Главная » Мировоззрение, Психология

Т.В. Черниговская: В мире рухнуло сразу всё

08:58. 19 августа 2019 1175 просмотров 14 коммент. Опубликовал:

Как научить мозг работать в таких условиях, рассказала профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме.

С тезисами ее выступления знакомит корреспондент "Росбалта" Анна Семенец.

«Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум.

Если представить себе некую страну, которая не может себе позволить войти в цифровой мир, можно считать, что ее вообще нет. Она не игрок. Люди могут там жить себе, корзиночки вязать, но они не участники общего дела», — отмечает Черниговская.


«Еще одна интересная фишка — растущее недоверие к информации. Я об этом много в последнее время думаю. Сейчас к информации такое отношение, как раньше было к сплетням: „Ну, мало ли, кто что сказал? Почему я должна верить?“

Но фокус в том, что это отношение сейчас обращено в сторону настоящих источников информации», — говорит она. Получается, люди еще не научились ориентироваться в растущем потоке информации и предпочитают не верить ничему.

По словам нейролингвиста, цифровая реальность рождает «новый вид» человека. «Я называю это „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“. Этот „хомо конфузус“ еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какую опасность мы уже попали. Но мы не можем откладывать решение. Потому что это наша жизнь», — считает она.

Вместо этого в обществе идут совершенно противоположные процессы. «Существует такая вещь как синдром отложенной жизни. Люди живут так, как будто сейчас идет черновик. Более того, так воспитывают детей: ты пока делай вот это и вот это, а потом, когда жить начнешь… А ведь он начал жить в тот момент, когда отцовкая и материнская клетка соединились. Это не черновик. Нельзя 20 лет человека держать, чтобы он что-то там потом начал», — отмечает Черниговская.

Наступает цивилизация праздности, к которой мы тоже, в общем, не готовы. «Что собираются делать все те люди, которых заменят цифровые системы? Когда мне говорят: „освобождается простор для творчества“, это вызывает у меня саркастическую улыбку.

Вы что, правда считаете, что несметные тысячи, на самом деле — миллионы людей, в освободившееся от тяжелой работы время начнут писать мадригалы и играть на лютне? Вы это всерьез? Произойдет совершенно противоположное. И мы не можем делать вид, что это не так», — подчеркнула она.

«Я веду вот к чему. Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо — то, что с нами происходит, это уже происходит. Мы уже попали в этот мир, и пути назад нет. Тут не нужно кокетничать. Нужно понять, как в этом мире жить. Я бы поставила вопрос жестко. А мы вообще планируем еще на этой планете жить, или мы все позиции сдаем? Потому что если мы их сдаем цифровому миру, тогда не о чем говорить. Можно пойти кофе пить. Если у нас какие-то планы на собственную жизнь есть, тогда нужно думать, как жить здесь», — считает она.

По словам Черниговской, мы такие, какие есть, вместе со всеми достижениями и провалами нашей цивилизации, благодаря нашему мозгу. «Люди живут не только в мире стульев, микрофонов и апельсинов, но еще и в мирах, которые они сами же и придумали. У нас есть способность оперировать знаками: человеческий язык, математика, музыка.

У нас, действительно, сложнейшая нейронная сеть — квадрилион соединений. Если начать на самом деле их считать, нам придется написать десятку и 85 нолей после нее.

В нашем языке даже нет слова, чтобы назвать это число. Это не просто больше, чем звезд во Вселенной. Это больше, чем элементарных частиц во Вселенной. То есть, мы должны отдавать себе отчет в том, что у нас находится в черепной коробке», — отмечает она.

Эксперты цифрового мира говорят, что мозг — это компьютер, набор алгоритмов, который гоняет себе нули с единицами. И что рано или поздно они смогут воссоздать его устройство.

«Но разве мозг — только алгоритмы? Сейчас то мы точно знаем, что нет. И если мозг — это компьютер, то как минимум не один — по типу. Какая-то часть мозга, может, и алгоритмы, и там действительно идет этот механический процесс. Но другая часть — это аналоговые вещи. Не будем сейчас про поэтов, художников.

Но даже Энштейн говорил: „Интуиция — священный дар, а разум — покорных слуга“. Он прямо пишет: „Даже если вывод, имеется в виду научный вывод, выглядит как результат логической работы, это только финал этой работы. Основная часть ее шла отнюдь не путем счетов-пересчетов“, — отмечает Черниговская.

Но главное, что нужно понять: нет объекта, который содержит информацию. Всегда есть объект и тот, кто читает все это. „Если перед нами будет лежать древнейший папирус, и не будет человека, который умеет его прочитать, то это никакая не информация. Это просто физический объект. То, что я вычитаю оттуда, зависит от того, какое у меня образование, какие у меня планы, зачем я это читаю.

К чему я клоню? Мы не можем встать на позицию, что люди не важны. Люди важны, потому что это они организуют информацию. Сама по себе информация болтается там где-то, нам от нее ни холодно, ни жарко“, — говорит она.

Как поделят мир человек и компьютер, пока не ясно. В этих вопросах вообще очень много неизвестных. „Например, что такое — глупый человек? Можем ли мы утверждать, что мозг абсолютного дурака все равно самое совершенное во Вселенной? Вопрос звучит как игривый, но на самом деле это очень серьезный вопрос. Если там все равно квадрилионы соединений, тогда мы можем вообще сказать, какой мозг умный, а какой — глупый?

В таком случае, мы какой искусственный интеллект создаем? Умный? А что это значит? Все тесты интеллекта в основном заточены на счет: умный тот, кто быстро считает. Простите за нескромность, но я вынуждена сказать: считаю я очень плохо, но что-то мне не кажется, что я полная дура. Поэтому нужно делить эти вещи. Мы знаем: можно быть человеком с очень низким интеллектом, но с абсолютной памятью. Это медицинский факт.

А гениальный искусственный интеллект возможен? И что это значит? Если удастся что-то такое создать, мы вообще узнаем, что он гениальный? Узнаем, что он — личность? Есть у нас для этого способ?

Будет ли искусственный интеллект чувствовать боль, страдать, сопереживать, или он будет все это имитировать? Ведь в цифровом мире нет боли и нет смерти, и это кардинально меняет всю картину. Компьютеры работают в измерениях, в которых живое не живет — в нанометрах и наносекундах.

И это те системы, которые будут принимать решения. И не надо тешить себя иллюзией, что все равно палец на кнопке будет человеческий. Это все — разговоры в пользу бедных. В конечном итоге все будет зависеть от того, какую информацию он получит“, — считает она.

И в то же время сейчас очевидно, что готовить по-старому к новому миру нельзя. „Это очень трудный вопрос. Если полуторагодовалый ребенок может сказать ‚Окей, Гугл‘, и система ему выдаст все, что он хочет, зачем ему приходить в класс, где плохо подготовленная учительница читает ему учебник?

Очевидно, система должна измениться. Мы должны сформировать способность жить в цифровом мире и не потерять человечность. Ведь в итоге все зависит от того, удалось ли вам выстроить отношения с семьей, с детьми, с коллегами и обществом в целом. Должны научить верифицировать информацию, противостоять стрессу, воспитать способность к переменам, научить постоянно учиться.

Если мы не свиньи, мы не можем так подставить наших детей, не подготовив их к тому, что их ждет“, — считает Черниговская. Поэтому образование будущего — это образование понимания, а не запоминания.

„В прошлом году меня позвали на сессию, которая называлась ‚Новая архитектура образования‘. Я думала, что архитектура — это что-то метафорическое. Но оказалось, что она не только метафорическая, но физическая. Финны, например, массово перестраивают здания школ. Они цветные, там нет стандартных аудиторий — все они меняют форму. Дети учатся то в одной, то в другой, то лежат, то бегают. Их учит то их один учитель, то другой. Все время меняются условия. Это очень важная вещь. Это значит, что они готовы к переменам“, — говорит эксперт.

„Последний, кого я хотела бы взять к себе на работу — это отличник, который хорошо считает. У меня для этого компьютер есть. Он все сосчитает сам. Мне нужен безумный какой-нибудь, который не так все делает, всем мешает, какую-то чушь порет. Из него получится какой-нибудь Нильс Бор. Точнее говоря, он уже есть Нильс Бор“, — говорит она.

Как тренировать мозг? „Он, как любая мышца, должен тяжело работать. Если мы ляжем на диван, и будем там лежать полгода, то мы не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться.

Мой ответ такой: мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно: что хотел сказать режиссер.

В таком случае мозг будет занят работой. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг. Их нет. Эти трюки — сама жизнь“, — подчеркнула Черниговская.



***


Спасибо коллеге  asdf232 за ссылку на источник.


.

Метки: информационная, образование, цифровая, человек, Черниговская

14 Комментариев » Оставить комментарий


  • 6296 5694

    Статью можно уместить в 3П ( Три “П”)

  • 8 2

    Другой мир наступил более 40 лет назад. “Отбор” начался значительно раньше. Видимо развитие процесса шло настолько плавно, что не всеми было своевременно осознано.

  • 458 410

    =мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно=
    Ежедневно – до предела, до отключки, до включения Интуиции, высших состояний Сердца – выхода во всеобщее Счастье – в Добросферу (не путать с купольными домами, занявшими страниц 12 поиска) https://pandoraopen.ru/2019-01-04/dobrosfera/
    В противном случае – тависток:
    “Если впечатлительность масс и отрицательные настроения в обществе усиливаются, то возможно создать атмосферу коллективного психоза. Этого легко добиться с помощью телевизора. Но какой же смысл, поддерживать постоянный уровень страха в обществе? Ответ прост – добиться разложения в обществе, заставив людей искать любые возможности для того, чтобы скрыться от террора, ставшего результатом невыносимой реальности, вынудить их отказаться от своих мнений и находить удовольствие в популярных развлечениях, сделать их склонным к припадкам гнева…”
    Проект “Мнение”. Тавистокский институт человеческих отношений. «Диктатура без слёз»
    https://mnenie.me/tavistock.html

  • 2111 1279

    Пустая “брехология” чтобы создать впечатление // какая я //

  • 1121 908

    “… все равно палец на кнопке будет человеческий. … В конечном итоге все будет зависеть от того, какую информацию он получит“ – чушь – какую информацию запросит – ту и получит.
    Анекдот на тему:
    Приходит Старик к Золотой Рыбке и говорит:
    - Хочет старуха, чтоб хрен у меня до земли был.
    Посмотрела Рыбка и откусила Старику ноги.
    Вывод – ТЗ надо формулировать правильно.
    Тогда не надо будет ИИ бояться.

    • 2111 1279

      Когда я работал преподавателем, то все “брахманы” во время занятий говорили о высоком. Об Эйнштейне, о полетах американцев на Луну, о грязной России и о компьютерах, которые заменят мозги.
      Перед зачетом все “брахманы” искали силовые методы давления. Через детей, родителей, медицинские услуги, ГАИ и прочее. Рекомендовали мне постирать рабочие рукавицы от навоза.
      Во время зачета они готовы были раздеться до гола и целовать сантехническую трубу.
      ВСЕ КАК ОДИН !!!
      После зачета они снова другим рассказывали о высоких технологиях, и о боге.

      • 1121 908

        И что ж вы преподавали?

        • 2111 1279

          Именно этот вопрос задают все евреи. Им не важен смысл
          Им важны анкетные данные. Кто я ? Где живу ? Что же преподавал ? и.т.д
          Все им это нужно чтобы определиться, целовать им трубу, или размазать собеседника.
          Но в настоящий момент со всеми секретными спецназами евреев меня размазать невозможно.
          Хотите – беседуйте. Не хотите – не беседуйте.

  • 3513 2917

    Мне статья понравилась, от начала и до конца (пусть и не абсолют). Я только для себя причешу мысли автора, как я их понял.

    Диспозиция на сегодня. Cиндром отложенной жизни – это синдром цивилизации праздности. Этой «цивилизации», которую взращивал западный капитализм последние 555 лет. Плодом которой стал „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“

    Основной сюжет . Но мы же ещё не сложили лапки, всё ещё планируем жить на этой планете ! Тогда надо перестроиться и поставить задачу «выживания» человечества. Надо сформировать способность, через средства, жить в цифровом мире и не потерять человечность. Исходным постулатом примем Энштейна с его: „Интуиция — священный дар, а разум — покорный слуга“. Это афоризм, за которым видится рациональное понятие, что какая-то часть мозга – алгоритмы ( идет механический процесс) , но более важная часть – аналоговые вычисления. Именно здесь важны люди , потому что это они изредка восклицают «Эврика !» и между мгновениями озарения организовывают алгоритмическую информацию .

    Эпилог. Инженерная психология подсказывает, что озарения («Эврика !») надо готовить. А для этого надо уразуметь – что такое «Умный» ? Тот, кто быстро считает ? Нет. можно быть человеком с абсолютной памятью (которая не будет ошибаться при подсчёте «в столбик») и при том иметь очень низкий «интеллект» ! А интеллект – это качество психики, способность объединять новые ситуации и использовать их для управления окружающей человека средой. Это не знание, а понимание знания ! Поэтому образование будущего — это образование эвристического понимания, а не ЕГЭ* шного запоминания. Но при этом мозг должен тяжело работать. Думать – это очень тяжело, если только думать, а не думать, что ты думаешь…

    J UDOV

  • 6644 5689

    Пошло, пошло разделение… Для одних наша реальность – вполне нормальная жизнь. Вполне законно существование и волков, и овец, которые служат для них пищей. Вполне законно напасть на слабого соседа и отобрать последнее, а затем ему же и доказать, что он сам был виноват. Массовое зомбирование-оболванивание вошло в норму. И вообще ситуация “раб, – покорись хозяину” – наилучшее решение всех проблем.
    Но есть люди, которые ещё помнят о своей человеческой сущности, знают о Космической Функции Человека – КФЧ. Поддерживают проект переустройства общества на принципах Справедливости. Один из таких проектов “Россия – Держава Света”, страна счастливых людей, живущих по Законам Мироздания. Эти люди имеют поддержку с уровня внепланетной власти. Имеется ввиду ГС – Галактическое Содружество, которое ведет активную работу по сохранению и переустройству нашей Солнечной Системы… Так что, ещё не всё потеряно, дорогие земляки!

  • 6644 5689

    Но самое актуальное сегодня – просвещение! Не просто образование, а именно ПРОСВЕЩЕНИЕ, приобщение людей к СВЕТУ, а не простое приобщение к обществу потребителей…

  • 7044 3294

    Если индивид не сможет различать добро и зло, то никакая инфа не поможет. Пример: иудейская мафия имеют огромные знания, которые помогли им захватить власть на планете Земля, но человечество то ведёт в пропасть!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)