Василий Поленов – художник, обогнавший тысячилетие

1096 1

Называя творчество художника Василия Поленова пластом русского изобразительного искусства, исследователи не совсем точны в этом определении. Поленов успел создать не один такой пласт, так как достиг совершенства в нескольких направлениях.

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

«Христос и грешница», 1888

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

“На лодке. Абрамцево.”, 1880

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

“Московский дворик”, 1878

“Заросший пруд”, 1879

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.

“Портрет художника Ильи Репина”, 1879

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна. Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника.

“Монастырь над рекой,”1899

Стороны света в творчестве мастера

Василий Дмитриевич Поленов довольно рано стал академиком и получил широкое признание именитых коллег и просвещённой публики. Занимался преподаванием, поддержкой и популяризацией изящных искусств. Его учениками и последователями стали многие замечательные русские творцы. Среди них И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов и многие другие.

“Право господина”, 1874

С юных лет и до последних дней он много путешествовал. Это не были поиски праздной жизни. Во время поездок художник работал особенно много и продуктивно. Европейские турне, два больших путешествия на Ближний Восток к истокам христианства, русский Север, Поволжье, города российской глубинки, прифронтовые территории — все находило отражение в крупных циклах работ.

“Мечты”,1894

“В парке. Местечко Вёль в Нормандии”, 1874

Одной из отличительных черт картин маэстро часто называют продолжение русских традиций академического реализма. Но, возможно, главной особенностью всех его работ стала приверженность художника к светлой стороне мироздания. Действительно, в его работах всегда прослеживается поиск именно светлых истин, взглядов и суждений. Не выражение позитивных впечатлений — их трудно обнаружить во фронтовых зарисовках или трагических сюжетах — а поиск верного пути, истинных ценностей, светлой человеческой и природной сущности окружающего мира.

“Горелый лес”,1881

“Одалиска”, 1875

Тектонические пласты культуры

В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».

“Старая мельница”, 1880

“Стрекоза («Лето красное пропела…»)”, 1876

Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый “Поленовский дом” — только один из эпизодов деятельности живописца.

“Ближневосточный пейзаж”, 1881

Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:

“Бабушкин сад”, 1878

“Венецианский дож”, 1874

  • Классический портрет — признанный портретист того времени не только инициативно писал друзей и случайных встречных, он получал много заказов именитых особ;

“Пруд в Абрамцево”, 1883

  • Пейзаж — здесь Поленов признанный мэтр, но очень многие работы мало известны широкой публике из-за навязчивого распространения только части из них;

“Воскрешение дочери Иаира”, 1871

  • Библейский сюжет — золотая нить творчества художника, где его совершенствование и самобытность прослеживается на всём жизненном пути;

“Цезарская забава”, 1879

  • Историческая живопись — в этом жанре верный сын Отечества тоже достиг самой высокой пробы, не изменяя собственной манере и увековеченным канонам;
  • Театральная живопись, иллюстрация — книги, идеи афиш, театральные образы, стили созданные Василием Дмитриевичем вошли в состав элементов фундамента этого жанра.

“Парфенон. Храм Афины-Парфенос”, 1882

Заглавная картина: “Сосновый бор на берегу реки”

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 4607 3465

    “Воскрешение дочери Иаира”, 1871, художник Василий Поленов.

    Мк.5:22; Лк.8:41 19 И встав, Иисус пошёл за ним, и Его ученики. 20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю Его одежды, Мк.5:25 21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к Его одежде, выздоровею. 22 Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дочь! Твоя вера спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

    Вот это ДОКТОР. Так вот надо лечить больных!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru