя за то, что он не проследил за выполнение домашнего задания.

Однако такое положение дел, когда с ребёнком кто-то должен делать уроки, означает огромное количество людей — в основном, женщин — выключенных из активной экономической жизни. Потому что с работой это совместить крайне трудно, а часто и невозможно. Возможно, в условиях кризиса это и есть одна из целей такой политики.

При том, что многие женщины воспринимают такое положение вещей как должное. «Я забочусь о своём ребёнке, я вкладываю в него так много как могу», — рассуждают они, будучи искренне уверенными, что их старания с лихвой окупятся в будущем, как-то не обращая внимания на повышенную капризность своего подопечного, и его упорного нежелания учиться, скрытому и явному саботажу с его стороны всех их стараний.

А этот самый скрытый и явный саботаж есть предвестие огромных проблем, которые поджидают нас, когда это поколение вырастет.

Многие, думаю, встречали людей, которые очень не любят фрукты и овощи, так как их в своё время этими самыми фруктами и овощами перекормили. Нет, такой человек будет есть фрукты и овощи в ситуации, когда это входит в некую стандартную порцию, раздаваемую всем.

Но сам добровольно их не выберет, слишком его этим в своё время перепичкала заботливая родня.

Возникает вопрос: а не будет ли поколение, также перепичканнное знаниями, эти самые знания ненавидеть? Особенно если эти нынешние усилия никак не окупятся в будущем? И не обрушит ли цивилизацию это поколение в Новое Средневековье?


Леа Руж


***


Источник.
.

Метки: дети, образование, общество, семья, система, советский, ссср, школа

2 Комментария » Оставить комментарий


  • 31224 27122

    “О некоторых незаметных изменениях системы образования…” В настоящее время образования, как такового, просто НИГДЕ нет. Есть однобокое натаскивание обучающихся по отдельным предметам… Поэтому и спор о нём не имеет основы… Само слово “образование” означает “ОБРАЗА ВАЯНИЕ”… А какой образ выносят обучающиеся из своих школ и ВУЗов? НИКАКОЙ!!!

    У нас сейчас нет полководцев – только военачальники, нет учёных – сплошь профессоры, нет учителей – сплошь преподаватели… А чего они преподают? Каждый из них только “тянет одеяло на себя” и уверяет аудиторию в том, что именно то, что он преподаёт и является самым необходимым в жизни…
    То, чем сейчас занято Министерство образования, ещё далеко от того понятия, которое вложено в само слово “образование”… Это, скорее, – Министерство информированности по отдельным предметам…
    Наши волхвы, в дохристианской Руси, давали цельное представление и знание о мире, они определяли варну человека ещё в детском возрасте, как воспитывать (в ось питать), кем растить того или иного ребёнка. Образование – это когда, к примеру, математика вытекает их словесности, словесность – из географии, эта – из физики и т.д. И уже, после объединения всех предметов единое целое, может получиться цельное представление о мире, куда дети приходят уже более-менее подготовленными из тех или иных учебных заведений… Трудиться (не работать – работать от слова раб) в любимой профессии гораздо важнее престижного “образования”…
    Зачатки образования есть лишь в дошкольных учреждениях, где воспитательница на примере, положим, птички, расскажет о том, как она называется, чем питается (биология), как она поёт (искусство, музыка), куда улетает на зиму (география), сколько у неё крылышек, коготков на лапках (математика) и т.д… И ребёнок получает в дошкольном учреждении около 80% информации, которой он потом пользуется на протяжении ВСЕЙ своей жизни… Поэтому повышать зарплату надо, прежде всего, воспитателям дошкольных учреждений…
    Расходы на образование от общего бюджета страны:

    1941 (война) – 15,5%
    1942 (война) – 10,4%
    1943 (война) – 13,2%
    1944 (война) – 20,7%
    1945 (война) – 26,4%
    1994 (страшные 90-е) – 4,5%
    2019 (встали с колен) – 4,1%
    И даже в наших условиях детям не дают нужную информацию…

  • 678 614

    В конце статьи насчёт “перепичканных знаниями”: не дают там знаний в таком количестве. Ну, заставят зазубрить с детства, что “растения дышат” и люди даже не вникают потом в суть процесса, ведь они хорошо учились в школе.
    Насчёт сопровождения, так времена сейчас такие, что в рядом расположенную школу в могут не записать ребёнка по законам РФ, сказав, что нет мест, и многим приходится ездить в школу с 1 класса по 8 остановок туда-обратно в переполненном транспорте, где водитель может и нужную остановку проехать, если громко не попросить.
    Кто ж запрещает личное мнение автору статьи, а бдительность в городских джунглях ещё никому не навредила. Естественный отбор тоже никто не сможет отменить.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)